Васана

Васана (санскр. väsana, от vas — «придавать благоухание», «ароматизировать», «пропитывать запахом» или «пребывать», «проживать») — «впечатление», «ментальный отпечаток», «латентная диспозиция», «предустановка». Термин инд. и буд. философии и психологии, обозначающий действие потенциальных факторов в механизме кармы и перерождения (сансары). В. уподобляется запаху цветка, к-рым пропитывается лежащая рядом ткань, или красящему веществу, которое окрашивает ткань. Близок по своему значению терминам санскара, анушая, биджа. В буд. доктрине кармы на первый план выдвигается интенсиональное познавательное действие, вызванное намерением (четана) достичь определенного результата (пхала). Если санскара — это скорее активный кармический фактор, определяющий характер действия, то В. — это то, что действие оставляет («пропечатывает») в момент своего осуществления, — впечатление, отпечаток, след. След действия служит латентной основой для реализации будущих последствий. Связь между ментальными состояниями и их моральными последствиями рассматривается как процесс, посредством к-рого намерения, волевые акты — непременно в их речевом и телесном воплощении — создают латентные тенденции, предрасположенности или предустановки к аналогичному опыту (В. часто интерпретируют как буд. аналог бессознательного). В. постепенно «созревают» (випака) и дают свой «плод» в виде воздаяния за это действие и эмоциональной реакции на него, оставляющей отпечаток, к-рый, в свою очередь, трансформируется в предустановку к аналогичному действию. Тем самым В. способствуют бесконечному повторению аналогичного опыта и тем самым увековечивает сансарное существование индивида.

Понятие В. получает особое развитие в идеал истин, эпистемологии йогачары. С помощью В. здесь объясняется переход от одного дискретного момента познавательного процесса к другому: восприятие настоящего момента произведено В., созданной в предыдущий момент, а эта В. — В. предшествующего момента, и так до бесконечности. Все В. пребывают в сокровищнице-сознании (алая-виджняна). В «Махаяна-санграха-шастре» (1.58) Асанги В. делятся на три вида: 1) В. речи (абхылапа-васаны), маркирующие влияние языка на все формы познавательной активости; 2) В. эгоцентрич. установки (атма-дришти-васоны), объясняющие подсознательное ощущение собственной идентичности (саткая-дришти) к-рое «окрашивает» весь наш познавательный и эмоциональный опыт; 3) В. факторов существования (бхаванга-васаны), под к-рыми подразумеваются цепочки серии взаимозависимого возникновения (пратитья самутпада) от невежества (авидья) до рождения, старости и смерти. В йогачаре считалось, что внешний мир не существует вне опыта живых существ, и поэтому познание имеет дело лишь со своими внутренними содержаниями, к-рые всецело сконструированы языком и мышлением. В коммент.

к «Махаяна-санграхе» Асанги Васубандху утверждает, что В. речи или речевой практики (вьявахара) служат причинами манифестации в созревающем распознавании (виджняна-випака) определенных объектов. Т.о., конвенциональные выражения, к-рые выделяют множество объектов, обусловливают возникновение когнитивного распознавания этих объектов. В. речи {абхилапа-васаны) обладают особой способностью (шакти-вишеша) инициировать возникновение распознавания в отношении выражений самости, дхарм (ментальных состояний) и действий (Махаяна- санграха 1.58), к-рые неисчерпаемы, поскольку «семена» «языковых» В. порождают пролиферацию концепций (прапанча) с незапамятных времен. Осью этих «размножающихся» концепций, инициированных лингвистич. предустановками, является мания (мана) омраченного ума (клишта-манас; см. Манас)— «Я существую» (асми).

Учение йогачары о В. критиковали адвайтист Шанкара (В. пребывают во внутреннем психич. органе, а не в алая-виджняне, поскольку они представляют собой серию мгновенных моментов сознания), а также мимансаки Кумарила Бхатта и Партхасаратхи Мишра (предыдущий момент познания не может влиять на последующий, поскольку сам полностью разрушается; если же считать, что 1-й момент в латентном виде сохраняется во 2-м, то это противоречит доктрине мгновенности — кшаникаваде).


См. также: Алая-виджняна; Йогачара; Прапанча; Языка философия и лит. к этим ст.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика