Тода Дзёсэй

Тода Дзёсэй, Тода Джосэй (1900, дер. Ацута, преф. Исикава, о-в Хоккайдо,— 1958, Токио) — мыслитель, педагог, математик, 2-й президент об-ва Сока гаккай. Детство и отрочество провел в дер. Ацута. В возрасте 20 лет уезжает в Токио, где знакомится со своим будущим наставником — Макигути Цунэсабуро. В 1923 Тода создает частную школу «Дзисю гаккан», где обучает детей по методике, разработанной Макигути. В 1928 вслед за Макигути Т.Д. становится последователем учения Нитирэна. В 1930 при большой поддержке Т. было начато издание труда Макигути «Педагогическая система созидания ценностей» («Сока кёикугаку тайкэй»). Эта дата считается годом основания Сока кёику гаккай (Педагогическое общество созидания ценностей — ныне Сока гаккай), президентом к-рого был Макигути, а генеральным директором — Т.Д., добровольно оказывавший финансовую поддержку деятельности единомышленников.

Сока кёику гаккай первоначально состояло из педагогов, но затем преобразовалось в религ. движение последователей буддизма Нитирэна за создание истинного блага для каждого человека и об-ва в целом. Оно вскоре приобрело общенац. масштаб, но стало подвергаться преследованию властей, осуществлявших тогда идеологич. контроль под знаменем государственного синто. В связи с этим в 1943 Макигути и Т.Д. были арестованы. Освободившись после двухлетнего заключения в тюрьме, Т.Д. приступает к восстановлению Сока кёику гаккай, переименовав об-во в Сока гаккай (1946). В 1951 он становится его 2-м президентом. Под руководством Т.Д. численность Сока гаккай возросла до 750 тыс. семей в 1957. Все годы своей деятельности Т.Д. активно занимался воспитанием молодых единомышленников в т.ч. Икэды Дайсаку, ставшего его преемником. Кроме того, он выступил с декларацией о запрещении атомной и водородной бомб, что послужило началом миротворческого движения Сока гаккай. За период его руководства были разработаны осн. направления и структуры движения Сока гаккай за мир и развитие культуры и образования. В 1958, передав эстафету миссии распространения буд. учения Нитирэна Д. Икэде и др. ученикам, в возрасте 58 лет он скончался.

В результате интенсивных размышлений и исследований «Лотосовой сутры» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра») в тюрьме Тода познает сущность будды как потенциальную природу жизни. К такому выводу он пришел в результате изучения отрывка из первой главы «Сутры о бесчисленных значениях» (санскр. «Ананта-нирдеша-сутра», яп. «Мурёги-кё»), считавшейся вступлением к «Лотосовой сутре», где приводится описание будды в форме тридцати четырех отрицаний: «Будда не там и не здесь, он не приходит и не уходит, не говорит и не молчит...». В его понимании будда представляет собой не трансцендентное существо, а потенциальное свойство, к-рым обладают все живые существа. Словом, будда — это жизнь в смысле как индивидуального, так и вселенского бытия. Бодхисаттвами, упомянутыми в «Лотосовой сутре», по его мнению, являются те, кто следует и распространяет ее учение. Учение Т.Д. представляло собой совр. интерпретацию буддизма Нитирэна, основанную на теории созидания ценностей Макигути.


Соч.: Тода Дзёсэй дзэнсю (Полное собрание сочинений Тоды Дзё- сэя). В 5 т. Токио, 1965-1966.

Тайра Сунао

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика