Уччхедавада

Уччхедавада (от пали uccheda, «разрушение», väda, «учение») — в буддизме учение о разрушении души одновременно со смертью тела — «аннигиляционизм», в противоположность сассатаваде — учению о вечности души (атта, атман) и мира — «этернализму». Оба учения Будда Шакьямуни считал «крайностями» и противопоставлял им свой Срединный путь. У. ассоциируется с материалистич. воззрениями и с неверием в силу кармы и перерождение (сансара), поскольку основывается на отождествлении души и тела и их одновременном разрушении. Вследствие этого У. часто квалифицируется в буддизме как мировоззренческий нигилизм. Если душа полностью исчезает в результате смерти тела и никакого посмертного воздаяния не происходит, то нет ни малейшей пользы в моральном совершенствовании. Брахманисты обвиняют в нигилизме самих буддистов, однако Будда четко отличал свою позицию от т.зр. У. (см. Анатмавада). В практич. аспекте У. ассоциируется с гедонизмом (если человек живет лишь один раз, то от этой жизни надо получать максимальное удовольствие — так учила школа чарвака). Вместе с тем сторонники У. хотя и не признавали вечность души, верили в реальное существование эмпирич. самости, или индивида.

Источником У. считается жажда несуществования (вибхава-таньха), традиционно толкуемая как стремление прекратить индивидуальное существование из страха воздаяния за проступки в будущих рождениях, хотя термин вибхава (букв, «инобытие») указывает скорее на стремление не быть собою, измениться, перестать быть тем, кто ты есть, и стать другим, что не обязательно связано со смертью. В «Брахмаджала-сутте», в разделе, посвященном У., Будда перечисляет ряд ложных мнений (диттхи) об уничтожении (уччхеда) атмана, за каждым из к-рых стоит определенное понимание термина «атман»: 1) атман, имеющий форму и состоящий из четырех материальных элементов, рожденный отцом и матерью и разрушающийся после смерти тела (материалистич. концепции типа учения Аджиты Кесакамбалы); 2) атман как высшая божественная душа обладающая формой, пребывающая в обители желаний (кама-локе) и питающаяся материальными элементами (отождествить это мнение с какой-то реальной доктриной проблематично); 3) манасический атман, происходящий из учения упанишад о Пуруше, состоящем из манаса (маномайо): «Этот состоящий из ума Пуруша, сущность к-рого — свет...» (Брихадараньяка-упанишада V.6.1).


См. лит. к ст. Сассатавада.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика