Вэйши-цзун

Вэйши-цзун (кит., «школа только-сознания»). Течение кит. буддизма, восходящее к одной из систем классич. буд. философии — йогачаре, родоначальниками к-рой являются мыслители буддизма махаяны — Асанга и Васубандху (IV-V вв.). В Китае их доктрины получили распространение в V-VI вв. в рамках школ дилунь-цзун и шэлунь-цзун, основывавших свое учение на трактатах «Дашабхумика-сутра-шастра» («Ши ди цзин лунь» — «Шастра о сутре десяти земель») Васубандху и «Махаяна-санграха-шастра» («Шэ да шэн лунь» — «Сводные сведения о махаяне») Асанги. В VII в. школа гиэлунь была реформирована Куй-цзи, учеником знаменитого буд. паломника и переводчика Сюань-цзана. Опираясь на комментарии инд. философа Дхармапалы (VI в.), Сюань-цзан и Куй-цзи создали наиболее значительную версию учения вэй ши («только-сознание», санскр. читта-матра, виджняпти-матра), ставшую теоретич. основой В., к-рая получила также название фасян-цзун («школа свойств дхарм»).

Мыслители В. разработали филос. концепцию, основанную исключительно на анализе сознания и его содержания, что позволяет рассматривать ее в качестве своеобразной буд. «феноменологии сознания». В кит. виджнянаваде резко усилилась идеалистич. тенденция, приведшая к трактовке всей сферы опыта как различных состояний сознания (санскр. виджняна). В. выделяет «восемь [видов] сознания» (кит. ба ши), восьмой из к-рых — алая-виджняна («сознание-сокровищница», «абс. сознание») — рассматривается в качестве субстрата и источника всех др. видов сознания. «Сознание-сокровищница» порождает комбинации дхарм, образующие «вещи и явления» (кит. сян у), в т.ч. эмпирические личности. В алая-виджняну заложены некие «отпечатки» опыта (санскр. васана, кит. еюнь си) — кармич. впечатления, или «семена» (санскр. биджа, кит. чжун цзы), к-рые в надлежащий момент актуализируются через психику субъекта, что приводит к новой кармич. активности, в свою очередь вызывающей васаны в виде новых «впечатлений-семян», закладываемых в алая-виджняну. Цель религ. практики В. — «очищение» алая-виджняны от «впечатлений-семян» и предотвращение поступления в нее новых «впечатлений». Пребывание «очищенного» в процессе медитации и аскезы «абс. сознания» в собств. «чистой» и «спокойной» природе считается, по учению В., нирваной. В. доктринально противостоит фасин-цзун («школа сущности дхарм»), т.к. не признает наличия «сущности будды» (фо сил; см. Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя искусственное ее создание посредством религ. практики, а также отрицает «пустотность» (шуньята) дхарм как основу и содержание бытия.


Лит.: Vallée Poussin, de la L. Note sur PAlayavijnana // Mélanges chinois et bouddhiques. Vol. 3. Brux., 1937; Игнатович A.H. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 216-231; Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991; Ленков П.Д. Философия сознания в Китае: Буддийская школа фасян (вэйши). СПб., 2006.

Е.А. Торчинов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика