Юдзу-нэмбуцу-сю

Юдзу-нэмбуцу-сю 融通念仏宗 («школа сплавленного памятования будды [Амиды]») — яп. буд. школа. Основана монахом Ренином в 1117. Ю. не имела кит. прообраза, так что может считаться первой из буд. школ, возникших в Японии. При жизни Ренина пользовалась значит, влиянием. Однако в пору междоусобиц конца XII в. тогдашний глава школы, монах по имени Ретин, умер, не оставив преемника. Он молил бога-бодхисаттву Хатимана, чтобы тот сам назначил главу школы. По преданию, в 1321 Хатиман явился монаху школы сингон-сю по имени Хомё (1279-1349) и повелел ему восстановить Ю. Хомё отчасти перенял «тайное учение школы сингон» (томицу), толкуя его исходя из установок Ю. После Хомё школа снова приходит в упадок и возрождается лишь в конце XVII в. при Юкане.

Учение Ю. известно в наши дни в том виде, в каком его изложил Юкан. Оно основано на наставлении будды Амиды (санскр. Амитабха), к-рое Ренин получил во сне, а также на сутрах о Чистой земле, «Сутре цветочной гирлянды» (санскр. «Аватамсака-сутра»), «Лотосовой сутре» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра»), соч. Фа-цзана и Чжи-и. Ю. воспроизводит установку школ кэгон-сю и тэндай-сю о взаимопроникновении «дел», явлений изменчивого мира и «основы», неизменной сущности, скрытой за ними. «Дела» сплавлены как с «основой», так и между собой; непостоянный мир целостен, а потому дела одного человека сказываются на всех людях.

Ю. различает пять видов учений: 1) «учения людей и небожителей» (соблюдение заповедей, совершение благих деяний); 2) учения хинаяны о Четырех благородных истинах, «12 причинах и последствиях» (см. Пратитья самутпада) и др.; 3) «учения о постепенном совершенствовании» (большинство учений махаяны); 4) «учения о внезапном озарении» (школы дзэн-сю); 5) «совершенное учение» (школы кэгон и тэндай). Все они «сплавлены», не противоречат друг другу. Сама Ю. надстраивается над ними, представляя общий для всех обряд нэмбуцу. Вслед за «тайным учением» Ю. различает не «три тела будды» (трикая), а четыре; при этом наставники Ю. несколько упрощают схему, принятую в «тайном учении». Здесь различаются: 1) «тело собственной природы», аналог «тела Закона» в учениях др. школ; 2) «тела соответствия и превращения» (др. школы чаще различают «тело соответствия» и «превращенное тело»); 3) «тело собственного принятия- использования»; 4) «тело внешнего принятия-использования» (в «тайном учении» два последних «тела» считаются двумя сторонами «тела Закона»). С каждым из тел связана своя «земля», соответственно: 1) «Земля вечного покоя и света», она же «истинная Чистая земля»; 2) «Земля совместного обитания глупцов и мудрецов»; 3) «Земля истинного воздаяния»; 4) «Земля уловок». Эти «земли» упоминаются и в текстах школы тэндай, но там они обсуждаются отдельно от рассуждений о возрождении в Чистой земле, а Ю. объединяет эти две темы. При этом, согласно Ю., «земля людей не отличается от земли будды». Чистая земля будды Амиды и «земли» всех других будд «сплавлены» между собой. Обрести Чистую землю можно «собственной силой» подвижника, к-рая «сплавлена» с «силой другого» (тарики), т.е. Амиды. Нэмбуцу, по учению Ю., бывает двух основных видов: 1) «особое», при котором подвижник молча или вполголоса обращается к Амиде; 2) «изустное», при к-ром слова «Наму Амида буцу» выкрикиваются как можно более громко. На практич. уровне «сплавление» (юдзу) может пониматься не только как соединение усилий молящихся при обращении к будде Амиде, но и как единство всех видов буд. подвижничества: в одном простом обряде «памятования будды [Амиды]» содержатся все другие обряды. Занятия музыкой, по-видимому, так-же могли считаться одним из способов «памятования».


Лит.: Юкан-сёнин. Юдзу-нэмбуцу сингэ-сё // Буккё сэйтэн (Священные тексты буддизма). Токио, 1974. С. 663-668; Буддизм в Японии. М, 1993. С. 182-187.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика