Йоги-пратьякша

Йоги-пратьякша (санскр. yogipratyaksa) — в инд. эпистемологии непосредственное сверхчувственное восприятие йогов, одна из разновидностей восприятия (пратьякша). Поскольку в инд. традиции йога трактовалась как развитие вполне естественных возможностей человека, большинство религ.-филос. школ признавало, что на определенных ступенях медитации йог обретает способность непосредственно (ярко и отчетливо) воспринимать то, что недоступно обычным людям. Возможно, первым, кто ввел понятие Й. в круг тем эпистемологии восприятия, был буддист Дигнага. Для него Й., как и др. разновидности непосредственного восприятия, лишена мысленного конструирования, калыганы (в виде объяснения учителей и т.п.). В буддизме признание Й. в качестве разновидности праманы объясняется необходимостью обосновать всезнание Будды и узаконить тот интуитивный способ постижения истины, коррелирующий с определенным медитативным состоянием, с помощью к-рого основатель буддизма «открыл» свою Дхарму (Учение). По Дхармакирти, Й. появляется в результате предельной интенсификации концентрации сознания (бхавана), отличается четкостью и яркостью, лишена мысленных конструкций (калъпана) и направлена на истинносущий объект — Четыре благородные истины (чатвари арья сатьяни). Его последователи в споре с оппонентами пытаются доказать, что Й.-п. является именно непосредственным восприятием (пратьякша), т.е. относится к нирвикальпаке (см. Нирвикальпака — савикалыгака).


Лит.: Steinkellner Е. Yogische Erkenntnis als Problem im Buddhismus // Transzendenzerfahrung, Vollzugshorizont des Heils / Ed. by G. Oberhammer. Wien, 1978. S. 121-134; Woo J. Dharmakïrti and His Commentators on Yogipratyaksa // JlPh. 2003. Vol. 31. P. 493-448.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика