Цзюйшэ-цзун

Цзюйшэ-цзун («школа [изучения трактата „Абхидхарма]коша"»). Кит. буд. школа, основанная в VI в. последователями инд. буд. мыслителя Васубандху (кит. Ши-цинь; IV-V вв.), автора трактата «Абхидхармакоша» («Сокровищница высшего Законоучения», кит. «Апидамо цзюйшэ лунь», сокр. «Цзюйшэ лунь»). По традиции первым кит. патриархом школы считается Сюань-цзан, переведший трактат (654) и связанные с ним семь сочинений (659).

Ц. знакомила китайцев с доктриной абхидхармы (кит. апидамо, апитань), изложенной в «Абхидхармакоше».

«Абхидхармакоша» состоит из 9 глав: в гл. 1-8 анализируются раз л. аспекты функционирования дхарм, в 9-й рассматривается проблема иллюзорности человеческой личности.

Первые две главы посвящены объяснению сущности и функционирования дхарм, в системе догматики Ц. они образуют 1-й доктринальный раздел, представляющий филос. обоснование учения школы.

Дхарма — центральная категория доктрины Ц., согласно к-рой «все дхармы реальны в своем проявлении», а их комбинации не более чем видимость. Дхармы находятся во взаимосвязи, в координации друг с другом, подчиняясь закону всеобщей причинности (санскр. пратитья самутпада). Именно посредством понятия причинности Васубандху и др. философы хинаяны объясняли возникновение и существование «феноменального» бытия.

Бесчисл. количество дхарм в учении Ц. сводится к 75 разновидностям, к-рые, в свою очередь, характеризуются и группируются по различным признакам. Прежде всего дхармы делятся на два вида: «волнующиеся» («подверженные бытию», вэй фа) и «неволнующиеся» (у вэй фа). К последним относятся те, к-рые находятся в покое (т.е. «не подверженные бытию»). Они присутствуют в общем потоке дхарм, но в создании «композиции» не участвуют, не подвержены «быванию». Дхармы этого типа называются поэтому «постоянными». В число у вэй фа входят также нек-рые дхармы, «подверженные бытию», а именно те, к-рые являются «носителями» положительных, с т.зр. буддиста, психич. состояний, и в первую очередь «религиозного прозрения». Активность остальных дхарм как раз и обусловливает бытие человека в бренном мире со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. По определению О.О. Розенберга, вэй фа — это дхармы, связанные с четырьмя процессами, т.е. «рождением», «пребыванием», «изменением» и «исчезновением», происходящими в каждое мгновение. Дхармы вэй фа называются поэтому «непостоянными».

Филос. и догматич. положения учения Ц. компонуются, классифицируются и характеризуются с т.зр. сотериологии. Поэтому 1-й раздел определяется как «общее объяснение волнующихся и неволнующихся [дхарм]». «Неволнение» дхарм прямым образом ассоциируется с нирваной.

Доктрины 1-го раздела служат своеобразным фундаментом двух др. доктринальных разделов, объединенных под назв. «Особое/Специальное прояснение волнующихся и неволнующихся [дхарм]». Во 2-м разделе доктрин анализируются «причины и следствия» «блужданий по мирам», к-рые препятствуют достижению просветления/прозрения (санскр. бодхи). Догматич. положения этого раздела опираются на гл. 3-5 «Абхидхармакоши» в пер. Сюань-цзана.

В 3-м доктринальном разделе Ц. «Особое прояснение неволнующихся [дхарм]» анализируются результаты (следствия, «плоды») просветления, к-рые заключаются в прохождении четырех ступеней обретения святости и достижения состояния архата. Подробно рассматриваются «внутренне присущая» («мудрость-знание», санскр. праджня) и «внешняя» (выполнение обетов и медитация) причины (условия) просветления. Данный раздел базируется на гл. 6-8 «Абхидхармакоши» в пер. Сюань-цзана.

В Ц. способность заниматься медитацией ставилась в зависимость от соблюдения обетов и предписаний. Цель медитирования заключалась в изменении психич. состояния человека, т.к. на уровне обыденного сознания невозможно достичь «высшей мудрости» и, следовательно, просветления/прозрения.

Создатели доктрин Ц. выделили 7 типов медитации, к-рые классифицируются по ряду параметров, однако наиболее эффективным, но и самым сложным считалось «чистое сосредоточение», или сосредоточение на «неволнении»: объектом медитирования здесь является «успокоенность» дхарм, т.е. нирвана. Высшими типами медитации адепты Ц. овладевали в результате долгой практики. В кон. VIII в. Ц. стала считаться ветвью фасян-цзун. Ее аналог в Японии — школа куся-сю.


Лит.: Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. Пг., 1918; Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Япония). Т. 1. Токио, 1972; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987.

По материалам А.Н. Игнатовича

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика