Цонкапа

Цонкапа (тиб. Tsong kha pa), также Дже Цонкапа, Цзонхава. 1357, пров. Амдо, Тибет, — 1419. Тиб. буд. мыслитель и реформатор тиб. буддизма, основатель школы гелук. Родился в семье последователей школы ньингма. В семилетнем возрасте принял обеты гецула (первая степень монашеского сана) и имя Лосанг Дракпа, под к-рым впоследствии стал известен. Получил разностороннее буд. образование в монастырях школ сакья, кагью, кадам, шалу.

Ц. продолжил и усовершенствовал ту модель развития тиб. буддизма, к-рая была разработана Атишей (982-1054) и развивалась в дальнейшем его учеником Дромтонпой (1005-1064) и Сакья-пандитой (1182-1251). Развивая учение Атиши, в соч. «Три основы пути» Ц. сформулировал общую основу буд. практики: «отречение, бодхичитта, постижение пустоты», что позволило выделить суть буд. учения в массе распространившихся в Тибете в его время второстепенных текстов и ритуалов, зачастую не выходивших за рамки бытовой магии. Концепция единого поэтапного пути совершенствования при многообразии практик и подходов позволила ему объединить в единое целое учения различных тиб. школ и послужила методологич. основой для создания целостной концепции поэтапного буд. монастырского образования, включающего как светские, так и духовные дисциплины (см. Образования философия).

Обучение осн. дисциплинам в системе Ц. предполагало освоение пяти последовательных курсов: 1) парчин (санскр. праджняпарамита); 2) цема (санскр. праманавада — эпистемология); 3) ума (санскр. мадхьямака); дулва (санскр. виная — правила поведения монахов); 5) дзо (санскр. абхидхарма). Полный курс образования занимал ок. 20 лет, после чего можно было продолжить совершенствование в области тантры. Именно образованность и строгое следование монахов школы гелук обетам винаи (к чему Ц. был особенно требователен) снискали им уважение тибетцев.

В области воззрений (тава) Ц. стремился очистить понимание прасангика- мадхьямаки от всякого рода интерпретаций (в части., доктрины шентонг; см. Шентонг — рантонг), искажавших, по его мнению, смысл учения Чандракирти. При этом Ц. придавал большое значение и логике Дхармакирти, полагая, что она необходима для правильного познания в сфере относительного уровня реальности, в то время как на абсолютном уровне (см. Две истины) действует лишь «высший анализ» Чандракирти, делающего упор на пустоте любого объекта, хотя и признающего обе реальности в определенном смысле одинаково истинными — каждая на своем уровне. Такие воззрения Ц. впоследствии вызывали критику других тиб. интерпретаторов мадхъямаки, таких как Горампа Сонам Сенге, Мипам Ринпоче и др. Чрезвычайно важную роль Ц. отводил и практике тантры: его гл. принципом было соединение высокой образованности и йогического опыта, что было в его время большой редкостью. Сам Ц. провел в уединенном затворничестве много лет. Ц. является автором 13-томного собр. соч., в к-рое входит ряд его больших работ по буд. философии. Наиб, известны два соч.: «Ламрим ченмо» («Большое руководство к этапам пути пробуждения») и «Нгакрим ченмо» («Большое руководство к этапам пути тантры»).

Не будучи связанным по происхождению с какими-л. влиятельными родами, Ц. тем не менее благодаря своему высочайшему авторитету создал теоретич. и институциональный базис для объединения тиб. общества в единое культурное и социальное целое. Так, он ввел новогодние молитвенные собрания монлам, ставшие важнейшим общетибетским праздником. Объединение доктрин различных филос. школ, институционального, тантрического и «народного» буддизма, обоснование и утверждение социального статуса монашества как центрального в тиб. обществе стали главным итогом реформ Ц., послуживших основой для формирования в дальнейшем тиб. буд. теократич. государственности.

Осуществляя программу Ц., его прямые ученики Джамъян Чойдже (1379-1449) и Джамчен Чойдже Шакья Ешей (1354-1435) основали известные гелукпинские монастыри Дрепунг (1416) и Сера (1419), Кедруп Дже стал первым панчен-ламой, а Гендун Друп (1391-1447) был признан первым далай-ламой.


Соч.: Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути пробуждения / Пер. с тиб. А. Кугявичуса под общей ред. А. Терентьева. СПб., 1994-2000; rJe Tsongkhapa. Ocean of Reasoning. A Great Commentary on Nägärjuna's Mülamadhyamakakärikä / Transi, by Geshe Ngawang Samten and Jay L. Garfield. Oxford University Press, 2006.
Лит.: Life and Teachings of Tsong Khapa / Ed. by R. Thurman, transi, by Sherpa Tulku. Dharamsala, 1982 (Library of Tibetan Works and Archives); Tillemans T.J.F. Scripture, Logic, Language: Essays on Dharmakirti and His Tibetan Successors. Bost., 1999; Лепехов С.Ю. Роль Цзонхавы в формировании буддийской культуры и цивилизации // Гомбожап Цыбиков — выдающийся ученый и путешественник. Вып. 1. Улан- Удэ, 2008. С. 114-123; Roach M, McNally С. King of the Dharma. The Illustrated Life of Je Tsongkapa, Teacher of the First Dalai Lama. Diamond Cutter Press, 2008.

С.Ю. Лепехов, A.A. Терентъев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика