Ведана

Ведана (пали, санскр. vedanä, кит. шоу, яп. сю) — в буддизме ощущение, вызванное контактом органов чувств и их объектов, к-рое оценивается индивидом как приятное, неприятное и нейтральное. Является одним из ментальных факторов (чайтта), неизменно сопровождающих сознание (читта). Входит также в классификации пяти скандх, чувственных способностей (индрия) и звеньев взаимозависимого возникновения (пратитья самутпада). Согласно пратитья самутпаде, В. возникает в результате контакта (пали пхасса, санскр. спарша) с чувственным объектом, порождая, в свою очередь, возникновение жажды (тришна) — желания объекта, к-рое привязывает индивида к сансарному существованию. Ощущения подразделяются на: 1) телесно приятные; 2) телесно неприятные; 3) ментально приятные; 4) ментально неприятные; 5) нейтральные. Их объектом являются видимое, слышимое, обоняемое, вкушаемое, осязаемое и мыслимое. Европ. понятие «ощущение», как правило, включает лишь реакцию органов чувств, к-рой в буд. классификации соответствуют телесные ощущения (капика-ведана). Однако термин «чувство» для перевода ментальных разновидностей В. повлек бы за собой излишние коннотации, поскольку в европ. психологии чувства тесно связаны с сознанием (эстетич. чувство, моральное чувство) и носят культурно-историч. характер. Вместе с тем Кант понимал «чувство» близко к В. — как переживание приятного и неприятного.

В. — это пассивная реакция, похожая на рефлекс. Обычный человек не в состоянии изменить В., как он не в состоянии изменить свои рефлексы. Именно поэтому в буд. сотериологии В. маркируются в осн. отрицательно, как препятствие к освобождению (нирвана). Понимая, что В. возникает из контакта органов чувств и их объектов, монах должен этот контакт «нейтрализовать». Будда уподобляет эту ситуацию процессу получения огня с помощью трения: как искры перестают возникать, когда палочки разъединяют, так и ощущения приятного и неприятного постепенно сходят на нет, когда прекращается контакт с объектами.


См. лит. к ст. Скандхи.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика