Чжэнь жу

Чжэнь жу (кит., санскр. бхутататхата, тиб. дегиин ньи, яп. синие) — «истинная таковость». Означает «истинное» существование сознания, вне иллюзии «я». Термин был весьма популярным в кит. буддизме, особенно в школах фасян-цзун и тяньтай-цзун. Он подробно рассматривался в тяньтайском соч. «Да шэн чжи гуань фа мэнь» («Врата Дхармы/Учения Великой колесницы о прекращении [неведения] и постижении [истины]») и трактате школы фасян-цзун «Чэн вэй ши лунь» («Суждения/Шастра о становлении только-сознания»). Под «истинным» понимается существование, проявление к-рого не является ложным; под «таковостью» (см. Татхата) — постоянство признаков того, что есть на самом деле, отсутствие проекций и изменчивости. «Истинное» существование при всех обстоятельствах постоянно обладает той природой, какую оно имеет на самом деле («природа истинной реальности постоянно такова»).

«Истинная таковость» проявляется в пустоте (санскр. шуньята), в «не-я», она не обладает ни существованием, ни не-существованием. Ее невозможно выразить в словах и мыслях, она не идентична всем дхармам, но и не отличается от них, является «истинным принципом» всех дхарм, поэтому называется «природой всех дхарм». О ней говорится как о «существовании», чтобы опровергнуть утверждения о ее не-существовании, ее называют «пустотой», чтобы опровергнуть наши привязанности к иллюзорному существованию.

В школе фасян-цзун насчитывали семь ипостасей «истинной таковости»: 1) «истинная таковость круговорота перерождений», или реальная природа всех дхарм, участвующих в круговороте перерождений (санскр. сансара, кит. лунь хуй); 2) «истинная таковость двух реальностей», или реальная природа двух «не-я» (имеется в виду «„не-я" личности» и «„не-я" дхармы»); 3) «истинная таковость только-сознания», или реальная природа «омраченных» и «неомраченных» («чистых» и «загрязненных») дхарм «только-сознания» (кит. вэй ши; см. Вэйши-цзун); 4) «истинная таковость становления», или реальная природа страдания («истинная таковость» феноменального, составляющего содержание страдания); 5) «истинная таковость дурных поступков»; 6) «истинная таковость чистоты и незагрязненности», или реальная природа нирваны; 7) «истинная таковость правильных поступков», или реальная природа дао, понимаемого как синоним нирваны.


Соч.: Сюань-цзан. Чэн вэй ши лунь (Трактат о становлении только- сознания) // Да Мин сань цзан шэнь цзяо (Священное учение Трипитаки Великой Мин). [Б.м., б.г.], папки 378, 379; Чжи-и I Тиги. Мохэ чжи гуань / Мака сикан (Великое прекращение [неведения] и постижение). Т. 1-2. Токио, 1975; Чжунго фо-цзяо сысян цзыляо сюань- бянь (Избранные материалы по китайской буддийской мысли). Т. 2. 4 . 1 . Пекин, 1987.
Лит.: Murti T.R.V. The Central Philosophy of Buddhism. L., 1955. P. 228- 235; Хуан Чань-хуа. Фо-цзяо гэ цзун да и (Основное содержание учения буддийских школ). Тайбэй, 1973; Игнатович А.И. Буддизм в Японии (Очерк ранней истории). М., 1987. С. 196-200; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995.

Л.Е. Янгутов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика