Випашьяна

Випашьяна (санскр. vipasyanä, пали vipassanä, букв, «процесс усмотрения того, что всплывает в уме», тиб. лхактонг, кит. гуань, яп. кан) — буд. медитативная практика, следующая, после шаматхи, ступень самосозерцания. Термин имеет две осн. трактовки. 1. Обуздав неконтролируемую активность памяти и воображения с помощью практики шаматха, йог может приступить к В. с целью систематич. очищения своей психики от фантазмов, случайного биографич. материала и пр. Он принимает созерцательную позу и воздерживается от новых размышлений и любой намеренной активности. Вскоре ему на ум начинают приходить разнообразные прежние случайные помыслы. В. достигается в том случае, когда, при появлении помысла, йог замечает, что это всего лишь помысел, т.е. не смешивает, как то бывает всегда и у всех людей, кроме йогов, свои помыслы и реальность. У всякого помысла есть содержательный и эмоционально-переживательный компоненты. Йог замечает без помощи внутренней речи, что образ — это одно, а неприятное чувство, проявившееся одновременно с образом, — это другое, и в силу лишь того, что он это заметил, данная связь образа с чувством распадается или, если она сильна, ослабевает, с тем чтобы распасться окончательно в какой-то другой раз. 2. В. есть рефлективный, контролируемый процесс продумывания филос. положений буд. традиции, к к-рой принадлежит йог, как лично своих мыслей, имеющий результатом полную и окончательную убежденность в соответствии их положению дел в мире.

A.B. Парибок

В. как категория, объединяющая буд. медитативные практики по развитию сознания, отличается от практик по его успокоению — шаматха (пали саматха). Если шаматха направлена гл. обр. на устранение аффектов (в текстах часто используется метафора огня — тушение пожара аффектов, отсюда нирвана — букв, «угасание»), то В. — это противоядие прежде всего против невежества (авидья) и ложных мнений (диттхи), знание реальности как она есть (ятхабхутам), прозрение истины, «пробуждение» (бодхи). Синонимы В. — джняна-даршана (пали нъяна-дассана — «знание-видение»), абхиджня («прозрение») или праджня («понимание», «прозрение», «мудрость»). Если шаматха — это успокоение сознания, то В., напротив, предельная его интенсификация, кульминирующаяся, реализуясь в личном опыте буд. доктрин — Четырех благородных истин, анатмавады, пратитья самутпады. В. определяется как «исследование» {миманса), различение искусных (кушала) и неискусных (акушала) состояний — дхарм и включает созерцание: 1) трех характеристик бытия (трилакшана): непостоянства (анитья), бессамостности (анатма; см. Анатмавада) и неудовлетворенности (духкха) в отношении пяти скандх индивида — тела (рупа), ощущений (ведана), концептуализации (санджня), формирующих факторов (санскара) и распознавания (виджняна); 2) глубинной взаимозависимой природы явлений (пратитья самутпада), а также практику смрити (сати). О соотношении практик В. и шаматхи см. Медитация.


См. лит. к ст. Медитация.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика