Тришна

Тришна (санскр. trsna), таньха (пали tanhä, букв, «жажда») — страстное желание, тяга к удовлетворению, к-рая, в соответствии со 2-й Благородной истиной, считается в буддизме причиной духкхи (см. Чатвари арья сатьяни). Т. есть источник и движущая сила перерождения: «Мир движим жаждой, мир вращается жаждой, все под властью лишь одной только жажды» (Сутта-нипата, Таньха-сутта, 1.7.3). Жажда — это не просто метафорическое обозначение желания, это — фундаментальная потребность человека, свойственная ему психологич. необходимость получать удовольствия и избегать страданий, возникающая автоматически (ср. Эрос и Танатос у Фрейда). Все аффекты — страсть, ненависть, зависть и пр. — проистекают из Т., этому желанию подчинены чувства, воля и ум человека (если мы хотим пить, то нас интересует вода, и больше ничего). В цепочке факторов взаимозависимого возникновения (пратитья самутпада) Т. обусловливается приятным, неприятным или нейтральным ощущением (ведана) и, в свою очередь, обусловливает стремление к присвоению (упадана) чувственных объектов. Т. является особо важным звеном пратитья самутпады. До нее цепочка обусловливания развертывалась автоматически, реализуя «запрограммированность», созданную в прошлом существовании. Где-то между веданой и упаданой наступает момент, когда индивид имеет возможность что-что сделать со своей настоящей и будущей жизнью: либо продолжать испытывать жажду и тем самым обусловить возникновение привязанности к чувственным объектам и двигаться по цепочке далее, к новому рождению, либо прервать ее развертывание и с помощью особой медитативной практики мысленно прокрутить ее в обратном направлении. Жажда удовольствий предполагает ощущение приятного и т.п.; оно, опирается на контакт с чувственными объектами (спарша); контакт же предполагает наличие шести чувственных способностей (аятаны), к-рые, в свою очередь, нуждаются в существовании психофизич. организма (нама- рупа); тот опирается на способность к различению (виджняна), сформированную кармическими факторами прошлого существования (санскара); они же укоренены в невежестве (авидья). Т.о., именно с Т. начинается закабаление индивида в сансаре. Согласно традиции, пробуждение (бодхи) искореняет Т., разрушая тем самым источник будущего рождения.

Т. подразделяется на три разновидности: 1) жажда чувственных удовольствий {кама-тршина)\ 2) жажда продолжения существования (бхава-тришна); 3) жажда самоуничтожения (вибхава-тришна). Синонимы Т. —рага (страсть) и лобха (похоть). Все вместе они составляют самые труднопреодолимые препятствия к духовному прогрессу (клеша, аварана). Рассмотрим эти разновидности более подробно.

1) Центральная тема ранней дидактич. буд. лит-ры — это прежде всего чувственные желания и то зло, к-рое они несут с собой. В «Махадуккха-ккхандана-сутте» (Маджджхима-никая 1.83-90) Будда Шакьямуни провозглашает чувственные удовольствия причиной всех возможных несчастий человека: из-за них «цари ссорятся с царями, аристократы с аристократами, брахманы с брахманами, домохозяева с домохозяевами, мать с сыном, сын с матерью, отец с сыном, сын с отцом, брат с братом, сестра с сестрой, друг с другом. Из-за них происходят битвы, войны, убийства, грабежи, наказания, казни, мучения, перерождения в низких состояниях». Будда видит только один выход — избавление от привязанности к желаниям через практику медитации.

Чувственные удовольствия подразделяются на удовольствия для зрения, слуха, вкуса, осязания, тела и ума (глаза жаждут приятных форм, цветов, красок, уши — звуков, язык — вкусной пищи, нос — приятных запахов, тело — ласки, ум — идей, концепций). Кама-тришну у простых людей Будда сравнивал с удовольствием, к-рое испытывает прокаженный, когда чешет или прижигает раскаленными угольями свои раны — эти действия временно отвлекают несчастного от страданий, но подобное «удовольствие» является частью болезни — оно только усугубляет ее. Если прокаженному удалось вылечиться и он видит, как другой прокаженный расчесывает свои раны, подумает ли он об этом занятии как об удовольствии? — спрашивает Будда и тут же заключает, что монаха, овладевшего своими чувствами, как и человека, излечившегося от проказы, уже не привлекает то, что раньше казалось ему приятным (Маджджхима-никая, Магандия-сутта 1.501-513).

2) «Жажда существования» — либо желание вечного существования, связанное с верой в вечный атман (сассатавада), либо, в более общем плане, — стремление продолжать существовать в качестве самого себя, своего эмпирич. «я» (осознание себя через фразу «Я есмь» — aham asmi). В любом случае жажда жизни — бхаватришна — безначальна, как и неведение {авидья): они постоянно подпитывают друг друга.

3) «Жажда несуществования» — стремление к самоуничтожению, основанное на вере в разрушение атмана после смерти тела (уччхедавада), либо стремление не быть собою, измениться, перестать быть тем, кто ты есть, и стать другим, т.е. влечение к будущему существованию.

В махаяне происходит переосмысление отношения к желанию. Цитируя знаменитые слова из «Махавасту»: «О желание, я знаю твой корень, ты возникаешь из концептуального представления», — философы мадхьямаки заменяют прежнюю стратегию искоренения чувственных желаний через самонаблюдение (практика смрити) новой — выявление пустоты концептуальных построений, к-рые лежат в основании объекта желания. Это подготовило переход к тантрической практике использования энергии желаний для духовных целей.


См. также ст.: Аварана; Ваджраяна; Духкха; Клеша.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика