Витарка — вичара

Витарка — вичара (санскр. vitarka, от vi- 'разный', tarka 'замысел', 'мысль'; санскр. vicara, от vi- 'туда-сюда', сага 'бегание'; букв, «хождение мыслей», «рассуждение», ср. с лат. discursus) — парные термины буд. абхидхармы и йоги Патанджали. Согласно абхидхарме, В. — в. встречаются как в обыденных состояниях сознания, так и на 1-м уровне созерцания (см. Дхьяна). Они суть парные функции сознания. Прямого соответствия в европ. понятиях не имеют, однако могут быть точно ими описаны.

Всякое пользование речевой способностью имеет две стороны: содержательную, к-рую допустимо исследовать в отвлечении от говорящего (читающего и т.д.), и процессуальную. Для того, кто мыслит, пользуясь речью, витарка дает тему — она есть функция, или событие задания темы, или субъект (подлежащее) этой речи. Вичара же есть функция разворачивания совокупности предикатов (ср. совр. анализ предложения в терминах темы и ремы). В абхидхармистском трактате «Вибханга» В. — в. названы «парой речевых импульсов» (вачисанкхара). Чисто процессуальное рассмотрение позволило индийцам применить В. — в. не только к устной, но и к внутренней речи (о ней см.: Выготский Л. Мышление и речь. М., 1999). Поэтому В. — в. встречаются на начальном уровне дхъяны (пребывающий в дхьяне человек всегда молчит). Во внутренней речи тема или субъект не обязательно выражены словесными знаками, поскольку каждый человек всегда знает, о чем он говорит про себя. В согласии с этим витарка в дхьяне однократно поставляет объект сознанию, а затем суть, содержание этого объекта развертывается перед наблюдающим сознанием функцией вичара.

A.B. Парибок

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика