Виджняпти

Виджняпти (санскр. vijnapti, «сообщение», «уведомление», «информация»). 1. В лит-ре абхидхармы — «проявление», «информирование». Выступает общим обозначением телесных (кая-видэюняпти) и речевых {вач-видэюняпти) проявлений намерения (четана), принадлежащих группе материально-телесного (рупа). В противоположность авиджняпти (непроявленному ментальному фактору), тоже принадлежащему данной группе, эти разновидности В. являются чисто материальными. Согласно Буддагхосе, кая-видэюняпти называется так, поскольку позволяет узнать о намерении через действия тела, тогда как вач-видэюняпти позволяет узнать о намерении через звуки речи (Висуддхимагга, разд. XIV). Кроме того, В. фигурирует в нормативном определении виджняны: «Видэюняна — это то, что позволяет узнать реальный объект».

2. В йогачаре — одно из центр, понятий, перевод к-рого на европ. языки до сих пор вызывает споры. Именно последнее значение В. — «информирование», «сообщение» — используется в йогачаре. Васубандху видит в В. восприятие объектов, относящееся к уровню относительной истины (самвритти-сат) (Тримшика 2, 8). Однако благодаря формуле: «Все это есть только В.» (vijnaptimätram evedam), процитированной Васубандху в начале др. своего известного трактата «Вимшатика» (вместе с «Тримшикой» его называют «Виджняптиматра-сиддхи» — «Утверждение топько-виджняпти»), В. становится одним из центр, понятий йогачары. Хотя многие исследователи часто переводят данную и подобные ей формулы (напр., читта-матра) как «все это есть лишь сознание» и рассматривают как свидетельство в пользу тезиса об «идеализме» йогачары, это не вполне оправданно. Васубандху говорит не о том, что внешний мир есть продукт сознания и поэтому объекты вне сознания не существуют (онтологич. идеализм), а о том, что у нас нет иного доступа к миру, чем через собственную психику (объекты чувств не даются отдельно от самих чувственных способностей), и поэтому вещи познаются не как таковые в своей абсолютной конкретности, а только как обобщенные представления (ср. эпистемологич., или трансцендентальный, идеализм Канта). Формулу vijnaptimätram evedam, по мнению Д. Люстхауса, следует понимать так: «Раз все дается нам лишь через акты сознания, все есть лишь сознание, видэюняпти-матра» (Lusthaus 2002, р. 917). С т.зр. эпистемологии школы йогачара психика не пассивно отражает внешние объекты, а оперирует мысленными конструкциями, с помощью к-рых проецирует свое содержание в качестве «внешних объектов». В этом отношении термин В. сохраняет свою «побудительную» функцию — вся информация о мире получена нами через психику, к-рая «представляет» нам его в своих категориях. Не случайно в последнее время все больше исследователей предпочитают переводить В. не как сознание, а как «представление», «репрезентация» или «информация».


См. также ст.: Васубандху; Виджняна; Йогачара; Трисвабхава.
Лит.: Kochumuttom Т. A Buddhist Doctrine of Experience: A New Translation and Interpretation of the Works of Vasubandhu the Yogäcänn. D., 1982; Hall B.C. The Meaning of Vijnapti in Vasubandhu's Concept of Mind// JIABS. 1986. Vol. 9. P. 7-23; Lusthaus D. Buddhist Phenomenology: A Philosophical Investigation of Yogäcära Buddhism and the Ch'eng wei-shih lun. L., 2002; id. Yogäcära // Encyclopedia of Buddhism. N.Y., 2004.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика