Виджнянавада

Виджнянавада (санскр. vijnänaväda, букв, «учение о сознании», или «учение о различительном знании») — так называли концепцию буд. школы йогачара, объясняющую работу сознания с психологич., эпистемологически-логической, медитативной и сотериологич. т. зр., их оппоненты-реалисты (найяики, мимансаки и буддисты-саутрантики). Йогачары отрицали утверждение реалистов, что воспринимаемые и обозначаемые объекты (вишая) имеют соответствующие им самостоятельные сущности (васту) как их референты (артха). Они теоретически обосновывали, что референтами обозначаемых объектов восприятия всегда являются мыслительные конструкции. Однако, когда поток сознания очищен от эмоциональных и когнитивных препятствий (клеша-аварана и джнея-аварана\ см. Аварана), стоящая за ментальными конструкциями реальность (поток дхарм) может быть познана непосредственным образом в чистом восприятии (нирвикалъпака-пратъякша; см. Нирвикальпака — савикальпака), свободном от концептуализации (прапанча, кальпана, парикалъпита). Сущность доктрины В. не просто в отрицании реальности феноменального мира (онтологический идеализм), но в признании его обусловленности деятельностью сознания (эпистемологический идеализм).

Крупными теоретиками йогачары были Асанга, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти, Дхармоттара, Шантаракшита, Бхававивека и др. Основателем концепции В. нек-рые исследователи (в части., Накамура Хадзимэ) называют Майтреянатху, к-рый, возможно, жил между 270-350. У Васубандху первые наметки В. заметны уже в трактате «Панчаскандха-пракарана» («Разъяснение пяти скандх»), написанном с целью усовершенствования классификации пяти скандх, представленной Асангой в его «Абхидхарма-самуччае» («Компендиум познания»).

Главным вкладом виджнянавадинов в буд. учение о сознании стала концепция «сознания-сокровищницы» или «всесохраняющего сознания» (алая-виджняна), к-рой Васубандху в соч. «Карма-сиддхи-пракарана» («Установление кармы») в полемике с вайбхашиками и ватсипутриями предложил дополнить их теорию шести типов сознания. Алая-виджняна в данном тексте называется «семенами» (биджа) (в смысле особых сил) будущих перерождений. При этом оно (сознание) не является субстанциально реальным, хотя эмпирич. субъектом воспринимается как реально существующее и присваивается умом (манас) как «я». Это сознание также представляет собой поток дхарм, волнение к-рых и обусловливает для индивида существование всего мира.

После раздела школы (ок. VI в.) виджнянавадинов на сакара-виджнянавадинов (последователей Дигнаги) и ниракара-виджнянавадинов (последователей Стхира- мати; см. Сакаравада — ниракаравада) концепция алая-виджняны видоизменяется. Сакаравадины не только увеличивают число дхарм, составляющих сознание, с 75 до 100, но сама алая-виджняна становится новым элементом, содержащим «семена» всех будущих идей и следы всех прошлых деяний. И этот элемент больше не считается абсолютом, поскольку находится в феноменальном бытии и несет в себе результаты кармы, скорее напоминая, по мнению Ф.И. Щербатского, первичную материю санкхьяиков, модификациями к-рой и являются все вещи эмпирич. мира. Аналогичным образом модификации алая-виджняны у виджнянавадинов понимаются как индивидуальные идеи, в форме к-рых существует физич. мир. Эти идеи нереальны, потому что им в действительности ничего не соответствует. Впоследствии алая-виджняну начинают квалифицировать как ступень в энволюции «таковости» (татхата), в к-рой она пробуждается.

Стремясь преодолеть разрыв между сотворенными и несотворенными дхармами (санскрита-дхармы — асанскрита-дхармы), между нирваной и сансарой, последователи В. пришли к выводу, что для перехода в нирвану йогинам-буддистам не нужно изменять строение вселенной, превращать элементы феноменального мира в элементы нирваны, нужно лишь посредством медитации перестроить свое сознание, отбросить иллюзии природного мира и невечных дхарм.


См. лит. к ст. Йогачара.

H.A. Канаева

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика