Цзинту-цзун

Цзинту-цзун («школа Чистой земли»), лянь-цзун («школа лотоса»). Одно из крупнейших течений кит. буддизма, исповедующее общемахаянский культ будды Амитабхи (яп. Амида; отсюда зап. термин амидаизм, обозначающий Ц.) как единственно возможное средство спасения и испытавшее значит, влияние учения тянь- тай-цзун. Название происходит от осн. постулата Ц.: будда Амитабха — центр, объект поклонения — обитает в райской Чистой земле (кит. цзин ту) на Западе и стремится спасти все живые существа, возродив их там. В основе учения лежит идея «думания/памятования о будде» (нянь фо) — перманентного вызывания в сознании образа будды Амитабхи и достижения тем самым спасения верой в него и многократным повторением (рецитацией) его имени в мантре «Наму Амито-фо» («Поклонение будде Амитабхе», яп. «Наму Амида буцу») и духовного созерцания Чистой земли.

Считающаяся возникшей в V в., до XIII в. Ц. может называться «школой» довольно условно: отсутствие четкой преемственности патриархов и собств. монастырской структуры превращало ее в весьма аморфное образование, поддерживавшееся только единством культа будды Амитабхи, со временем становившегося все популярнее и популярнее. В религ. деятельности Ц. активное и широкое участие принимали не только монахи, но и миряне. Подобно школе чань (см. Чань- цзун), она относительно благополучно перенесла «гонение годов Хуй-чан» (IX в.) и вместе с ней стала ведущей школой не только кит., но и всего дальневосточ. буддизма, прежде всего благодаря простоте вероучения и практики, а также созвучности народным верованиям (народному буддизму).

Существ, фактором роста популярности Ц. был параллелизм образов ее учения и даосизма, для к-рого характерна вера в «счастливые земли» (фу ди) и «пещерные Небеса» (дун тянъ), аналогичные «Западному раю» будды Амитабхи. Произошедшее в Китае отождествление последнего с одной из его ипостасей — Амитаюсом, именуемым буддой Безмерного долголетия (кит. У лян шоу фо) и считающимся подателем вечной жизни, также гармонировало с даос, идеалом бессмертия.

От прочих буд. школ Ц. отличается положением об освобождении от сансары не самостоятельно, а благодаря спасительной «силе другого» (кит. та ли, яп. тарики), т.е. будды Амитабхи, отчего она так и называлась школой «сил другого», в отличие от др. школ «собственных сил» (кит. цзы ли, яп. дзирики). Необходимость опоры на «силы» Амитабхи объяснялась принципом угасания способностей существ в эпоху «конца Учения/Дхармы» (кит. мо фа, яп. маппо), т.е. тысячелетие, следующее за эпохами «истинного Учения/Дхармы» (первые 500 лет после нирваны Будды Шакьямуни) и «Учения/Дхармы, лишь подобного истинному» (последующие 500 или 1000 лет; см. Три века Дхармы). В последний из этих периодов люди уже не способны понимать сложности буд. философии и заниматься изощренной техникой йоги. Остающийся единств, путь — возложить все надежды на сострадание Амитабхи. Так же обосновывал исключительную важность повторения мантры «Лотосовой сутры» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра») и один из гл. противников школы Ц. — яп. монах XIII в. Нитирэн. Появлению Ц. предшествовало создание в 402 Хуй-юанем (IV — нач. V в.) Общества лотоса (лянъгшэ), или Общества белого лотоса (байлянъ-шэ), деятельность к-рого прекратилась после его смерти. Хуй-юань и его 18 ближайших последователей заявили, что занимаются пестованием «чистого дела», т.е. буддизма, на основе безмерной веры и постоянного размышления над сущностью будды Амитабхи, опираясь при этом на сакральную силу 1.8-го обета Амитабхи спасти все живые существа. Название Общества белого лотоса возводят к преданию о том, как поэт Се Лин-юнь увидел медитирующего Хуй-юаня и в память о чистоте и спокойствии, веявших от буддиста, посадил белые лотосы в прудах монастыря Дунлинь-сы.

Даос Тань-луань (кон. V — нач. VI в.), ставший последователем Хуй-юаня, на основе ряда постулатов Нагарджуны, основоположника мадхьямаки, разработал концепцию «двух путей», вошедшую в доктрину Ц.: «путь трудных поступков (трудного прохождения)» и «путь легких поступков (легкого прохождения)». Первый заключается в попытке достичь освобождения, опираясь лишь на собств. усилия, и требует «не развернуться и не отступить», второй — в достижении освобождения с опорой на силу обета будды Амитабхи и следовании предписаниям учения Ц. Он же привнес в школу ряд даос, методик достижения долголетия, почерпнутых у знаменитого даос, мага Тао Хун-цзина (V-VI вв.). По нек-рым версиям, именно Тань-луань был основателем Ц., хотя в его время этот термин как самоназвание школы не употреблялся. Традиция продолжает дальнейшую линию школы через Дао-чо (VI-VII вв.), родившегося через 20 лет после смерти Тань-луаня (в 562). По преданию, в 609 он, изучая стелу со стихами Тань-луаня в Сюаньчжунсы (монастырь Сокровенной середины), обратился к учению Ц. и стал повторять имя Амитабхи по 70 тыс. раз в день. Он разработал доктрину школы «пути мудреца» и школы «пути Ц.». Первый путь заключен в учении о достижении освобождения через размышления, мудрствования и реализацию укорененного в сознании структурообразующего «принципа» мироздания. Второй путь — спасение верой в силу Амитабхи. Дао-чо полагал, что в эпоху «утраты Дхармы» лишь Ц. способна нести высший смысл учения Будды.

Окончательным доктринальным оформлением школа обязана трудам Шань-дао (VII в.), к-рый приобщился к ее учению, слушая наставления Дао-чо в монастыре Сюаньчжун-сы. Он составил комментарий к важнейшим книгам Ц., впоследствии повлиявший на развитие ее учения в Японии. Шань-дао иногда называют основателем Ц., т.к. он создал собств. школу в столичном (Чанъань, совр. Сиань) монастыре Гуанмин-сы. На взгляды Шань-дао большое воздействие оказала доктрина его учителя Дао-чо «повторяя имя, думаем о будде», реализуемая в практике многократного, порой до сотен раз в минуту, повторения имени Амитабхи. Это вводило рецитирующего в состояние транса и позволяло ему «выйти из мирской пыли», приобщиться к «сиятельному телу будды». В XII-XIV вв. ряд постулатов Ц. стал пользоваться популярностью и за ее пределами. В частности, учителя школ чань, люй-цзун, ми-цзун и др. предписывали последователям изучать канонич. тексты Ц. и даже составляли к ним комментарии. Обратившийся в буддизм конфуцианец Чжи-сюй (XIV в.) изложил учение Ц. в терминах и понятиях тянътай-цзун.

С того времени наметилось сходство ряда концептуальных положений двух школ, что особенно ярко проявилось при дин. Цин (1644-1911). Согласно сотериологич. доктрине Ц., многократное повторение имени будды приведет к тому, что после смерти своего последователя Амитабха призовет его к себе в Западную Чистую землю (или «Западный мир Предельной радости» — цзи лэ ши цзе). Практика «думания о будде» {нянь фо) составляет комплекс «внутр. причин» (нэй инь), ведущих к просветлению, а сила обетования Амитабхи реализует «внеш. проявления» (вай сян) духовного совершенствования. «Думание о будде» практиковалось в трех видах: 1) посредством произнесения имени будды; 2) посредством взирания на изображения будды; 3) как «думание» об истинной безатрибутной (не бытийной, но и не пустотной) сущности будды. «Думание посредством произнесения имен» относилось к типу медитативных приемов, опирающихся на «возбуждение сердца» (санъ синь), т.е. стимуляцию опред. областей сознания с помощью идеомоторных психич. механизмов, а два др. вида этой практики — к методам «умиротворения сердца» (дин синь), или «взирания и выверения» (гуанъ ча), основанным на постепенной транквилизации сознания с использованием ассоциативной коррекции импульсов подсознания. Хуй-юань и его прямые последователи в основном практиковали методы «умиротворения», сложность к-рых ограничивала число последователей. Со времен Тань-луаня оба подхода начали сочетаться, а затем постепенно на первый план выступило «думание посредством произнесения имен», что открывало дорогу большему числу адептов.

Начиная с Шань-дао стало принято разделять практику Ц. на «истинные поступки» {чжэн син) и «различные поступки» (цза син). К «истинным поступкам» относился особый тип поведения, предписываемый в трактатах школы, к «различным» — все остальные поступки, не противоречащие буд. доктрине. «Истинные поступки» делились на пять категорий: поклонение будде Амитабхе, его восхваление; созерцание его изображения; вызывание в сознании его образа, размышления над смыслом «тела будды»; чтение вслух канонич. книг школы; рецитация имени Амитабхи, занявшая центр, место в практике Ц.

Параллельно с формированием доктринальных постулатов наметились расхождения между учителями школы, в частности относительно того, на что следует опираться на пути к освобождению. Напр., Хуй-юань предлагал опираться исключительно на собств. силы и использовать для достижения просветления как практику «возбуждения сердца», так и методы «умиротворения сердца»; Шань-дао ставил во главу угла силу обета Амитабхи, реализующую уход из этого мира и возрождение в мире ином.

Осн. канонами школы считаются: «Сутра Амитаюса / Безмерного долголетия», или «Большая Сукхавативьюха-сутра» (кит. «У-лян-шоу цзин»; рус. пер.: Д.В. Поповцев, 2000), описывающая силу обетования Амитабхи о спасении живых существ и смысл его добродетели; «Сутра созерцания Амитаюса / Безмерного долголетия», или «Амитаюс-дхьяна-сутра» (кит. «Гуань У-лян-шоу цзин»; рус. пер.: Д.В. Поповцев, 2000), — о доктрине возрождения в Чистой земле и «Амитабха- сутра», или «Малая Сукхавативьюха-сутра» (кит. «Амито цзин»; рус. пер.: Д.В. Поповцев, 2000), — о том, как опираться на силу имени будды.

В XII в. учение Ц. попадает в Японию, где его начинает активно и с успехом проповедовать монах Хонэн, основатель дзёдо-сю. Новое дыхание дзёдо-сю обрела благодаря реформаторской деятельности Синрана (1173-1262), назвавшего свое учение дзёдосин-сю («истинная школа Чистой земли»). Он окончательно отказался от каких-л. сложных форм медитации или литургии, сведя все учение к вере в Амитабху и надежде на него, а культ — к постоянному повторению формулы «Наму Амида буцу». Идея Синрана «спасения только верой» позволила П. Тиллиху заявить, что из всех религий мира именно «истинная вера Чистой земли» по своему духу ближе всего к протестантизму. Первоначально она с неодобрением воспринималась властями и даже стимулировала в XV в. серию крестьянских восстаний. Со временем, однако, наряду со своим давним противником — школой нитирэн-сю стала ведущим течением буддизма в Японии, где ныне ей принадлежат 21,5 тыс. храмов и монастырей. Сохранились миниатюрные скульптуры, изображающие яп. последователей Ц. с вытянутым длинным языком, на к-ром сидит десяток будд, — это символизировало многократное повторение священного имени. Яп. версия дала толчок утонченной храмовой живописи на буд. темы. К дочерним и близким направлениям относятся также яп. школы юдзу-нэмбуцу-сю, дзи-сю. Аналогом Ц. в Корее была школа чонтхо.

Ц. оказала огромное влияние на идеологии сектантских объединений и тайных об-в в Китае, в частности байлянь-цзяо и игуань-дао. Это влияние особенно ярко проявилось в учениях о спасении избранного числа последователей секты в момент вселенской катастрофы, а также в дальнейшей разработке, мифологизации и фольклоризации идеи «Чистой земли предельной радости». Ц. сохранилась в КНР, Японии и в меньшей степени в ряде стран Юго-Вост. Азии. В яп. варианте определенное распространение получила в США (Гавайи, Калифорния).


Лит.: Шань-дао даши яньцзю (Исследование о наставнике Шань- дао). [Б.м.], 1927; Сяо Ли-юань. Чжунго цзинту-цзяо яньцзю (Исследование учения цзинту в Китае). [Б.м.], 1950; Chou Hsiang-Kuang. A History of Chinese Buddhism. Allahabad, 1956; Ch'en K.K.S. Buddhism in China: A Historical Survey. Princ, 1964; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 1. Шанхай, 1980. С. 266-272; Цзяньмин чжунго фо-цзяо ши (Краткая история китайского буддизма). Шанхай, 1986. С. 244-249; Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994; Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000. С. 200-204.
См. также лит. к ст. Амидаизм.

A.A. Маслов, Е.А. Торчинов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика