Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Бенина

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Форма правления в Республике Бенин — президентская республика. Главой государства является президент. Согласно конституции Республики Бенин, «Бенин — независимая и суверенная республика» (гл. I, ст. 1). В ст. 2 той же главы отмечается, что «республика Бенин — единое, светское, демократическое государство».

Конституция Республики Бенин провозглашает гарантии равных избирательных прав. Правом избирать наделяются бенинцы обоих полов от 18 лет, обладающие всеми гражданскими и политическими правами (гл. I, ст. 6).

Конституция Бенина гарантирует свободу политических ассоциаций и подтверждает приверженность принципам многопартийности (гл. I, ст. 5).

Также конституцией гарантируется свобода слова и прессы, прав частной собственности, свобода совести, вероисповедания и т.д. Гарантирована частная собственность, неприкосновенность жилища, секретность частной переписки, презумпция невиновности (гл. II, ст. 8, 11, 14, 20, 21,22, 23, 24). Основной закон Бенина провозглашает право человека на развитие и культуру (гл. II, ст. 9 и 10). По конституции, государство гарантирует гражданам получение образования, право на труд и на забастовку (гл. II, ст. 13, 30 и 31).

Порядок внесения изменений в конституцию, принятую 11 декабря 1990 г., регулируется гл. II (ст. 154—156). Право внесения изменений в конституцию принадлежит одновременно президенту республики, после согласования с кабинетом министров, и членам Национального собрания (однопалатный парламент Республики Бенин). Чтобы начать процедуру пересмотра конституции, текст поправки должен получить поддержку Ул депутатов Национального собрания. Все изменения конституции должны быть одобрены на всенародном референдуме, если только в ходе голосования в Национальном собрании поправка не набрала 4/5 голосов депутатов Национального собрания. Всего в Национальном собрании заседают 83 депутата. Процедура пересмотра конституции не может быть начата или продолжена, если она подрывает территориальную целостность страны. Также пересмотру не могут быть подвергнуты положения о республиканской форме правления и светском характере государства.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Президент осуществляет исполнительную власть, возглавляет правительство. Члены кабинета подотчетны президенту. Президент назначает членов кабинета без согласия парламента, но после консультаций с Бюро Национального собрания. Парламентское большинство не оказывает прямого влияния на формирование правительства. Президент не имеет права роспуска парламента, парламент — возможности сместить президента. Национальное собрание не может объявить вотум недоверия правительству. Право законодательной инициативы принадлежит одновременно президенту и членам Национального собрания. Правом конституционного контроля в Бенине обладает Конституционный суд. Особенности исполнительной власти. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с президентом. Как отмечается в гл. III, ст. 42 конституции, «Президент избирается всеобщим прямым голосованием на 5 лет и может переизбираться один раз». Президент обладает правом законодательной инициативы, обнародует законы через две недели после того, как текст законопроекта передает ему председатель Национального собрания. Президент вправе до истечения этого срока потребовать второй раз рассмотреть законопроект или отдельные его статьи, причем Национальное собрание не имеет права отказать президенту. При повторном рассмотрении законопроект принимается абсолютным большинством голосов. Если и в этом случае президент отказывается обнародовать закон, Конституционный суд по обращению председателя Национального собрания объявляет закон действующим (определив, соответствует ли он конституции). Аналогичная процедура предусмотрена, если по истечении срока, отведенного президенту для обнародования закона, он этого не сделал.

В ст. 58 конституции указано, что «Президент после консультации с председателем Национального собрания и председателем Конституционного суда может объявить референдум по любому вопросу, относящемуся к защите прав человека, региональной или субрегиональной интеграции, организации государственной власти».

Президент определяет и осуществляет государственную политику, обеспечивает исполнение законов и гарантирует исполнение решений судебной власти. Президент осуществляет регламентарную власть (полномочия исполнительных органов власти по изданию нормативных актов), обладает правом помилования, является Верховным главнокомандующим ВС. Особенности законодательной власти. Законодательная власть в Бенине принадлежит однопалатному парламенту — Национальному собранию (VAssemblee Nationale — фр.), в котором заседают 83 депутата. Парламент избирается на 4 года. В сферу компетенции Национального собрания входит принятие бюджета страны и законов (в том числе конституционных).

Особенности судебной власти. Судебная власть независима от двух других ветвей власти. Ее осуществляет Верховный суд, суды и трибуналы. Высший совет судебной власти является дисциплинарным судом для судей. Судьи назначаются президентом, кандидатуры предлагает Министерство юстиции после представления заключения Высшего совета судебной власти. Высшие органы судебной власти в Бенине — Конституционный суд, Верховный суд, Высший суд юстиции.

Конституционный суд (КС) — высшая инстанция по конституционному праву. КС принимает решение по конституционности законов и гарантирует защиту гражданских прав и свобод человека. КС состоит из семи членов, назначаемых на 5 лет (могут быть назначены повторно лишь один раз): четырех назначает бюро Национального собрания, трех — президент. КС в обязательном порядке принимает решение о соответствии конституции законов, в том числе конституционных, до их обнародования, внутренних регламентов Национального собрания. В случае возникновения конфликта между государственными институтами КС принимает решение, к ведению какого института относится тот или иной вопрос. КС контролирует соблюдение закона в ходе выборов и заверяет результаты голосования.

КС Бенина построен в соответствии с двумя институциональными моделями: французского Конституционного совета, который контролирует законность проведения выборов, и немецкого Конституционного суда, который призван защищать фундаментальные права и свободы граждан. Однако специфика КС Бенина заключается в том, что если европейские модели, как правило, предполагают, что конституционные суды защищают права человека только в том случае, если рассматриваемый ими нормативный акт нарушает эти права или если все остальные законные способы защиты прав уже были использованы, то конституция Бенина (ст. 51) дает гражданам возможность напрямую обращаться к КС в случае нарушения их прав. Всего с 1991 по 2002 г. КС вынес 350 решений по вопросам защиты прав человека; большинство этих решений было вынесено по жалобам граждан на деятельность тех или иных госорганов. В целом, по мнению независимых обозревателей, КС сохраняет политическую независимость и эффективность. Можно предположить, что во многом это связано с тремя институциональными особенностями этого органа.

Во-первых, назначение председателя КС, который осуществляет процедурный контроль и готовит доклад по каждому решению, является прерогативой самих членов суда. Во-вторых, конституция устанавливает, что КС должен вынести решение по обращению с жалобой на нарушение прав человека в течение 15 дней после того, как поступила жалоба. В-третьих, независимость КС поддерживается предоставленным конституцией суду правом самостоятельно выбирать нормативно-правовые акты для проведения экспертизы их соответствия конституции. В то же время эксперты критикуют практику работы КС в Бенине, в частности, исполнение им функции контроля над законностью проведения выборов. Так, в 2001 г. КС провозгласил результаты выборов без учета голосов избирателей в провинции Моно (9,69% от общего числа поданных голосов).

Верховный суд (ВС) — высшая судебная инстанция в государстве. К компетенции ВС также относятся вопросы законности проведения местных выборов. Решения ВС не подлежат обжалованию, обязательны к исполнению исполнительной, законодательной властью и всеми инстанциями. Председатель ВС назначается сроком на 5 лет президентом после вынесения заключения по его кандидатуре председателем Национального собрания и может быть повторно назначен лишь один раз.

Высший суд юстиции — орган, который состоит из членов КС, за исключением его председателя, шести депутатов, избранных Национальным собранием, и председателя ВС. Высший суд юстиции может судить президента, членов правительства в случае государственной измены или совершения ими правонарушений в ходе или в связи с исполнением своих полномочий. Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и пр.). Бенин — унитарное государство (гл. I, ст. 2 конституции).

Бенин состоит из 12 провинций: Алибори (Alibori), Атакора (Atakora), Атлантик (Atlantique), Боргу (Вогдои), Коллинс (Collines), Куффо (Kouffo), Донга (Donga), Литтораль (Littoral), Моно (Mono), Уеме (Оиётё), Плато (Plateau), Зу (Zou).

Местное управление и самоуправление. Гл. X конституции провозглашает, что административно-территориальные образования создаются законом. Административно-территориальные образования «осуществляют в соответствии с законом свободное самоуправление через избранные советы». В рамках кампании по децентрализации было создано 77 коммун, в том числе 3 коммуны с особым статусом — города Котону, Порто-Ново, Параку. К сфере компетенции коммун относятся следующие вопросы: экономическое развитие, благоустройство территорий, управление жилым фондом (коммуны разрабатывают планы экономического развития территорий, выдают разрешение на строительство домов, контролируют ход строительства, выдают ордера на заселение); инфраструктура и транспорт; защита окружающей среды, гигиенические мероприятия, эпидемиологический контроль.

Кроме того, к ведению коммун с особым статусом относятся вопросы безопасности и коммуникации, сфера профессионального обучения.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. В связи с пребыванием страны с начала XX в. до 1960 г. в колониальной зависимости от Франции некоторые политические институты были заимствованы. В частности, широкие прерогативы президента, наличие различных источников формирования законодательной и исполнительной власти, подотчетность членов правительства президенту подтверждают влияние институционального дизайна французской Пятой республики на политическое устройство Бенина.

Внутренние конфликты и расколы. Данных по коэффициенту GINI для Бенина нет, однако разрыв в доходах между богатыми и бедными остается большим. По оценочным данным, около 37% населения (2003 г.) живут за чертой бедности.

Ключевую роль в политической жизни страны играет президент Бони Яйи. Ему противостоят многочисленные оппозиционные партии, в то же время мощной контрпрезидентской политической силы в стране нет. Политический конфликт накладывается на противостояние пропрезидентского Севера и оппозиционного Юга. Вместе с тем в 1990-х гг., когда введение многопартийности, либерализация общественно-политической жизни привели во многих африканских государствах к обострению внутренних этнических и религиозных конфликтов (порой выплескивающихся на международный уровень), усилению сепаратистских тенденций и, как следствие, к военным переворотам и серьезным политическим потрясениям, президентские и парламентские выборы в Бенине проходят без каких-либо серьезных нарушений. Хотя в 2007 г. на президента Бони Яйи было совершено покушение.

Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. В соответствии с конституцией Бенина, в стране нет официальной идеологии. Ярко выраженных идеологических расколов нет, почти все политические силы заявляют о своей приверженности ценностям демократии и рыночной экономики, что во многом обусловлено статусом страны-реципиента экономической помощи Запада и международных финансовых организаций.

Религия и государство, роль религии в политике. Конституция Бенина провозглашает принцип светского государства, однако религия играет важную роль в политической жизни страны. Основные конфессии (христианство и ислам), а также традиционные культы имели большое значение в процессе демократизации страны. В 1996 г. культ Вуду был признан религией, пользующейся равными правами с другими конфессиями.

Согласно официальным данным за 2004 г., около 50% населения придерживается традиционных местных верований, 30% населения являются христианами, а 20% — мусульманами. Политическая роль военных/силовых структур. В постколониальный период военные играли важную роль в политической системе. В 1960-х гг. страна пережила череду военных переворотов, которые закончились в 1972 г. приходом к власти майора Матьё Кереку. После демократизации в начале 1990-х гг. в стране снизилась роль военных, однако президент Кереку продолжал считаться с интересами этой социальной группы. После 1997—1998 гг. началось увеличение финансирования армии, резкий рост военных расходов произошел в 2004 г.

Особенности партийной системы. Третья волна демократизации в Африке привела к возникновению во многих странах режимов с доминирующей партией и слабой, фрагментированной оппозицией. Однако логика политического процесса в Бенине была иной. В легислатуре, избранной в 1999 г., доминировала оппозиционная президенту Кереку Партия возрождения Бенина. На выборах 2003 г., признанных международными наблюдателями свободными и справедливыми, одержала победу пропрезидентская коалиция Союз за будущий Бенин. А в 2007 г. на выборах победу одержала рыхлая коалиция — Силы Каури за образующийся Бенин. Всего на национальном уровне в политической борьбе участвуют от 6 до 8 партий. По формальным признакам партийную систему Бенина можно отнести к системам крайнего плюрализма (есть поляризация: пропрезидентские — оппозиционные), в то же время явной идеологической поляризации нет: партии, скорее, являются клиентелами, что сближает партийную систему Бенина с атомизированным типом. Кроме того, при более пристальном анализе обнаруживается, что все партии имеют четко выраженную региональную основу, доминируют в политической жизни «своих» регионов.

FARD-Alafia — Фронт действий за демократическое обновление. Кандидатура президента Матьё Кереку на выборах 2001 г. была выдвинута именно этой партией. На парламентских выборах 2003 г. партия входила в состав пропрезидентского движения и в его рамках создала коалицию «Союз за будущий Бенин», которая получила 31-е место в парламенте из 83. Зона влияния — север страны.

Социал-демократическая партия, лидер — Бруно Амуссу, сторонник Матьё Кереку. Вместе с FARD-Alafia создала коалицию «Союз за будущий Бенин». Бастион — юго-запад страны (регион Моно).

Партия демократического обновления (лидер Адриен Хунгбеджи) на данный момент не представлена в парламенте. Зона влияния — юго-восток, регион Уеме, к северу от Порто-Ново. Партия возрождения Бенина — оппозиционная либеральная партия, возглавляемая бывшим президентом Нисефором Согло. На последних выборах партия получила 15 мест из 83. Зона влияния — центр страны.

Впрочем, в последнее время доминирование партий в регионах уже не так незыблемо. Партии формируют лояльные им политические силы в регионах-бастионах их политических противников. Так, в 2003 г. лагерь Кереку ослабил позиции Партии демократического обновления на юго-востоке и Партии возрождения Бенина в центре, создав к выборам в этих регионах свои партии-сателлиты: соответственно Африканское движение за демократию и прогресс (9 мест в парламенте) и «Ключевую силу» (5 мест). Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов в 30 апреля 2011 г.

НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния. НПО появились в Бенине в конце 1980-х гг. В начале 1990-х гг., на волне процессов демократизации, Бенин пережил настоящий бум НПО. В «третий сектор» ушли выпускники университетов, лишенные в 1986 г. гарантии поступления на государственную службу и не нашедшие места на рынке труда в частном секторе. После проведения первых демократических выборов на страну обрушился большой объем донорской помощи из стран Запада, а эффективность помощи, поступавшей в страну через государственные структуры, оказалась весьма сомнительной. Реципиентами помощи стали многочисленные гражданские ассоциации.

При этом институты гражданского общества в Бенине тесно связаны с государством. Учредителями НПО часто выступают государственные чиновники, политические деятели или их близкие родственники. С другой стороны, работа в НПО является хорошим стартом политической карьеры, так как дает возможность дистанцироваться в глазах избирателей от коррумпированных чиновников.

В то же время тотальная зависимость от внешнего финансирования обусловливает слабость НПО, и чаще всего они функционируют спорадически, организуются специально под конкретные проекты и прекращают работу, когда средства «освоены». Этим объясняется низкий профессионализм сотрудников, как правило заинтересованных в том, чтобы сэкономить на реализации проекта и присвоить неиспользованные средства. В целом большинство НПО Бенина можно отнести к сфере частного предпринимательства, чем к институтам гражданского общества. Основные сферы, в которых работают НПО, — образование, ликвидация неграмотности, здравоохранение, защита окружающей среды и микрофинансирование.

В 1960-х гг. профсоюзы были мощной политической силой. Пришедший к власти в 1972 г. Матьё Кереку смог сохранить ее во многом благодаря поддержке профсоюзов. Сначала Кереку учитывал интересы профсоюзов, однако по мере радикализации режима увеличивалась потребность в марионеточном профсоюзном движении. Таковым стало созданное в 1974 г. Национальное объединение профсоюзов трудящихся Бенина, в которое вошло большинство профсоюзов страны (UNSTB).

В 1988 — 1989 гг. начали появляться организации, альтернативные UNSTB. По стране прошли массовые манифестации трудящихся. Эти волнения стали катализатором либерализации режима. UNSTB и сегодня является одним из крупнейших профсоюзов страны. В 1990-х гг. появились новые объединения трудящихся: Профсоюзное объединение независимых профсоюзов, Общая конфедерация трудящихся Бенина, Конфедерация независимых профсоюзных организаций. Эти профсоюзы объединяют в основном трудящихся в госсекторе и занятых на государственной службе. Сегодня профсоюзы Бенина сохраняют свою независимость. В 2004 г. была организована всеобщая стачка, к которой примкнули и профсоюзы из частного сектора.

Можно утверждать, что проекты профсоюзов Бенина — пример новаторского подхода к тому, как профсоюзы могут организовать различные службы и обучение. В Бенине профсоюзы осуществляют следующие проекты: кооперативы для сотрудников, которые оптом закупают еду и предметы домашнего обихода (рис, мыло) с тем, чтобы женщины — члены кооперативов могли приобретать их по более низким ценам; прачечные для женщин-работниц, облегчающие тяжелую домашнюю нагрузку и одновременно обеспечивающие работой живущих по соседству женщин; пункты грудного кормления для женщин — рыночных торговцев рядом с главным рынком; женская театральная труппа, которая средствами театра разъясняет женщинам вопросы, касающиеся членства в профсоюзах и семьи, такие как планирование семьи, здоровье, образование для девочек, недостатки полигамии.

В стране действует много сельских и городских групп интересов и групп влияния. Положение и роль СМИ. По данным Всемирного банка, в 1999 г. в Бенине соотношение тиража ежедневных газет на 1000 чел. населения составило 5,36. В рейтинге «Свобода прессы 2005» (Freedom House) Бенин занимает 71-е место с 30 баллами, статус прессы — свободная. Положение Бенина в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002-2011 гг.

В стране работает около 20 частных изданий, два частных и один государственный телеканал, несколько радиостанций. Самые влиятельные СМИ контролируются государством. Оппозиционные СМИ существуют в ситуации жесткой конкуренции за немногочисленных рекламодателей. Низкая оплата труда журналистов способствует развитию коррупции в прессе, часто сообщается о нарушении профессиональной этики. Вместе с тем пресса очень критично настроена по отношению к проправительственным и оппозиционным силам. В стране действуют достаточно жесткие законы, позволяющие подать в суд на журналистов за клевету.

Гендерное равенство/неравенство. Конституция страны провозглашает равенство полов. Однако в действительности женщины имеют значительно меньше социально-экономических и политических возможностей, чем мужчины. Во многом это обусловлено ограниченным доступом к школьному образованию для девочек.

Избирательные права бенинские женщины получили в 1956 г. В парламенте страны 6 мест из 83 занимают женщины (7,2%). В последнее время международные организации позитивно оценивают усилия правительства по борьбе с дискриминацией женщин. Одной из основных проблем в этой сфере по-прежнему остается обрезание клитора. Процедура была законодательно запрещена в 2003 г., но этой операции по-прежнему подвергается примерно половина женщин. Другая, традиционная для Африки проблема — использование детского труда и детская проституция. Специфика Бенина — традиция «видомеджон»: девочек из сельской местности отправляли в города, где они жили в семьях и получали образование, выполняя работу по дому. Однако этот социальный институт легитимировал еще одну форму эксплуатации детей.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика