ЧАСТЬ II. ИНФОРМИРОВАННАЯ ВСЕЛЕННАЯ
Вечные вопросы и новые ответы, даваемые целостной теорией всего

6. Сознание — человеческое и космическое

Эволюционный панпсихизм

Ответ на заданный выше вопрос может быть сформулирован в контексте философской позиции, известной как панпсихизм. Сторонники панпсихизма утверждают, что психика (душа) — сущность сознания — присутствует в мире повсеместно. И материя, и сознание — физическое и психическое — вездесущи во Вселенной. Они присутствовали даже при ее рождении.

Концепция ин-формированной Вселенной идет дальше классического панпсихизма, добавляя эволюционное измерение. Психика действительно присутствует во Вселенной повсюду, но не везде она одинакова, не везде находится на одном уровне развития. Психика, как и материя, развивается. В живых организмах этой планеты и психика, и материя находятся на относительно высоком уровне развития, и в представителях нашего вида они развиты лучше всего. В нас, человеческих существах, психика весьма отчетлива, — это наше личное сознание.

Эволюционный панпсихизм не сводит всю реальность к структурам, состоящим из пассивных и неразумных составляющих элементов (как материализм), и не сводит всю реальность к качественному нематериальному сознанию (как идеализм). И материю, и сознание он считает фундаментальными элементами реальности, но (в отличие от дуализма) не утверждает, что они радикально различны; они являются разными аспектами одной реальности. То, что мы называем материей, есть аспект, который мы постигаем, когда смотрим на человека, растение или молекулу снаружи; сознание — это аспект, который мы постигаем, когда смотрим на них изнутри.

Каждый из нас изнутри может взглянуть только на собственный мозг. Это не сложная сеть нейронов, которую мы видим, когда исследуем материальное содержимое мозга; мы постигаем сложный поток идей, чувств, намерений и ощущений. Но когда мы исследуем мозг кого-либо другого, мы не можем понять этот поток. Мы видим лишь серую материю — сеть нейронов, передающих возбуждение сложными путями.

Ограниченность внутреннего взгляда собственным мозгом не означает, что только мы одни сознательны, а все остальные — просто нейрофизиологические механизмы, действующие внутри биохимической системы. В концепции панпсихизма обе позиции — взгляда на мозг и взгляда на сознание — присущи всем человеческим существам. И не только всем человеческим существам, но и другим биологическим организмам. И не только организмам, но и всем системам, которые возникают и развиваются в природе, от атомов до молекул, макромолекул и экологических ниш. В великой цепи эволюции нет места, где мы могли бы провести черту и сказать: ниже сознания нет, а выше есть.

Концепция панпсихизма была исследована философом Альфредом Нортом Уайтхедом. В его «органической метафизике» все в мире (все «фактически существующие объекты») имеют «физическое измерение» и «ментальное измерение». Нобелевский лауреат биолог Джордж Уолд пришел к такому же заключению. Сознание, заявил он, не возникает на поздних стадиях эволюции — оно существовало всегда.

Такое же предположение выдвинул астронавт «Аполлона» Эдгар Митчелл. Все в мире, сказал он, имеет способность «знать». Менее развитые формы материи, такие как молекулы, обладают более рудиментарными формами знания — они «знают», как объединяться в клетки. Клетки «знают», как размножаться и бороться с опасными гостями; растения «знают», как поворачиваться к солнцу, птицы — как улетать зимой на юг. Высшие формы знания, такие как человеческое осознание и намерение, уходят своими корнями в космос; они были там в качестве возможности при рождении Вселенной.

Мы согласны. Все в мире — кванты и галактики, молекулы, клетки и организмы — имеют материальность и внутреннее содержание. Материя и сознание — это не отдельные реальности; они являются взаимодополняющими аспектами реальности космоса.


Страницы:
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17]
[18] | 19 | [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] »»»»

Яндекс.Метрика