Васумитра

Васумитра (санскр. Vasumitra) — имя нескольких буд. философов школы сарвастивада. Наиболее известному среди них и жившему ок. II в. до н.э. приписывается один из абхидхармических текстов (см. Абхидхармы тексты) «Дхатукая» («Собрание элементов»), содержащий различные классификации дхарм и «сопровождающих факторов», а также еще один — «Пракаранапада», относящийся к более позднему времени. Он открывается «записью» дхарм и «сопровождающих факторов» в виде пяти «реальностей» (васту) — материи, сознания, состояний сознания (детализированный список), факторов, отделяемых от сознания, необусловленных дхарм. Здесь мы имеем дело уже не просто с классификацией дхарм типа скандх, но с целой категориальной системой, в к-рой, как в метаязыке, классификации дхарм описываются, а не воспроизводятся, и эта категориальная система была, скорее всего, первой в истории инд. философии.

В «Махавибхаше» (I—II вв. н.э.) философ по имени В. — наиболее авторитетная фигура. По его мнению, наличие различий между предшествующим и последующим моментами существования той или иной дхармы не является препятствием для того, чтобы считать первый условием второго (II.3). В противовес брахманистам, поддерживавшим учение об Атмане, и буддистам-самматиям, допускавшим квазиперсону (пудгала), В. доказывал, что феномен памяти объясним и без допущения континуального «я» (1.2.4), если учесть, что сознание и ментальные состояния принимают форму, однородную с предыдущими сознанием и ментальными состояниями. Эта общая форма «выживает» в движении от одного момента к другому и в точке А обеспечивает память о состояниях в точке Б (чем предлагаемая модель сознания отличается от той, к-рая предполагает континуальное «я», буддист не объяснил, — видимо, только тем, что последнее буд. «догматикой» не допускается).

Ему приписывается также исследование механизма зрительного восприятия и рассуждение на тему: если на горе Меру кто-то освободится от накопленного кармического груза, то не приведет ли это к разрушению мира? По его мнению, опасаться прекращения существования мира и в таком случае было бы преждевременно, т.к. количество живых существ бесконечно, и потому даже при освобождении нек-рых карма «неосвобожденных» обеспечит мировой порядок (1.2.11). Состояние между смертью одной психофизич. организации и рождением другой, «наследующей» первой, длится семь дней (II.3.4), и это решение В. оказалось для сарвастивадинов наиболее авторитетным положением (см. Антарабхава). Атомы по определению должны не иметь частей и друг с другом не соприкасаться (П.4.1) — иначе они «входили» бы друг в друга и уже не были бы атомами.


Лит.: ElPh. Vol. 7. Abhidharma Buddhism to 150 A.D. / Ed. by K.H. Potter, R.E. Buswell, P.S. Jaini, N.R. Reat. D., 1996.

B.K. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика