Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Анголы

Исторический очерк политических традиций

Основные политические традиции и этапы политического развития. Изначально территорию Анголы заселяли племена бушменов, занимавшихся в основном охотой и сбором плодов различных растений. В 1-м тыс. н.э. на данную территорию пришли племена банту (поскольку ранняя история Анголы изучена недостаточно хорошо, то возникают противоречия в обозначении некоторых временных промежутков, так, по некоторым данным, племена банту начали заселять данную территорию в VI в. до н.э.). В XIII в. было создано первое крупное политическое образование, известное как Королевство Конго. Возникли другие политические объединения, например, королевства Ндонго, Матамба и Лунда. К середине XV в. королевство Конго стало одним из самых сильных и влиятельных на западном побережье Африки. Власть в королевстве Конго находилась в руках аристократов (мани), подчинявшихся королю Конго. Территориально королевство делилось на провинции (мбанза), находившиеся под управлением одного из представителей мани. Столицей королевства был город Мбанза Конго (Mbanza Congo).

Первый контакт с европейцами состоялся в 1483 г., когда португальский исследователь Диого Као высадился в устье реки Конго. Позже королева Матамбы Нзингу предложила Португалии сотрудничество, предлагая полезные ископаемые в обмен на технологическую помощь. В 1506 г. новый король Конго принял христианство и взял имя Афонсо I.

Португалия рассматривала Анголу прежде всего в качестве поставщика рабов, которых перевозили в основном в Бразилию. Афонсо I выступал против работорговли, пытаясь дипломатическими методами договориться с Португалией о прекращении работорговли, однако португальский трон игнорировал данные инициативы. После смерти Афонсо I в 1540-х гг. королевство начало переживать период нестабильности, что привело к восстанию 1568 г., в результате которого король Альваро I был отправлен в ссылку. Альваро обратился за помощью к Португалии. Вооруженные силы Португалии вытеснили повстанцев с территории королевства к середине 1570-х гг. В 1575 г. в Анголу прибыл Паулу Диаш де Новайш с первыми семьями переселенцев, в 1576 г. был основан город Луанда. На юге страны существовал ряд королевств, оказывавших сопротивление португальским силам, но к 1590 г. Португалия установила полный контроль над колонией. После смерти короля Конго Альваро II в 1614 г. отношения между Конго и португальской колонией Ангола обострились вследствие конфликтов, вызванных претензией Португалии на пригодные для культивации земли Конго. Битва 29 октября 1665 г. положила конец существованию королевства Конго как единого государства, к XVIII в. королевство распалось на несколько политических образований, признававших короля Конго, но проводивших фактически независимую политику.

В 1641 г. голландцы захватили Луанду, королевство Ндонго во время оккупации сохраняло лояльность Португалии. После возврата Луанды в 1648 г. Ндонго заявило Португалии о недостаточном вознаграждении за союзничество и объявило свою независимость. В 1671 г. состоялся захват столицы королевства Ндонго, которое позже было полностью подчинено Португалии.

В 1836 г. Португалия запретила работорговлю, но продолжала осваивать свои колонии в Африке, в первую очередь территорию Анголы, где располагался ряд предприятий, доходность которых было решено довести до максимума. Было совершено несколько экспедиций, но оставался нерешенным вопрос о территории Конго. На Конго претендовали Франция, Германия и Англия. Правительство Португалии выступило с предложением провести международную конференцию для разрешения данного вопроса. Конференция прошла в Берлине в 1884—1885 гг., в результате чего право владения Конго было передано королю Бельгии. В ходе берлинской конференции произошел окончательный раздел Африки, в том числе Португалии отошли Мозамбик, Ангола и Гвинея. В 1886 г. Португалия подписала два договора с Францией и Германией, определившие колониальные границы государств, а именно право Португалии на территорию между Мозамбиком и Анголой. Фактическую оккупацию территории Анголы Португалия завершила к 1920 г., а статус колонии сохранялся до 1951 г., когда Португалия объявила Анголу заморской провинцией. В период нахождения у власти в Португалии Салазара (1926—1974) в Анголе было запрещено создание политических объединений. Вследствие жесткого колониального режима и сильной эксплуатации населения в Анголе начали действовать различные национально-освободительные движения. В 1950-х гг. возникли первые национально-освободительные движения, самыми значимыми из которых являлись Союз народов Анголы (СНА), образованный в 1954 г., и Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА), созданное в 1956 г. 4 февраля 1961 г. МПЛА, подняв восстание в Луанде, возглавило борьбу против колониализма. Восстание переросло в войну и к 1968 г. распространилось на центральный и восточный районы страны. В 1962 г. образовался Национальный фронт освобождения Анголы (ФНЛА), в 1966 г. возник Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИ-ТА). После португальской революции 1974 г. новое правительство заключило соглашение с МПЛА, ФНЛА и УНИТА о предоставлении Анголе независимости, 11 ноября 1975 г. Ангола была провозглашена Народной Республикой. Президентом стал лидер МПЛА Агостиньо Нето. Разногласия между тремя национально-освободительными движениями существовали с момента обретения Анголой независимости, что привело к гражданской войне. В ответ на создание Народной Республики Ангола во главе с лидером МПЛА, которое поддерживали в том числе и страны социалистического лагеря, ФНЛА и УНИТА объявили о создании Демократической Народной Республики Ангола с центром в Уамбо. ФНЛА и УНИТА пользовались поддержкой США, ЮАР, Заира. К 1979 г. ФНЛА практически прекратил свое существование, УНИТА усилил свое влияние и мощь. В конфликт также были вовлечены Куба, направившая часть вооруженных сил в Анголу для оказания поддержки правительству, СССР, осуществлявший поставки вооружения, и США. В 1987— 1988 гг. проходили открытые вооруженные столкновения между кубинскими войсками и войсками ЮАР, в 1988 г. ЮАР потерпела поражение от объединенных войск Анголы и Кубы и согласилась на переговоры. В декабре 1988 г. было подписано Нью-Йоркское соглашение, по условиям которого ЮАР предоставляла независимость Намибии и прекращала оказывать помощь УНИТА, Куба выводила войска с территории Анголы. Несмотря на подписание данного соглашения, борьба между УНИТА и МПЛА продолжалась. В 1989 г. президент Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуш и лидер УНИТА Ж. Савимби подписали соглашение о прекращении огня и национальном примирении. Позже данное соглашение было нарушено и военные действия возобновились. Был подписан еще ряд соглашений о примирении, которые также были нарушены. 31 мая 1991 г. при участии Португалии, США и СССР в Лиссабоне был подписан ряд соглашений о прекращении войны, в соответствии с которыми в конце 1992 г. должны пройти президентские и парламентские выборы и сформирована единая армия из равного числа военных из МПЛА и УНИТА. Выборы состоялись 29 — 30 сентября 1992 г., в них приняло участие подавляющее число избирателей. На пост президента претендовали 12 кандидатов, Национальная ассамблея должна была состоять из 220 депутатов. 17 октября были опубликованы официальные результаты выборов, по итогам которых Сантуш набрал 49,6% голосов и Савимби получил 40% голосов, соответственно, МПЛА получило 129 мест в парламенте, а УНИТА — 70 мест. Савимби отказался признать результаты выборов, и вооруженные столкновения возобновились. Вооруженные столкновения с переменным успехом длились до 2002 г. После смерти Жонаса Савимби (22 февраля 2002 г.) был подписан, в качестве дополнения к Мирному Лусакскому протоколу, Меморандум о взаимопонимании между Ангольскими вооруженными силами (ФАА) и вооруженными формированиями УНИТА. В 2008 г. состоялись вторые в истории страны свободные выборы, на которых 80% голосов получила правящая МПЛА. УНИТА получила только 10% голосов избирателей, но ее представители заявили, что признают результаты выборов.

На особенности нациеобразования Анголы большое влияние оказал колониальный период. В Анголе были созданы органы местного самоуправления, однако особенность заключалась в отлученности местного населения от возможности участия в политическом процессе. Местное население фактически не обладало какими-либо правами, существовала жесткая расовая иерархия, на верхушке которой находились португальцы. Первая конституция была принята 11 ноября 1975 г., когда была провозглашена Народная Республика Ангола. Конституция неоднократно пересматривалась, в настоящее время вступила в действие новая конституция 2011 г., которая подчеркивает авторитарный характер существующего в Анголе режима. В стране отменены прямые президентские выборы, президентом становится лидер победившей на парламентских выборах партии. Также отменен пост премьер-министра, в результате чего вся полнота власти у президента.

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Конституция была принята 11 ноября 1975 г., в нее неоднократно вносились поправки и изменения (7 января 1978 г., 11 августа 1980 г., 6 марта 1991 г. и 26 августа 1992 г., также поправки вносились в 1994 и 2011 гг.), в настоящее время действует конституция 2011 г. Действующая конституция гарантирует равные права всем гражданам, а также дает гарантию незыблемости всех фундаментальных прав человека. Согласно официальным данным, Ангола является полупрезидентской демократической республикой с многопартийной системой. В настоящее время происходит пересмотр законов, касающихся печати и создания негосударственных организаций. Президент является главой всех государственных институтов и координирует отношения между различными ветвями власти.

Республика Ангола является многопартийным демократическим государством с полупрезидентской системой правления.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Согласно действующей конституции в Анголе существует разделение властей. Политические институты Анголы являются взаимозависимыми, президент координирует действия всех ветвей власти. Провозглашается верховенство закона и равноправие, а также ответственность перед законом всех должностных лиц. Совет республики является консультативным органом президента. Совет выносит положения консультативного характера и находится под контролем президента. Члены Совета обладают всеми иммунитетами и привилегиями Национальной ассамблеи. Президент является главнокомандующим вооруженными силами Анголы, назначает министров и судей Верховного суда. Президент обладает правом вето. Правительство формируется и контролируется президентом. Правительство ответственно перед президентом и Национальной ассамблеей. Законодательная власть принадлежит Национальной ассамблее. Судебная система включает: Верховный суд, уголовные, гражданские и военные суды. Конституция гарантирует независимость судебной власти.

Особенности исполнительной власти. Исполнительная власть принадлежит президенту. Президент формирует и контролирует деятельность правительства, ответственного перед президентом и Национальной ассамблеей. Президент избирается сроком на 5 лет. Конституция предусматривает возможность переизбрания президента на второй срок. Однако эта статья не касается действующего президента Жозе Эдуарду душ Сантуша, который занимает этот пост уже более 30 лет, и вступила в силу во время последних парламентских выборов в 2012 г. Консультативным органом президента является Совет республики, который состоит из председателя Национальной ассамблеи (The President of the National Assembly), генерального прокурора, бывшего прези¬дента республики, лидеров политических партий, представленных в Национальной ассамблее, и десяти граждан, назначенных президентом.

Особенности законодательной власти. Законодательная власть основана на деятельности Национальной ассамблеи, состоящей из 220 депутатов, избираемых сроком на 4 года. 130 депутатов избираются по пропорциональной системе представительства, 90 депутатов избираются по мажоритарной системе. Национальная ассамблея собирается на очередные сессии 2 раза в год, существует возможность сбора на внеочередные сессии по просьбе председателя Национальной ассамблеи или по запросу одной трети депутатов.

Особенности судебной власти. Конституция закрепляет принцип независимости судебной власти. Судьи Верховного суда назначаются президентом. Конституция предусматривает наличие Конституционного суда, а также муниципальных и местных судов. В настоящее время определяющую роль играет Верховный суд, находящийся в Луанде, а судебная система представлена уголовными, гражданскими и военными судами.

Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и пр.). Ангола является федеративным государством и территориально разделена на 18 провинций: Бенгела, Бенго, Бие, Луанда, Зайри, Кабинда, Квандо- Кубанго, Кванза Северная, Кванза Южная, Кунене, Лунда Северная, Лунда Южная, Маланже, Мошико, Намибе, Уамбо, Уиже, Уила. Главой власти в провинции является назначаемый губернатор, ответственный перед президентом и Советом министров. Провинции подразделяются на муниципальные образования. Муниципальные образования подразделяются на коммуны. Губернатор назначается президентом по рекомендации премьер-министра.

Местное управление и самоуправление. Главой власти в провинции является губернатор, назначаемый по рекомендации премьер-министра президентом и ответственный перед президентом и Советом министров. Органы местного самоуправления являются выборными, их полномочия определяются соответствующими законами. Народные собрания избираются населением, их исполнительным органом являются комиссариаты и народные комиссии.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика