«Ваджрашекхара-сутра»

«Ваджрашекхара-сутра» (санскр. Vajrasekhara-sutra, кит. «Цзинь ган дин цзин», яп. «Конготё-кё») — «Сутра об Алмазном венце». Одна из сутр дальневосточного эзотерич. буддизма (см. Ми-цзун). Составлена в Индии во 2-й пол. VII в., несколько позже «Махавайрочана-сутры». Запечатленные в «В.» догматич. положения базируются на доктринах виджнянавады. Имеются три перевода (точнее, переложения) этой сутры на кит. яз. В корпус канонич. текстов эзотерич. буддизма включен перевод Амогхаваджры (705-774). Среди ученых-монахов распространена т.зр., что существовал полный (т.н. обширный) текст «В.», состоящий из 100 тыс. стихов-шлок, в к-рых зафиксированы проповеди будды Вайрочаны (Махавайрочаны) на 18 «собраниях». Будцологами (см. Буддология) она ставится под сомнение. Тем не менее известен переведенный (или составленный) Амогхаваджрой указатель 18 йогических «собраний» из «Сутры об Алмазном венце», однако подробно в нем говорится только о неск. первых «собраниях». Перевод самого Амогхаваджры включает проповеди только на 1-м «собрании», др. переводы — на 6-м и 15-м. Сутра начинается с вопроса бодхисаттвы Постигающего Все Значения (детское имя царевича Сиддхартхи), каким образом можно достичь просветления/прозрения. В ответ Махавайрочана говорит о способе медитирования, к-рое называется «пятизнаковое постижение обретения тела [Махавайрочаны]» и осуществляется в пять этапов:
1. «Узнавание [о существовании] просветленных мыслей». 2. «Овладение просветленными мыслями». Первые два этапа медитирования называются «постижением/видением лунного диска»: медитирующий представляет свои мысли в виде светлой луны и «выявляет» в себе изначально чистое просветленное сознание. 3. «Обретение сознания-алмаза». 4. «Удостоверение [в обретении] сознания-алмаза». Объектом медитирования является священная «палочка», символизирующая исконную клятву Будды спасти все живые существа, — в медитирующем выявляется «неразрушимая, как алмаз, мудрость». 5. «[Обретение] совершенного „тела" будды». На этой ступени медитирующий сливается с буддой Махавайрочаной, окруженным свитой, и сам становится Махавайрочаной.


Лит.: Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Япония). Т. 2. Токио, 1972; Буккё дай дзи тэн (Большой буддийский толковый словарь). Токио, 1988; Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998.

По материалам А.Н. Игнатовича

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика