Три века Дхармы

Три века Дхармы (кит. санъ ши, яп. сандзэ). Изложенная в ряде буд. сутр (в т.ч. «Мяо фа лянь хуа цзин» — «Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы» и др.; см. «Саддхармапундарика-сутра») доктрина трех эпох восприятия Учения/Дхармы Будды Шакьямуни после его ухода из человеческого мира: «века истинной Дхармы» (чжэн фа ши дай), «века подобия Дхармы» (сян фа ши дай) и «века конца Дхармы» (мо фа ши дай; см. также Маппо). В свою очередь, Т.в.Д. подразделяются на периоды: «век истинной Дхармы» — на 1) период освобождения от «неведения» Дхармы и обретения просветления и 2) период размышления над сутью Дхармы, т.е. усвоения сокровенных истин буд. учения; «век подобия Дхармы» — на 3) период чтения и декламирования сутр, т.е. следования «букве» Дхармы, и 4) период возведения храмов и пагод — показного почитания объектов культа; «век конца Дхармы» — на 5) период исчезновения истинной Дхармы. Это время кризисов, раздоров, стихийных бедствий, эпоха всеобщего упадка.

Продолжительность Т.в.Д. по разным источникам различна: «век истинной Дхармы» — 500 или 1000 лет, «век подобия Дхармы» — 1000 или 500 лет, «век конца Дхармы» — 10 000 лет.

Согласно «Сутре о Великом собрании» («Да цзи цзин»), первые 500 лет после ухода Будды — это период освобождения, 2-й период в 500 лет — период дхьяны (см. Чань-сюэ), 3-й период в 500 лет — период многослушания, 4-й период в 500 лет — период строительства ступ и храмов, 5-й период в 500 лет — период борьбы и раздоров.

В «век истинной Дхармы» равнозначно функционируют три гл. составляющие Дхармы, определяющие ее истинность: «учение»; «деяния», совершаемые согласно «учению»; «свидетельство» о достижении спасения в результате совершения «деяний» согласно «учению», даваемое Буддой (т.е. подтверждение Буддой того, что, совершая эти «деяния», живые существа достигнут нирваны, станут буддами, обретут наивысшее просветление).

В «век подобия Дхармы» совершаются «деяния» согласно «учению», но это делается неискренне, напоказ; «свидетельство» о достижении спасения отсутствует, т.е. дискриминируется одна из осн. составляющих Дхармы — результат, или «плод», ее проповеди и следования ей в человеческом мире. Дхарма (как «учение» и как «деяния») функционирует самостоятельно, независимо от живых существ и не ведет их к спасению.

В «век конца Дхармы» «учение» воспринимается как нечто абстрактное, «деяния» согласно «учению» не совершаются, так что наличие «свидетельства» обретения спасения уже невозможно. В конце этой эпохи у живых существ исчезает даже воспоминание о существовании Дхармы, т.е. наличествует абсолютное «неведение». Отсюда следуют два важных вывода: во-первых, страну, вступившую в «век конца Дхармы», и ее население постигают различные несчастья; во-вторых, должен появиться спаситель, призванный освободить людей (и шире — «живых существ») от «неведения».

К этой доктрине нередко апеллировали создатели эсхатологич. теорий на Дальнем Востоке. На ее основе в Китае в VI в. сложилась школа саньцзе-цзун, учение к-рой нашло отражение в яп. буддизме эпохи Нара (710-794).


Лит.: Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Япония). Т. 1. Токио, 1972; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии: Очерк ранней истории. М, 1987; он же. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998.

По материалам А.Н. Игнатовича

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика