«Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутра»

«Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутра» (санскр. Vajracchedikä-prajnäpäramitäsütra, кит. «Цзинь ган божэ боломи цзин», «Цзинь ган божэ цзин», сокр. «Цзинь ган цзин», яп. «Конго хання харамицу-кё», сокр. «Конго-кё») — «Сутра совершенной мудрости, рассекающая [неведение подобно] ваджре», в Европе более известная как «Алмазная сутра». Одна из наиб, знаменитых и почитаемых сутр в буддизме махаяны. Наряду с «Сутрой сердца праджняпарамиты» («Махапраджняпарамита-хридая-сутра», сокр. «Хридая-сутра») относится к кратким праджняпарамиты сутрам, в к-рых излагается суть доктрины «запредельной премудрости» (праджняпарамита). Сутра появилась в Индии ок. III в. (но не позднее сер. IV в.; рус. пер.: А.Е. Бадмаев, В.П. Андросов, 1993) и была переведена на кит. яз. Кумарадживой на рубеже IV и V вв. (рус. пер.: Е.А. Торчинов, 2000).

Сутра написана в форме диалога между Буддой и его учеником Субхути, в к-ром последовательно проводится мысль о том, что в опыте мы имеем дело не с реальностью, а с ее наименованиями, т.е. ментальными конструктами. Истинная реальность не может быть описана и обозначена, она по своей природе несемиотична, недоступна для языкового выражения. Все описываемое не есть реальность, и все реальное не может быть выражено в языке и представлении. Как и в др. праджняпарамитских сутрах, в «В.» присутствуют многочисл. повторы и ошеломляющие парадоксы, специально предназначенные для активного трансформирующего воздействия на психику воспринимающего ее человека. Примером такого парадокса может служить след. фрагмент диалога: «„Субхути, когда Будда проповедовал праджняпарамиту, она тогда была не праджняпарамитой. Субхути, как ты думаешь, проповедовал ли Татхагата какую-нибудь Дхарму?" Субхути сказал Будде: „Нет ничего, что проповедовал бы Татхагата". — „Субхути, как ты думаешь, много ли пылинок в трех тысячах большой тысячи миров?" Субхути сказал: „Чрезвычайно много, о Превосходнейший в мире". — „Субхути, о всех пылинках Татхагата проповедовал как о не-пылинках. Это и называют пылинками. Так Приходящий проповедовал о мирах как о не-мирах. Это и называют мирами. Субхути, как ты думаешь, можно ли по тридцати двум телесным признакам распознать Татхага-Ту?" — „Нет, о Превосходнейший в мире, нельзя по тридцати двум телесным признакам распознать Татхагату. И по какой причине? Татхагата учил о тридцати двух признаках как о не-признаках. Это и называют тридцатью двумя признаками"» (см. Тридцать два знака).

В сутре утверждается также, что 1) бессущностна не только личность, но и образующие ее (равно как и всю сферу опыта) элементарные психофизич. состояния — дхармы. Именно представление о самосущей единичности, или элементе, является источником всех заблуждений и корнем сансарического (см. Сансара) существования, из к-рого проистекают прочие ложные идеи — о вечном «я», душе, субстанциальной личности и др.; 2) пребывание живых существ в сансаре иллюзорно. В действительности все живые существа являются буддами и изначально пребывают в нирване. Только неведение порождает мираж сансарического существования. Эту истину постигает бодхисаттва, осознавая, что с т.зр. абсолютной истины спасать некого и не от чего. Вместе с тем — на уровне относительной истины — он стремится спасать эмпирически наличные живые существа (см. Две истины). Для бодхисаттвы не существует представлений о «я», личности, душе и дхармах; 3) Будда не есть человеческое существо, пусть даже и совершенное в своей святости. Будда — синоним истинной реальности как она есть (бхута-татхата, татхата, кит. чжэнь жу), и глубоко заблуждается тот, кто думает опознать рудду по его физич. признакам; 4) истинная реальность постигается благодаря йогической интуиции, к-рая и есть праджняпарамита.

По материалам Е.Л. Торчинова

Предположительно «В.» могла появиться еще до Нагарджуны и, следовательно, отражает наиб, ранний этап формирования праджняпарамитских идей. На кит. яз. ее переводили Кумараджива (402), Бодхиручи (509), Парамартха (562), Дхарма-гупта (615), Сюань-цзан (649, 663) и И-цзин (703).

Во вступлении к сутре, где указано место проповеди (Джетавана), присутствующие (1250 моязхов-бхикшу), время (после утренней трапезы) и обстоятельства, сопутствующие передаче Дхармы, изложенной в «В.», нет обычного для большинства праджняпарамитских сутр упоминания о бо дшсэттвэх-махасагпгпвах, хотя в самой проповеди Будды этот термин присутствует. Другой особенностью «В.», выделяющей ее из корпуса текстов праджняпарамиты, является то, что в ней не употребляется центр, праджняпарамитский термин шуньята («пустота»), хотя все учение, излагаемое в сутре, непосредственно связано с обсуждением шуньяты на онтологическом, психологическом и логич. уровне. В текстологич. плане это один из аргументов в пользу более ранней датировки «В.» по сравнению с большинством др. праджняпарамитских текстов, хотя не вызывает сомнения тот факт, что термин гиунъя к этому времени был уже хорошо известен и употреблялся различными буд. школами. Неиспользование в какой-л. знаковой форме понятия гиунъя, скорее всего, связано с нежеланием «снижать» его любым способом обозначения, лто впоследствии нашло выражение в чаньском принципе бу ли вэнъ цзы («не опираться на письмена»). Проблема разграничения уровней значения и выражения является центральной в сутре.

«В.» занимает одно из важнейших мест в каноне всех монастырских школ дальневосточного буддизма и в простонародном буддизме, что и обусловило широчайшую популярность этого текста, к-рому приписывалась магич. сила. Согласно кит. «Сутре помоста шестого патриарха» («Лю цзу тань цзин»), основоположник южной ветви школы чанъ (чань-цзун) Хуй-нэн (638-713), будучи простым неграмотным дровосеком, случайно услышал чтение «Алмазной сутры» и был настолько этим поражен, что оставил свой дом, «вступил на путь» и отправился к наставнику Хун-жэню в горы Хуанмэйшань.


Изд.: ТСД. Т. 8, № 235-239.
Лит.: ConzeE. Vajracchedika Prajnaparamita Sutra / Ed. & transi, with introd. and glossary. Roma, 1957 (Serie Orientale Roma. Vol. 13); Торчинов E.A. Опыт текстологического анализа китайских переводов «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутры» // Философские вопросы буддизма. Новосиб., 1984; он же. О психологических аспектах учения праджняпарамиты (на примере «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутры») // Психологические аспекты буддизма. Новосиб., 1986; он же. Введение в буддологию. М., 2000; Избранные сутры китайского буддизма / Пер. Д.В. Поповцева, К.Ю. Солонина, Е.А. Торчинова. СПб., 2000; Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М, 2001; Торчинов Е.А. Философия буддизма махаяны. СПб., 2002.

С.Ю. Лепехов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика