Трияна

Трияна (санскр. triyäna, кит. сонь шэн) — «три колесницы». Используемый буддизмом махаяны (кит. да шэн — «великая колесница») термин, обозначающий степени проникновения в глубины буд. учения.

Под «первой (низшей) колесницей» понимается уровень шраваков (санскр. sravaka — «слушающие голос», кит. шэн вэнь — «[воспринимающие] звуки [мудрости] культуры»), как первоначально именовались ученики Будды Шакья- муни, а позднее —- приверженцы хинаяны (кит. сяо шэн — «малая колесница»). «Слушающие голос» признают осн. заповеди и гл. положения буддизма — всеобщность страдания, непостоянство сущего, отсутствие индивид, субстанциального «я» (см. Анатмавада, кит. у во), однако еще не готовы к принятию учения махаяны. «Вторая (средняя) колесница» — «колесница пратьекабудд» (кит. юань цзюэ фо — «самостоятельно ставшие буддами»), т.е. аскетов, достигающих высшей цели буддизма — просветленного состояния (санскр. бодхи, кит. пути) и нирваны (кит. непань) самостоятельно, без участия наставника, и отказывающихся от проповеди учения. Как и шраваки, они считались последователями хинаяны. Выделялось два типа пратьекабудд: первые обретали просветление в присутствии Будды, хотя и не становились его учениками, а вторые — исключительно в результате самостоятельных размышлений над бренностью и непостоянством сущего.

«Третья (высшая) колесница» — «колесница бодхисаттв», т.е. собственно учение махаяны. Первоначально под бодхисаттвой (кит. путисадо, пуса) понимался будущий будда, позднее — любой человек, стремящийся к достижению полного «просветления», признающий учение махаяны и практикующий шесть парамит— «совершенств», «подобно плоту перевозящих на др. берег существования», т.е. в нирвану. К числу шести парамит относились: терпение, подаяние, нравственность (соблюдение буд. заповедей), мужество, медитация (созерцание), мудрость. В «классич.» махаяне бодхисаттва воспринимался как наделенный сверхъестеств. способностями святой, обладающий высшей премудростью и великим состраданием, в силу к-рого он отказывается от нирваны во имя «спасения всех живых существ». Бодхисаттва наделен полным пониманием учения махаяны, прежде всего — доктрины пустотности (санскр. шуньята), или относительности всего сущего.

Помимо учения о «трех колесницах», окончательно оформившегося в системе взглядов школы тяньтай (см. Тяньтай-цзун) в VI в., в махаяне существовала доктрина «единой колесницы» (и шэн), характерная для ряда течений кит. буддизма, прежде всего для школы хуаянь (см. Хуаянь-цзун). Под «единой колесницей» понималось наивысшее учение, трактуемое как «четвертая колесница» — предельная степень проникновения в мудрость буддизма, либо как доктрина, включающая в себя достоинства всех остальных и потому их заменяющая.


Лит.: Мялль Л.Э. К буддистской персонологии // Труды по знаковым системам. Вып. 5. Тарту, 1971; Игнатович А.Н. Буддистские толкования путей спасения (на примере Лотосовой Сутры) // XI НК ОГК. Тезисы и доклады. Ч. 1. М., 1980; он оке. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 229-230; Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и Дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент, и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998. С. 339-343.

Е.А. Торчинов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика