Трилока

Трилока (санскр. triloka, «три места») — небо, земля и подземный мир, т.е. все существующее, вселенная. Синонимом понятия Т. является трибхувана («три мира»). В ведийской космогонии трехчастной структуре вертикального деления пространства предшествовало изначальное состояние недифференцированного единства: «Не было не-сущего, и не было сущего тогда. / Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. / Что двигалось туда и сюда? Где? Под чьей защитой? / Что за вода была — глубокая бездна? / Не было ни смерти, ни бессмертия тогда. / Не было ни признака дня (или) ночи. / Дышало, не колебля воздуха, по своему закону Нечто Одно, / И не было ничего другого, кроме него. / Мрак был сокрыт мраком вначале. / Неразличимая пучина — все это» (Ригведа Х.129). Более ранние космогонич. мифы разделяли это первоначальное состояние на две части (в мифе о хиранъя-гарбхе — «золотом яйце», расколовшемся на две половины — золотую и серебряную, из к-рых возникли соответственно небо и земля). Трехчастная схема представлена в мифологеме о «трех шагах Вишну», создающих вселенную и моделирующих ее структуру. В индуистской мифологии сварга-лока — небо, где помещается рай Индры {индра-лока), расположенный на вершине горы Меру в антарикше, сюда попадают храбрые воины, павшие на поле битвы; нарака-лока — подземный мир, где, согласно «Атхарваведе» (11.14; V. 19), демоны терзают грешников. Впоследствии как верхний, так и нижний миры подразделялись еще на семь уровней. Верхний мир (включая и землю): 1) бхур-лока, или бхуми-лока (земля), 2) бхувар-лока (пространство между землей и солнцем, обиталище мудрецов), 3) свар-лока (пространство между солнцем и Полярной звездой, обитель Индры), 4) махар-лока (местопребывание Бхригу и др. святых), 5) джана-лока (местопребывание сыновей Брахмы), 6) тапар-лока (местопребывание божества Вирадж), 7) сатья-лока, или брахма-лока (местопребывание Брахмы). Нижний мир: 1) атала (его владыка — Махамайя), 2) витала (владыка — Хатакешвара, одно из проявлений Шивы), 3) сутала (владыка — Бали), 4) талатала (владыка — майя), 5) махатала (местопребывание гигантских змеев), в)расатала (местопребывание демонов — дайтьев и данавов), 7) патала (владение Васуки и нагое).

В буд. философии мифологии, модель трехчастного деления мира обычно заменяется концептуальной схемой «трех сфер» (кама-дхату, рупа-дхату и арупа-дхату). В этой схеме обитатели всех «трех миров» подразделяются на тех, кто еще подвержен своим желаниям в сфере кама-вачара или кама-дхату (а это могут быть и боги, и люди, и животные, различные мифич. обитатели небес и подземного мира), на тех, кто уже научился не зависеть от желаний, но еще пребывает в «сфере форм», и тех, кто вступил в сферу «без форм». Покинуть «сферу желаний» можно только в результате целенаправленных усилий, работы с сознанием. В космологии махаяны (т.н. асанкхея космологии), на смену концепции Т. пришла иная — сахалока, в соответствии с к-рой неисчислимое количество миров формируется в мегасистемы — сахалоки. Таких миров, как говорится в буд. текстах, «больше, чем песчинок в Ганге». В философии йогачары Т. рассматривается как синоним сознания: «Что касается трех миров, то они есть не что иное, как только сознание» (Дашабхумика-сутра).

С.Ю. Лепехов

Концепция трилока. Ориентируясь на разнообразие кармического опыта, буддизм стремится увеличить количество мирозданий до бесконечности. В «Висуддхимагге» Буддагхоса говорит о 1000 мирозданий со своими солнцами и лунами. Все они являются мирами сансарного опыта, имеющими одинаковую трехступенчатую структуру, включающую мир чувственных желаний (кама-лока), мир форм (рупа-лока) и мир не-форм (арупа-лока). Каждый из миров подразделяется на сферы, их всего 32. Мир чувственных желаний разделен на 11 сфер, в к-рых опыт определяется пятью чувственными способностями. Семь из миров кама-лока считаются благоприятными — это места пребывания дэвов и людей; четыре неблагоприятны (миры асуров, животных, голодных духов, существ ада). Мир форм (рупа-лока), разделен на 17 сфер, населенных дэвами, чьи тела состоят из тончайшей светоносной субстанции, позволяющей им испытывать возвышенные ментальные состояния. Эти сферы достижимы для тех, кто в результате практики дхьян сумел полностью искоренить в себе аффекты (авараны, клеши) ненависти и злонамеренности. Три высшие сферы этого мира доступны лишь «невозвращенцам» (анагами) и архатам, ниже находятся миры дэвов (сюда буддисты помещают нек-рых брахманистских богов, напр. Брахму-Сахампати, к-рый попросил Будду проповедовать Дхарму). Мир не-форм (арупа-лока) разделен на сферы в соответствии с четырьмя уровнями безобъектной медитации (самапатти): бесконечности пространства, бесконечности мысли, бесконечности небытия и бесконечности сознания и несознания. Обитатели этих сфер не имеют ни физического, ни ментального тела, представляя собой чистые сознания. Каждое мироздание проходит свой цикл развития, разрушается и потом возрождается. Однако все они находятся в пределах сансары и подвержены духкхе. Хотя пребывание в нек-рых из них, напр, в обителях богов, чрезвычайно длительно, оно все же конечно, поэтому гл. цель буд. практики — нирвана — лежит за пределом трилоки.

См. также ст. Лока.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика