Трайрупья

Трайрупья (санскр. trairupya, букв, «трехаспектное») — в инд. логике правило, призванное отделить подлинный выводной знак (линга), или основание (хету) логич. вывода (анумана), от мнимого (абхаса). Среди ученых нет единого мнения относительно имени создателя этого правила. Нек-рые считают, что его сформулировал Дигнага, другие находят его аналоги у Васубандху (концепция mpuxemy в «Вадавидцхи»). Правило Т. использовалось прежде всего в дебатах для «отсеивания» псевдо- или мнимых аргументов (см. Хетвабхаса). Согласно Т., хешу (основание) должно удовлетворять трем критериям: 1)Быть свойством локуса, или субстрата вывода, — пакши (пакшадхарматва), наряду с выводимым свойством (садхъя). Напр., в выводе о наличии огня за холмом, из-за к-рого поднимается дым, дым является хету, присутствующим в том же локусе (пакте — холме), что и садхъя (обладание огнем). 2) Присутствовать в др. локусе, характеризуемом такой же садхьей: огонь сопровождается дымом в кухонном очаге (положительный пример — сапакша). 3) Отсутствовать в локусе, характеризуемом отсутствием садхъи: в озере нет дыма, стало быть, нет и огня (отрицательный пример — випакша; см. Дриштанта; Панча-аваява-вакья).

В дискуссии первый критерий исключает нерелевантные основания, второй — основания, к-рые нигде не встречаются или встречаются лишь в обсуждаемом случае, третий — основания, к-рые встречаются лишь в данном выводе либо в его отрицании. С нарушением первого критерия связывается такая разновидность псевдооснований, как «непризнанные», или «неустановленные» (асиддха, апра-сиддха), с нарушением либо второго, либо третьего — «амбивалентные» основания (анайкантика), с нарушением второго и третьего — «противоречивые» {ейруддха).

Концепция Т. была предметом разных толкований. К. Поттер выделяет три стадии в ее развитии: на первой стадии (до Дигнаги) второй и третий критерии понимались как относящиеся к одному множеству объектов, обладающих или не обладающих обсуждаемым выводимым свойством (огнем), — напр., множеству кухонных очагов или множеству озер. На второй стадии (Дигнага и др. логики) третий критерий соотносится со всеми множествами таких объектов. На третьей стадии (после Дхармакирти) это распространяется и на второй критерий. На этой последней стадии для правильного вывода считается достаточным соответствие либо первому и второму, либо первому и третьему критериям.


См. также ст.: Анумана; Хету; Хетвабхаса.
Лит.: ElPh. Vol. 2. Indian Metaphysics and Epistemology. The Tradition of Nyäya-Vaisesika up to Gangesa / Ed. by K.H. Potter. D., 1977. P.191- 197.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика