Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Судана

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. В 2005 г. в стране вступила в силу временная (Переходная) конституция, основной задачей которой является создание единого правового и политического поля для различных сегментов общества Судана. Вскоре после провозглашения независимости Южного Судана президент Судана Омар ал-Башир объявил, что в ближайшее время в стране будет принята новая конституция, основанная на шариате.

Отличительной чертой текста суданской конституции является постановка таких целей, как искоренение бедности (со ссылкой на цели в области развития, поставленные в Декларации тысячелетия), обеспечение процветания и региональной экономической интеграции (ст. 10). Отдельные разделы суданского Основного закона были посвящены деятельности органов власти на период до проведения в 2011 г. референдума о будущем Южного Судана и формировании новых органов власти посредством всеобщих выборов (подробнее см. соответствующие разделы о функционировании ветвей власти).

Конституция страны состоит из 226 статей и шести приложений, статьи объединены в 17 частей, которые, в свою очередь, состоят из глав. Фундаментальные права и свободы человека и гражданина закреплены в ст. 27 — 48 (ч. 2 основного закона). Отдельное внимание уделено конституционному запрету рабства и насильственного труда (ст. 30), гарантиям прав женщин и детей (ст. 32). Здесь же закреплено право голоса (ст. 41).

Изменения в основной закон Судана могут быть внесены при одобрении поправок членов каждой палаты парламента на отдельных заседаниях (ст. 224). Изменения мирного соглашения, являющегося частью конституции в соответствии со ст. 224, должны быть согласованы обеими сторонами — подписантами соглашения.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Формально все ветви власти Судана отделены друг от друга, имеется система сдержек и противовесов. Так, президент является главой Совета министров, тогда как последний подотчетен парламенту. Парламент вправе начать процедуру импичмента в отношении высших должностных лиц государства. Назначение судей (кроме председателя Конституционного суда) является предметом консенсуса законодательной и исполнительной властей, а суды, в свою очередь, могут разбирать дела в отношении членов парламента и высших должностных лиц Судана при совершении ими деяний, несовместимых с добросовестным исполнением служебных обязанностей или представляющих общественную опасность.

Парламент имеет возможность преодолевать вето президента на законопроекты. Особенности исполнительной власти. Исполнительную власть, согласно ст. 49, олицетворяют институт президента и Совет министров. Высшими должностными лицами являются президент и два вице-президента. Президент избирается на 5 лет посредством всеобщего голосования. Для избрания президентом кандидату, который должен соответствовать ряду квалификационных требований (гражданство Судана по рождению, 40-летний возрастной порог, грамотность и т.п.), для победы требуется набрать более 50% голосов избирателей. При необходимости проводится второй тур голосования. Переизбрание допускается только один раз (ст. 57).

Помимо прочего, в обязанности президента входят председательство на заседаниях Совета министров, созыв и роспуск парламента. Президент имеет право законодательной инициативы, в том числе по конституционным вопросам (ст. 58, п.). Объявление чрезвычайного или военного положения, назначения на ряд важных должностей, а также созыв и роспуск парламента президент должен согласовать с первым вице-президентом Судана.

Согласно ст. 63 конституции, оба вице-президента являются членами Совета министров. В случае, если пост президента становится вакантным, его занимает первый вице-президент. На время довыборного переходного периода оговаривалось, что президентом и главнокомандующим Вооруженными силами Судана является действующий президент Судана, а первым вице-президентом — председатель правительства Южного Судана и главнокомандующий Народно-освободительной армией Судана (ст. 65). Согласно ст. 66, в случае, если в переходный период пост президента станет вакантным, функции главы государства будет исполнять совет, состоящий из спикера Национального собрания и двух вице-президентов. Председательствовать на его заседаниях будет спикер Национального собрания, а все решения должны будут приниматься консенсусом. Если вакантным станет пост первого вице-президента, то Народно-освободительное движение Судана в течение двух недель с момента образования вакансии должно предложить новую кандидатуру.

Также на довыборный период было предусмотрено создание правительства национального единства, которое формирует президент после консультаций с первым вице-президентом (ст. 79). В соответствии со ст. 80 и 81 места в этом правительстве должны быть разделены между представителями юга и севера страны в соотношении 30:70%, при этом за политическими силами зарезервированы следующие квоты: 52% для партии Национальный конгресс; 28% для Народно-освободительного движения Судана; 14% для прочих политических сил севера страны; 6% для прочих политических сил юга страны.

Основными задачами правительства национального единства являлись реализация положений конституции, создание децентрализованной системы органов власти, реализация мирного соглашения и т.д. (ст. 82).

Членами Совета министров, помимо президента и двух вице-президентов, являются министры, назначаемые президентом после консультаций с вице-президентами (ст. 70). Отмечается, что решения Совета министров превалируют над решениями других органов и институтов исполнительной власти. Решения в Совете принимаются простым большинством голосов. Министры штатов также назначаются президентом после консультаций с вице-президентами и могут замещать национальных министров в случае временного отсутствия последних. Национальный Совет министров занимается реализацией государственной политики и мирного соглашения, бюджетными вопросами, имеет право законодательной инициативы (ст. 72). Отмечается, что национальные министры и министры правительства Южного Судана должны сотрудничать в выполнении своих конституционных обязательств (ст. 73). Национальные министры подотчетны президенту, Совету министров и Национальному собранию, также они несут индивидуальную и коллективную ответственность перед Национальным собранием и не имеют права заниматься коммерческой или любой иной служебной деятельностью, не связанной с исполнением министерских обязанностей (ст. 75). Заседания Совета министров проходят в закрытом режиме, министры не имеют права без соответствующего разрешения Совета разглашать служебную информацию (ст. 76).

Решения президента и Совета министров могут быть оспорены гражданами в Конституционном суде или других компетентных органах (ст. 61, 78).

Особенности законодательной власти Республики Судан. Парламент Судана состоит из двух палат — Национального собрания (нижней) и Совета штатов (верхней). Деятельность парламента регламентирована в ч. 4 конституции (ст. 83-118).

Члены Национального собрания избираются на 5 лет посредством всеобщего прямого голосования. Кандидаты в члены Национального собрания должны быть не моложе 21 года, подданными Судана, находиться в здравом уме и быть грамотными, не иметь за последние 7 лет судимостей за преступления, связанные с мошенничеством или аморальными проступками. Членами нижней палаты парламента не могут быть национальные и региональные министры, губернаторы и члены законодательных органов власти штатов, а также лица, являющиеся членами Совета штатов. Национальное собрание занимается законодательной деятельностью, утверждает государственные программы, планы и бюджет, наблюдает за деятельностью правительства и т.д. Для кворума в Национальном собрании требуется присутствие большинства членов палаты.

В Совет штатов, срок полномочий которого также составляет 5 лет, входят по два представителя от каждого штата, избранные законодательными органами власти соответствующего штата. Область Абуэй имеет в Совете двух наблюдателей, выбранных Региональным советом. Совет штатов инициирует законопроекты, связанные с децентрализацией и другими вопросами деятельности штатов. Также Совет утверждает кандидатуры судей Конституционного суда Судана. Для кворума в Совете штатов требуется присутствие большинства членов палаты, при этом решения принимаются 2/3 голосов.

В ст. 91 отмечается, что каждая из палат работает исключительно в пределах своей компетенции. Если принятый Национальным собранием закон определяется специальным межпалатным комитетом как затрагивающий интересы штатов, он передается для дальнейшего обсуждения в Совет штатов. Совет может внести поправки и принять такой документ 2/3 голосов, после чего он отправляется напрямую на подпись главе государства.

Совместные заседания палат могут созываться для обсуждения поправок в конституцию или в мирное соглашение, для повторного обсуждения законопроектов, вето на которые наложил президент. Также палаты заседают совместно во время процедуры импичмента президента или первого вице-президента.

Первая сессия палат начинается не позднее чем через 30 дней после официального объявления итогов выборов. Спикеры и их заместители избираются из числа членов палат. Каждый спикер обязан назначить в своей палате генерального секретаря, который отвечает за планирование и административные вопросы деятельности палаты.

 

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика