Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система сомали

Исторический очерк политических традиций

Основные политические традиции и этапы политического развития. До середины XX в. Сомали фактически не имела собственной государственности. Практически вся политическая история Сомали — история взаимоотношений между кланами. Несмотря на то что на протяжении 2500 лет территория современного Сомали была заселена многообразными этническими группами, последовательной истории образования единой государственности у Сомали нет. В I в. н.э. на этой территории существовали отдельные города-порты, такие как Хафун и Мосилон-Бандар-Гори, которые вели торговлю с Римом и Грецией. Северо-западная часть территории Сомали входила в состав Аксумской империи с III по VII в. С 1200 по 1500 г. на этой территории начали появляться сомалийские города-государства и королевства. Одним из сильнейших стал султанат Адаль (многоэтничное формирование групп Афар, Сомали и Харари), который в 1520 г. завоевал большую часть территории Эфиопии, однако потерял все земли в 1543 г. после битвы при Вайна-Дата. С XIV по XVII в. территории Сомали находились также под властью Аджуранского султаната. После распада султаната Адаль и Аджуран в XVII в. на этой территории начали появляться новые города-государства, которые принимали форму султанатов. Появились султанат восточного Санаага, Барии, Геледи-Афгое, Гасар, Гуде-Лух, Ганане, Могадишо (Хамар) и берега Бенадир, Хобио.

В 1884 году после Берлинской конференции начался колониальный раздел Сомали, и в 1887 г. Великобритания захватила Северное Сомали, Франция — районы, прилегающие к порту Обок, а в 1889 г. Италия — южную часть страны. Были подписаны колониальные договоры с различными территориями Сомали: в 1886 г. Великобритания подписала договор с кланами на территории Северного Сомали, которое получило название Британский Сомалиленд, Италия подписала договоры с кланами на юге Сомали в 1889 г., и эти территории стали называться Итальянским Сомали. Между 1900 и 1907 гг. Италия пыталась заключить договоры и/или насильственно захватить территории султаната Геледи в Афгое, однако потерпела тяжелое поражение. В начале Второй мировой войны в 1940 г. Италия оккупировала весь Сомалийский полуостров. В 1941 г. британская армия нанесла поражение итальянцам в Сомали, и фактически все ее территории перешли под влияние Великобритании. В 1948 г. под давлением союзников Великобритания вернула регионы Хавд и Огаден Эфиопии с условием соблюдения их автономии. В 1949 г. по решению ООН Италия получила права опеки над территорией Сомали при условии, что Сомали получит независимость в течение 10 лет. В соответствии с решением ГА ООН (1959 г.) Великобритания предоставила 26 июня I960 г. независимость Британскому Сомалиленду (бывшему британскому протекторату), а 1 июля 1960 г. бывшие британское и итальянское Сомали объединились в единое государство — Сомалийскую Республику. Было создано первое независимое правительство во главе с Аденом Абдуллой Османом Даром (президентом страны) и Абдирашидом Али Шермарком (премьер-министром, который впоследствии стал президентом), и 20 июля I960 г. была принята первая конституция. Однако практически сразу после предоставления независимости в стране начались клановые столкновения — многие кланы заявляли, что их заставили войти в состав Сомали насильно. 21 октября 1969 г. офицеры сомалийских вооруженных сил совершили военный переворот и провозгласили Сомалийскую Демократическую Республику. Власть в стране перешла в руки Верховного революционного совета, президентом которого, а также главой государства и правительства стал генерал Мохамед Сиад Барре. В июле 1976 г. в стране была фактически установлена диктатура — военные захватили власть и создали Революционную социалистическую партию Сомали.

С начала 1980-х гг. в стране отмечался рост оппозиционных выступлений, направленных против правящего режима, выражавшего интересы клана марехан. Обострение кланово-племенных противоречий, резкое ухудшение экономической ситуации привели к активизации вооруженной оппозиции и в конечном итоге к падению режима 6 января 1991 г. Власть захватила коалиция Демократического фронта спасения Сомали, Объединенного сомалийского конгресса (ОСК), Национального движения Сомали, Сомалийского патриотического движения, Сомалийского демократического движения, Демократического альянса Сомали и Сомалийской группы Манифеста. В 1991 г. северная часть территорий Сомали (бывшая британская колония) объявила независимость — было образовано непризнанное государство Сомалиленд. В январе 1991 г. в Джибути на конференции по примирению в Сомали был избран новый президент — Али Махди Мухаммед, однако лидеры военно-политических группировок отказались его признать.

В 1992 г. на территории Сомали началась миротвор¬ческая операция ООН ЮНОСОМ-1, однако она потерпела поражение. В декабре 1992 г. коалиция во главе с США (ЮНИТАФ) предприняла неудачную попытку военной операции в Сомали и в 1993 г. была прекращена. В 1993 г. ООН предприняло вторую попытку восстановления мира и государственности в Сомали: была развернута миротворческая операция ЮНОСОМ-2. Эта миссия также была неудачной, и к 1995 г. все миротворцы были выведены с этой территории. В период с 1991 по 2001 г. в Сомали осуществлялись неоднократные попытки организовать центральное правительство, способное положить конец междуусобной борьбе между военно-политическими клановыми организациями. На северо-востоке территории Сомали клан Мажеертеен объявил о провозглашении самоуправляющейся территории Пунтленд, однако заявил, что новопровозглашенная автономия готова участвовать в конференции по примирению в Сомали с целью создания центрального правительства. В 2002 г. на территории Юго-Западного Сомали (территории Бэй, Бакул, Джуббада-Дексе, Гедо, Шабеелаха-Хузе и Джуббада-Хузе) также объявили о своей автономии. Фактически на всех этих территориях действовала созданная в 1995 г. Армия сопротивления Раханвейн. В соответствии с решением 9-го саммита ИГАД (Хартум, январь 2002 г.) в Найроби с октября 2002 г. по ноябрь 2004 г. проходила конференция по сомалийскому национальному примирению, завершившаяся избранием переходного парламента, президента (Абдуллахи Юсуф Ахмед), премьер-министра (Али Мохаммед Геди). В 2006 г. была объявлена автономия региона Джубаленд. В июне 2006 года Союз исламских судов захватил территории района Могадишо, а также территории Южного Сомали. 25 сентября 2006 г. войска Союза исламских судов захватили порт Кисмайо, и это спровоцировало вторжение войск Эфиопии на территории городов Буур Хакаба 9 октября. Союз исламских судов объявил войну Эфиопии. 1 ноября 2006 г. состоялись мирные переговоры между Переходным правительством и Союзом исламских судов в Хартуме, которые закончились неудачей. Война продолжалась до 28 декабря 2006 г., когда в результате боев Эфиопия с союзными сомалийскими фронтами ввела свои войска в Могадишо. Войска Эфиопии были выведены только в январе 2009 г. В январе 2007 г. США провели военную операцию по обстрелу территорий Южного Сомали в рамках кампании по борьбе с терроризмом. В феврале — марте на территории Сомали развернулась миротворческая операция Африканского союза под эгидой ООН сроком на 6 месяцев. В июле 2007 г. была предпринята неудачная попытка конференции по национальному примирению в Могадишо, которая была бойкотирована исламистами. В ноябре 2007 г. в должность вступил новый премьер-министр Сомали Нур Хасан Хусейн. В марте 2008 г. США снова нанесли ракетные удары по Южному Сомали в рамках борьбы с терроризмом.

Параллельно ухудшилась ситуация с морским пиратством в Сомали: в мае 2008 г. СБ ООН проголосовал за разрешение военных операций в Сомали ВМФ любых стран. В июне 2008 г. правительство Сомали подписало соглашение о перемирии с оппозицией сроком на 3 месяца с условием вывода войск Эфиопии. В сентябре 2008 г. в связи с деградацией ситуации в Сомали, включая угрозу пиратства в Аденском заливе, в заливе размещаются военные корабли разных стран мира. В январе Эфиопия вывела свои войска с территории Сомали, и в Джибути состоялось собрание нового правительства Сомали. В феврале 2009 г. президентом Сомали избран Ахмед Ш. Шариф, премьер-министром — А. Шермарк (сын первого президента). В июне — июле в Могадишо началась очередная волна боев, в ходе которых погиб министр по делам безопасности Сомали и другие высокопоставленные чиновники. Президент Сомали ввел режим чрезвычайного положения и обратился за помощью к мировому сообществу. Обострение ситуации привело к закрытию миссии Всемирной продовольственной программы ООН в январе 2010 г. В феврале исламистская группировка Аль-Шабааб официально провозгласила присоединение к «Аль-Каиде» и начала концентрацию вооруженных групп на юге Сомали. В сентябре 2010 г. премьер-министр ушел в отставку и премьером стал Мохамед Абдулахи Мохамед. В январе 2011 г. проблема пиратства в Сомали достигла пика — были захвачены 49 из 52 кораблей, следовавших курсами через Аденский залив.

В феврале 2011 г. парламент Сомали проголосовал за продление собственного мандата на 3 года. Одновременно Кения полностью закрывает границу с Сомали. С мая 2011 г. в стране начинается засуха, и в июне 2011 г. ООН официально объявляет о голоде в стране. В августе 2011 г. Аль-Шабааб разрешает поставку продовольствия в страну, и в Сомали начинает поступать помощь ООН. В сентябре возобновляются перестрелки на границе с Кенией, а также на кенийских рекреационных зонах на побережье. В октябре 2011 г. Кения вводит войска на территорию Сомали в связи с нападениями на жителей и вооруженные силы страны. США начинают совершать регулярные военные вылеты на территорию Сомалй с базы в Эфиопии. В ноябре 2011 г. на территории Сомали вновь зафиксировано присутствие войск Эфиопии.

Переходное правительство контролирует части Южного Сомали со своей базы в Байдоа и не признается как легитимное со стороны большинства сомалийцев. На северо-западе Сомали продолжает существовать автономия Сомалиленда со столицей в Харгейсе, не признанная международным сообществом. Также на территориях Санаага и некоторых частях Бари существует непризнанное формирование Маахир, фактически созданное 1 июля 2007 г. на территориях, являющихся спорными между Сомалилендом и Пунтлендом. На юго-востоке территории Сомали существуют автономии Джубаленд и автономия Юго-Западного Сомали, которые признают Переходное правительство. В целом ситуация на всей территории Сомали остается крайне нестабильной. В августе 2012 г. Конституционной ассамблеей в Могадишо была принята временная Конституция, определяющая Сомали как федерацию. Было сформировано Федеральное правительство — первое постоянное международное правительство с момента начала в стране гражданской войны. В сентябре 2012 г. парламент страны избрал новым президентом Сомали Хасана Шейх Махмуда.

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Первая конституция Сомали была принята 1 января 1961 г., поправки были внесены 25 августа 1979 г. (фактически была принята новая конституция), и в 1984 г. конституция 1979 г. была принята всенародным референдумом. Изменения по сравнению с конституцией 1961 г. касались исполнительной власти. Конституция 1979 г. (с поправками 1984 г.) предусматривала наличие в стране президентской системы, согласно которой президент, являющийся главой Совета министров, избирал его членов. Конституция предписывала проведение выборов в органы законодательной власти по крайней мере каждые 5 лет и предоставляла возможность президенту распускать состав однопалатной Национальной ассамблеи по его усмотрению. На практике ни одно из положений конституции не соблюдается с момента начала гражданской войны в 1991 г. Иные конституционные законы отсутствуют. Переходное правительство (созданное в 2004 г.) не представило проектов конституции, самопровозглашенные субъекты на территории Сомали также не имеют конституционных законов.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. В связи с отсутствием легитимного и признанного всеми гражданами Сомали единого правительства разделение и взаимодействие властей продолжает оставаться одним из вопросов, обсуждаемых на переговорах по примирению в Сомали. Формально главой будущего государства Сомали должен являться избранный Переходным правительством президент, который имеет право назначать премьер-министра. По решению Конференции по примирению в Сомали от 20.08.2004 г., проходившей в Кении, президент избирается Переходным правительством (де-факто). Любой из членов Национальной ассамблеи (Переходного правительства) может снять с себя полномочия депутата или быть освобожден от поста голосованием 2/3 депутатов. Законодательство на настоящий момент отсутствует, но формально Переходное правительство может вносить проекты законов, которые, в случае их принятия, должны бьггь одобрены президентом. Действующие с 2007 г. исламистские власти проектов законодательства не представили.

Особенности исполнительной власти. В период до 1991 г. главой исполнительной власти Сомали являлся президент, который располагал обширными полномочиями. С 1 июля 1974 по 27 января 1991 г. президентом страны являлся Мохамед Сиад Барре, который фактически установил в стране военную диктатуру.

По конституции 1979 г., президент избирался на срок 6 лет с возможностью возобновления полномочий по истечении этого срока путем голосования большинства членов Национальной ассамблеи в 2/3 голосов. Поправки, внесенные в конституцию в 1984 г., предусматривали, что президент должен избираться прямым народным голосованием на срок 7 лет. Первые президентские выборы с учетом этих поправок были проведены в 1986 г., на которых единственный кандидат, Сиад Барре, получил 99,9% голосов. По конституции, президент имел право ведения внешней политики, объявления войны, объявления чрезвычайной ситуации, выступал главнокомандующим вооруженными силами страны, мог назначать одного или более вице-президентов, председателя Верховного суда, до 6 членов законодательных органов, членов Совета министров, а также распускать состав органов законодательной власти до истечения срока их полномочий.

С 29 января 1991 по 3 января 1997 г. президентом страны формально являлся Али Махди Мухаммед, представлявший интересы Единого сомалийского конгресса и Альянса спасения Сомали. С 15 июня 1995 по 1 август 1996 г. полномочия президента страны также осуществлялись Мохаммедом Фарахом Хасаном Айдидом (фактически было перекрестное исполнение полномочий президента двумя лицами, зачастую враждовавшими между собой, что усиливало распад исполнительной власти). 2 августа 1996 г. Мохаммед Фарах Хасан Айдид передал свои полномочия своему сыну Хусейну Мохаммаду Фараху Айдиду, который исполнял свои полномочия до 20 марта 1998 г. Оба президента представляли интересы группировки Объединенный сомалийский конгресс, входивший в Сомалийский национальный альянс. После начала конференций по примирению в Сомали в 2000 г., были предприняты попытки избрать легитимного президента.

Главы государства (президенты)

В настоящее время на территории Сомали де-факто существует несколько самопровозглашенных государственных образований, параллельно ведутся переговоры о создании единого правительства. На момент ноября 2011 г. на территории Сомали существовало избранное в 2004 г. (20 августа) на конференции по примирению Сомали, проходившей в Кении, Переходное правительство (Национальная ассамблея), однако оно не признано легитимными многими этническими кланами, которые де-факто осуществляют полномочия власти в стране. В Ассамблее заявлено 275 мест, из них 244 назначаются 4 основными кланами (по 61 представителю от каждого), 31 место отдано субкланам и независимым неклановым представителям. Ассамблея является однопалатным органом законодательной власти Переходного правительства, срок ее полномочий составляет 5 лет.

В отношении полномочий членов Ассамблеи известно, что они обладают право выйти из состава Ассамблеи по своему желанию, а также могут быть лишены своих полномочий при голосовании 2/3 членов Ассамблеи. Также известно, что депутаты Ассамблеи не обязаны раскрывать источники своих доходов публично. Четкие полномочия Ассамблеи не определены, так как все вопросы полномочий и любых действий законодательной власти (не признанной многими сомалийскими кланами) являются предметом продолжающихся переговоров по перемирию в Сомали. Особенности судебной власти. Попытки унификации судебной власти и кодексов проводились в 1970-х гг. при режиме Сиада Барре. В 1973 г. был утвержден единый Гражданский кодекс, который резко ограничивал действие шариата и сомалийского традиционного права (особенно в области наследования, личных контрактов, прав на воду и возделывание земли), а также запрещал кровную месть и кровную расплату («дийя»), которые предусматривались традиционными судами. Были отменены права кланов на земли, водные пространства и пастбища. В настоящее время эти положения не соблюдаются.

По законодательству 1962 г., все суды страны делились на суды 4 инстанций: Верховный суд, Апелляционные суды, региональные суды и районные суды. Суды шариата были устранены, однако государственным судам предписывалось принимать во внимания рекомендации судов шариата. С 1991 г. эта система находится в упадке и не функционирует.

После начала гражданской войны в 1991 г. и до настоящего момента на территории Сомали судебная власть осуществляется судами шариата и местными советами старейшин, также часть полномочий судов выполняется представителями этнических кланов, которые доминируют на определенной территории. Единой судебной системы в стране нет.

Территориально-государственное устройство. По кон¬ституции 1979 г., Республика Сомали являлась унитарным государством, и территория Сомали была разделена на 18 регионов (гоболов — сом.): Авдаль, Бакол, Банадир, Бари, Бэй, Гальгудууд, Гедо, Хиираан, Джуббада-Хузе, Шабеллаха- Хосе, Мудуг, Джуббада-Дехе, Шабеллаха-Дехе, Нугаал, Санааг, Соол, Тогдир, Вокойи-Галбеед. Однако после начала гражданской войны такое территориальное деление перестало соблюдаться. В настоящий момент четкие границы районов страны не определены, территории оспариваются вооруженным путем враждующими группировками и кланами. По различным данным, существуют 27 регионов, на севере территории Сомали объявили территориальные претензии самопровозглашенные государственные формирования Пунтленд, Сомалиленд, Гальмудуг и Маахир.

Местное управление и самоуправление. В настоящее время на территории Сомали существуют самопровозглашенные государственные формирования Пунтленд, Сомалиленд, Гальмудуг и Маахир, в рамках которых четкое деление административных единиц отсутствует, и их полномочия не установлены. Не признаваемое большинством граждан Переходное правительство (созданное в 2004 г. на конференции по примирению) заявляет о приверженности делению регионов по конституции 1960 и 1979 гг. На практике местное самоуправление находится в руках вооруженных формирований, этнических кланов, а также традиционных советов старейшин и исламских судов (суды шариата).

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика