Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Габона

Исторический очерк политических традиций

Основные политические традиции и этапы политического развития. О древней истории Габона информации практически нет. Первыми европейцами, которые прибыли на территорию Габона, стали португальцы в XV в. В XV — XVIII вв. Габон входил в состав крупного государства Лоанго, занимавшего территорию между реками Огове и Конго. В XVI в. португальцы начали заниматься в Габоне работорговлей. Позднее к Португалии присоединились также работорговцы из Нидерландов, Франции, Англии и других европейских стран. Конец работорговле в Габоне положил только запрет ее в европейских странах. В 1830-х гг. французское правительство организовало в Габоне христианские миссии, торговые фактории и базы для заправки судов. С этого момента можно говорить о целенаправленной колонизации Габона Францией. В 1839 и 1841 гг. были заключены договоры о передаче Франции берегов бухты Габон.

Первым лидером независимого Габона стал президент Леон Мба (Габонская демократическая партия). Во время его правления в 1961 г. была принята новая конституция. В целях достижения национального единства Мба включил в свое правительство лидера оппозиционной партии Габонский демократический и социальный союз Жана-Илера Обама. Однако в 1963 г. Обам был выведен из состава правительства, а 1964 г. был распущен парламент и назначены перевыборы. Во время проведения перевыборов Обам при поддержке военных произвел государственный переворот, и только французское вооруженное вмешательство восста¬новило конституционную власть. После смерти Мба президентом Габона в 1967 г. стал Альбер-Бернар Бонго. В 1973 г. он перешел из христианства в ислам и принял имя эль-Хадж Омар Бонго.

В 1968 г. он ввел однопартийный режим и придерживался его до 1990 г. Одновременно с провозглашением однопартийного режима Бонго объявил политику «обновления», что подразумевало трансформацию правящей партии в Габонскую демократическую партию. В результате Бонго стал бессменным лидером этой партии и успешно пережил попытку офицерского переворота в 1985 г. В 1990 г. в связи с продолжающимися трудностями в экономике и ростом недовольства населения Бонго объявил о созыве «национальной конференции», которая должна была определить путь дальнейшего государственного развития. Единственным итогом длившейся месяц конференции стало требование о немедленном введении многопартийности. Президент отреагировал легализацией всех действующих в стране политических организаций и отправил в отставку бессменного до того премьер-министра, заменив его Ойе Мба, который должен был включить в свое правительство также и представителей оппозиции.

В ходе многопартийных выборов в законодательный орган в 1990 г. в 32 из 120 избирательных округов выборы были признаны недействительными из-за многочисленных нарушений. По итогам выборов правящая партия получила свыше 50% голосов, а семь оппозиционных партий вместе набрали 48%.

В мае 1991 г. семь из шести оппозиционных партий объявили бойкот парламентских слушаний и потребовали от правительства соблюдения конституции. В ответ президент Бонго отправил в отставку правительство и предложил оппозиционным партиям принять участие в правительстве национального согласия. В результате правительство вновь возглавил Мба, и в него вошли лишь несколько оппозиционеров, тогда как большинство сотрудничать отказались. В июле 1992 г. Национальная ассамблея большинством голосов отвергла вотум недоверия правительству, который был спровоцирован стремлением правительства перенести местные выборы. В 1993 г. в ходе очередных президентских выборов Бонго вновь одержал победу, набрав 51,1% голосов, хотя оппозиция пыталась объединиться против него, сформировав Комитет за свободные и демократические выборы. Результат выборов был немедленно оспорен, и главный противник Мба-Абессоле объявил себя настоящим президентом, а Бонго обвинил в «выборном перевороте». Мба-Абессоле сформировал свое правительство и начал формирование других государственных органов. В декабре Бонго пообещал многопартийное правительство, назвал создание альтернативного правительства «антиконституционным актом» и ввел войска и народное ополчение в столицу. Выборы в Национальную ассамблею, запланированные на конец декабря, были перенесены на март 1994 г.

В январе 1994 г. произошел взлет потребительских цен, и народное недовольство режимом резко увеличилось. В феврале несколько человек погибли, когда правительственные войска при поддержке танков попытались захватить резиденцию лидера оппозиции и уничтожить радио оппозиции. В марте был отправлен в отставку премьер-министр Мба, однако через несколько дней он снова был назначен главой правительства, и в новое правительство вновь не вошли представители оппозиции.

В конце сентября 1994 г. начались многосторонние переговоры в Париже, в ходе которых представители правительства и оппозиции подписали соглашение об установлении временной коалиции правительства и независимой избирательной комиссии, которые должны были совместно провес¬ти местные выборы и выборы в Национальную ассамблею через 12 и 18 месяцев соответственно. В октябре премьер-министр Мба подал в отставку, и на его место был назначен Обаме-Нгуема. Хотя в новый кабинет входили шесть представителей оппозиции, оппозиционные СМИ по-прежнему призывали не подчиняться правительству.

В феврале 1995 г. Конституционный суд продлил срок действия избранной Национальной ассамблеи, а в апреле 1995 г. Бонго пообещал принять серию поправок к конституции. В феврале 1996 г. оппозиция обратилась к французскому руководству с просьбой оказать давление на президента и заставить его выполнить договоренности 1994 г. В итоге Бонго был вынужден в мае 1996 г. сформировать избирательную комиссию для местных выборов и выборов в Национальную ассамблею.

Местные выборы неоднократно откладывались из-за организационных трудностей, и в итоге они были проведены лишь в ноябре 1996 г., причем явную победу одержали представители оппозиции. Однако на последовавших вскоре выборах в Национальную ассамблею победу одержала правительственная партия, получившая в итоге 82 места из 120. После выборов, 27 января 1997 г., Бонго вновь назначил Обаме-Нгуема премьер-министром. 20 марта 1997 г. Национальная ассамблея приняла поправку к конституции, которая предписывала, в числе других нововведений, создание поста вице-президента и продление президентских полномочий до семилетнего срока.

В 1998 г. правительство объявило о создании нового органа — Национального демократического совета — консультативной структуры, которая состояла из бывших и современных лидеров широкого спектра правительственных и оппозиционных групп.

Однако политический режим остается недемократическим, а в 2003 г. была принята поправка к конституции, отменяющая максимальное число сроков переизбрания. В 2008 г. 20 оппозиционных политических партий были запрещены.

29 ноября 2005 г. были объявлены итоги очередных президентских выборов. Вновь был президент эль-Хадж Омар Бонго, занимавший этот пост уже 38 лет. Омар Бонго скончался 8 июня 2009 г. в испанской клинике, после чего обязанности президента до 16 октября исполняла Роза Франсина Рогомбе.

30 августа 2009 г. состоялись президентские выборы, в которых приняли участие около двух десятков кандидатов. В тот же день о своей победе заявил сын скончавшегося президента, Али-бен Бонго, который вступил в должность 16 октября 2009 г.

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Действующая конституция Республики Габон была принята 14 марта 1991 г. и вступила в силу 26 марта 1991 г. К конституции был принят ряд поправок, в том числе в 1995, 1997 (срок президентских полномочий продлен с 5 до 7 лет) и 2003 гг.

Конституция гарантирует основные неотъемлемые права и свободы человека, в частности право на свободное развитие личности, свободу мысли, совести, мнений, вероисповедания, безопасность, право на работу вне зависимости от происхождений, пола и расы, право на частную собственность, свободу собраний, ассоциаций, профсоюзов и других организаций, чья деятельность не противоречит закону (Преамбула, ст. 2— 19).

Порядок внесения поправок в конституцию регулируется гл. 12 конституции. Согласно ст. 116, инициатива пересмотра конституции принадлежит президенту, Совету министров и членам правительства. Предложение о принятии поправок должно быть вынесено на рассмотрение Национальной ассамблеей не менее чем 2/3 депутатов от ее состава или на рассмотрение Сената не менее чем 2/3 сенаторов. Решение о принятии поправок может быть принято двумя способами: на основании результатов референдума (проект конституционного закона выносится на референдум президентом республики в соответствии со ст. 18 конституции) или после голосования парламента при условии одобрения 2/3 членов Национальной ассамблеи и Сената. Также ст. 116 конституции определяет условия, при которых конституция республики не может быть пересмотрена. К таким условиям отнесены: руководство страной лицом, временно исполняющим обязанности президента; действие в стране временного правительства; наличие угрозы территориальной целостности республики; период между объявлением официальных результатов президентских выборов и вступлением в должность президента. Также, согласно ст. 117, республиканская форма правления и принципы плюрализма не могут являться объектом поправок.

Форма правления — президентско-парламентская, на практике президент обладает полнотой власти в стране. Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Конституция Габона формально закрепляет принцип разделения властей (ст. 5). Ветви власти определяются как независимые друг от друга. В целом по объему полномочий президент существенно превосходит всех остальных участников политического процесса. Круг его функций охватывает, в том числе, законодательную и судебную сферы.

Глава государства — президент, избирается путем всеобщих прямых и тайных выборов. Правительство Габона подотчетно парламенту (ст. 36). Вместе с тем президент формирует правительство, назначает вице-Президента. Президент вправе распустить Национальную ассамблею (ст. 19). А Национальная ассамблея, в свою очередь, уполномочена объявить вотум недоверия правительству (ст. 64), что предполагает отставку премьер-министра и последующую отставку всего правительства (ст. 65). Импичмент президенту объявляет Конституционный суд. Для реализации этой процедуры необходимо согласие абсолютного большинства членов правительства, а в случае его отсутствия — простого большинства депутатов парламента (ст. 13). Законодательная инициатива принадлежит депутатам парламента и членам правительства (ст. 53).

Конституционный суд рассматривает законы на предмет соответствия конституции и может объявить закон неконституционным (ст. 83). Конституционный суд разрешает вопросы, связанные со спорными компетенциями между различными институтами государственной власти. Обратиться в Конституционный суд с требованием рассмотреть конституционность законопроекта перед его принятием может премьер-министр. Требования на предмет рассмотрения остальных законов могут исходить от президента, премьер-министра, председателей обеих палат парламента или от десяти депутатов каждой палаты, председатели Кассационного суда, Государственного совета или Счетной палаты, а также от любого гражданина, чьи права были нарушены соответствующим законом.

Особенности исполнительной власти. Системе органов исполнительной власти посвящена вторая глава конституции Республики Габон. Главой государства является президент, который является гарантом конституции, преемственности политического курса, территориальной целостности, вместе с правительством определяет внешнюю и внутреннюю политику государства. Он является главой исполнительной власти (ст. 8).

Президент избирается сроком на 7 лет прямым и тайным голосованием с правом последующего переизбрания. Президент может переизбираться неограниченное количество раз (ст. 9). Президентом республики может быть избран гражданин от рождения, вне зависимости от пола, достигший возраста 40 лет (ст. 10).

Президент назначает вице-президента, а также освобождает его от должности при согласии глав обеих палат парламента (ст. 14а). Также президент назначает премьер-министра и других членов правительства, равно как и отстраняет их от должности (ст. 15). Президент может выносить на референдум конституционный законопроект по своей собственной инициативе или по предложению правительства, либо Национальной ассамблеи, либо Сената (ст. 18). Президент вправе распустить Национальную ассамблею (ст. 19). Президент также является Верховным главнокомандующим (ст. 22), объявляет о введении чрезвычайного положения (ст. 25).

Исполнительная власть в стране представлена также правительством, действующим во главе с президентом. Правительство ответственно перед президентом и Национальной ассамблеей (ст. 28). Деятельностью правительства руководит премьер-министр (ст. 29), который также и формирует его состав при участии президента страны. Члены правительства должны быть старше 30 лет и не могут заниматься другими видами деятельности в течение срока действия своего мандата (ст. 32). Действующим президентом Габона с 1967 г. является Ель Нади Омар Бонго Ондимба.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика