Цзун-ми

Цзун-ми 780-841. 5-й патриарх буд. школы хуаянь-цзун («школа [Сутры] цветочной гирлянды») и одновременно 4-й патриарх направления хэцзэ школы чань (чань-цзун). Иногда именуется Гуй-фэн Цзун-ми (Цзун-ми с Пика Нефритового Скипетра — по назв. пика в горах Чжуннанынань пров. Шэньси, где находился монастырь Цаотан-сы, в k-ром жил Ц.). Важнейшие из его многочисл. (ок. 200 цз.) филос. соч. — «Юань жэнь лунь» («Суждения о началах человека») и «Чань юань чжу цюань цзи ду сюй» («Предисловие к Полному собранию сочинений об истоках чаньского созерцания»). Он составил также утраченный ныне сб. «Чань цзан» («Чаньская сокровищница») — дополнение к Трипитаке (см. «Да цзан цзин»). Ц. разработал учение, призванное объединить школы кит. буддизма под главенством хуаянь-цзун. Психотехнику чань-буддизма {чань — «созерцание») он рассматривал как форму практич. реализации философии (цзяо) хуаянь, выдвинув тезис о «единстве учения и созерцания» (цзяо чань и чжи). В «Юань жэнь лунь» история буд. философии рассматривается как движение от низших форм к доктрине хуаянь — абсолютно совершенному учению, синтезирующему элементы истинного знания, к-рые содержатся в др. учениях, и вместе с тем их превосходящему. Движение к более совершенному знанию описывается в хронологич. последовательности: каждое последующее учение включает в себя положительные моменты предыдущего. «Низшие» учения для Ц. — конфуцианство и даосизм, рассматриваемые вне хронологич. связи; затем следуют «учение небожителей» (жэнь тянь цзяо) — воспринятые на примитивном уровне нормы буд. вероучения; хинаяна; махаянские школы — виджнянавада (см. Вэйши-цзун), мадхьямака (см. Сань- лунь-цзун; по Ц., по сян цзяо — «учение о разрушении свойств [дхарм]») и выделяемое из махаяны учение школы хуаянь. Концепция Ц. конкретизировала и рационализировала классификац. схему, предложенную Фа-цзаном (VII—VIII вв.) в доктринер цзяо («пять учений»).


Соч.: ТСД. Т. 45, № 188. Токио, 1968; Цзун-ми. О началах человека (Юань жэнь лунь) / Пер. Е.А. Торчинова // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1. СПб., 1992. С. 72-100; он же. Предисловие к собранию разъяснений истоков чаньских истин / Пер. К.Ю. Солонина // Там же. С. 100-128; вып. 2. СПб., 1993. С. 99-127; Нанъ Тин. Биография великого учителя с Пика Нефритового Скипетра / Пер. К.Ю. Солонина // Там же. Вып. 1. СПб., 1992. С. 128-130; Цзун-ми. Чаньские истины / Пер. Е.А. Торчинова, К.Ю. Солонина. СПб., 1998.
Лит.: Jan Jun-hua. Tsung-mi: His Analysis of Ch'an Buddhism // Toung Pao 8: 1-54. 1972. Vol. 58. No. 4; VerduA. Dialectical Aspects in Buddhist Thought: Studies in Sino-Japanese Mahayana Idealism. Kansas-New York, [1974]; Янгутов Л.Е. Философское учение школы Хуаянь. Новосиб., 1982; Чжунго гуцай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань. Сюй бянь (Критические биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнения). Кн. 3. Цзи- нань, 1982. С. 83-138; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 119-121.

Е.А. Торчинов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика