Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Ботсваны

Исторический очерк политических традиций

Первые сведения о зарождении прогосударственных структур на территории современной Ботсваны относятся к II в. н.э. В период II — V вв. на данной территории имел место процесс массового переселения народов банту с территории Катанга (на современном этапе эта территория разделена между ДРК и Замбией). Племена банту были децентрализованными, организованы по клановому принципу в семейно-родственные группы — краале — и управлялись единым вождем. Точные данные о политических процессах на территории современной Ботсваны до XVIII в. отсутствуют.

В XVIII в. часть территории современной Ботсваны была заселена бурами — потомками голландских поселенцев на территории современного ЮАР. В XVIII — начале XIX в. буры продолжали освоение территории. В конце XIX в. начались массовые столкновения между племенами шона и ндебеле. Одновременно начались столкновения с бурами, проживавшими на территории Трансвааля. После призывов ряда племен во главе с вождями Кхамой, Батоэн и Себеле 31 марта 1885 г. Великобритания объявила эти территории своим протекторатом Бечуаналенд. Северные территории Бечуаналенда (современная Ботсвана) находились под прямым управлением Великобритании. Верховные вожди были подчинены британскому комиссару Бечуаналенда. Южные территории были включены в состав Капской колонии, сегодня эти территории являются частью ЮАР. Протекторат Бечуаналенд был включен в состав созданного в 1910 г. британского доминиона Южно-Африканский Союз (с 1961 г. — ЮАР).

В 1920 г. в связи с усилением оппозиционного движения были созданы консультативные советы, которые представляли отдельно местное население и белое население. В 1934 г. изданы декреты, узаконивавшие права местного населения. В 1951 г. создан единый консультационный совет между европейцами и африканцами на территории ЮАС, в 1961 г. этот орган был наделен законодательными функциями.

Послевоенный подъем национально-освободительного движения в Африке оказал значительное влияние на освободительное движение в протекторате. В 1960 г. возникла Народная партия Бечуаналенда — первая политическая партия в стране. Партия выступила за предоставление стране независимости. В 1962 г. Серетсе Кхама создал Демократическую партию Бечуаналенда (ДПБ), которая также потребовала предоставления независимости Бечуаналенду. В 1964 г. Бечуаналенд официально заявил о необходимости предоставления независимости от Великобритании. Столи¬ца была перенесена в новый город — Габороне (образован в 1965 г.). В 1965 г. Бечуаналенд получил право на внутреннее самоуправление. В марте 1965 г. были проведены выборы в Законодательное собрание, которые принесли победу ДПБ, получившей 28 мест из 31. Было образовано правительство, которое возглавил Серетсе Кхама. 30 сентября 1966 г. Бечуаналенд провозглашен независимой Республикой Ботсвана.

На выборах в парламент в 1969, 1974 и 1979 гг. побеждала ДПБ. При этом главной оппозиционной силой был Национальный фронт Ботсваны (НФБ). После смерти в 1980 г. Серетсе Кхамы страну возглавил Куетт Кетумиле Масире, бывший ранее вице-президентом. На выборах в 1984 и 1989 гг. победа также досталась ДПБ. Однако в 1989 г. НФБ получил почти треть голосов избирателей. На выборах 1994 г. оппозиция набрала 37% голосов избирателей, и Фронт получил 13 мест в парламенте. НФБ получил и все 6 дополнительных мест от городских избирательных участков, выделенных для обеспечения представительства возросшего городского населения.

После отставки президента Масире в 1998 г. страну возглавил бывший вице-президент и министр финансов Фестус Могае, который назначил вице-президентом бывшего командующего вооруженными силами страны периода правления Серетсе Кхамы Яна Кхаму — сына Серетсе Кхамы. В 2008 г. Фестус Могае досрочно ушел в отставку, уступив пост вице-президенту и сыну первого президента страны Яну Кхаме.

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Конституция была принята 30 октября 1966 г., в последующем к ней был принят ряд поправок. Согласно конституции, главой государства и главой правительства является президент, что позволяет охарактеризовать Ботсвану в качестве президентской республики. Однако президент избирается парламентом, что сближает Ботсвану с парламентскими системами.

В гл. 2 конституции провозглашены основные права и свободы гражданина страны, также указаны обязательства государства охранять основные права и свободы, включая обязательства по защите жизни и свободы граждан, защиту от рабства и работы по принуждению, защиту от бесчеловечного обращения, защиту собственности граждан, неприкосновенность жилья гражданина. Государство гарантирует свободу совести, слова, собрания, передвижения, защиту от всех форм дискриминации.

Поправки в конституцию могут быть внесены членами Национальной ассамблеи (ст. 89), но не ранее чем через 30 дней после публикации версии поправки в национальной прессе. Поправки, предусматривающие изменения в отношении функционирования исполнительной, законодательной или судебной ветвей власти в стране, должны быть утверждены президентом страны. Разделение и взаимодействие ветвей власти. Президент является одновременно главой государства и главой правительства (ст. 30). Президент избирается на 5 лет путем проведения парламентских выборов: каждый кандидат в члены парламента должен объявить, кого из кандидатов в президенты он поддерживает, и получивший поддержку более половины избранных членов парламента становится президентом. Максимальное количество сроков пребывания на посту президента — 2.

Президент может оказывать влияние на решения судебной власти (в виде права помилования осужденных). Также президент имеет право принимать участия в дебатах и голосовании по законопроектам в Национальной ассамблее.

Согласно ст. 92, Национальная ассамблея может вынести вотум недоверия правительству страны, и в таком случае парламент будет распущен в течение 4 дней после вынесения вотума. Особенности исполнительной власти. Глава государства и правительства — президент. Президент назначает вице-президента, которой в случае смерти или отставки президента автоматически занимает его пост. Президент избирается Национальной ассамблеей на пятилетний срок (не более чем на 2 срока) и является подотчетным ему. Министры назначаются президентом.

Конституция отдельно содержит положение о первом президенте страны. Ст. 31 указывает, что первым президентом должен быть кандидат, который до 1966 г. занимал пост премьер-министра.

Согласно ст. 32, любой гражданин может стать кандидатом в президенты в период выборов, если он получил поддержку 1000 избирателей. Баллотироваться на пост президента имеет право любой гражданин страны, родившийся в Ботсване или имеющий гражданство страны по праву родства. Избранный президент страны вступает в должность в день обнародования результатов выборов (ст. 32).

Пункт 8 ст. 32 конституции гласит, что, в случае поступления многочисленных письменных требований о пересмотре результатов голосования в отношении избрания президента страны, Национальная ассамблея может провести голосование по данному вопросу. В случае положительного голосования большинства членов Национальной ассамблеи по данному вопросу пост президента страны становится вакантным и принимается решение о назначении и проведении новых выборов. В случае поступления такого рода требований со стороны членов Национальной ассамблеи и вступления в действие п. 8 президент лишается права роспуска парламента (п. 9 ст. 32).

Одно и то же лицо может занимать пост президента страны не более двух сроков подряд общей продолжительностью не более 10 лет (п. 1 ст. 34). В случае временной неспособности выполнять функции президента лицо, занимающее эту должность, может передать часть своих полномочий вице-президенту (ст. 36). Согласно ст. 39 конституции, вице-президент имеет широкие полномочия в случае вступления в действие ст. 36 и обладает значительной широтой власти при действующем президенте.

Ст. 42 — 46 конституции утверждают наличие кабинета министров в составе министров, а также их заместителей и помощников. В состав кабинета министров входят также президент и вице-президент.

Согласно ст. 48, президент является Верховным главнокомандующим, а также несет обязательства по ведению переговоров и подписанию международных договоренностей с участием Бостваны. Согласно ст. 49, вице-президент страны является главным помощником президента при выполнении его обязанностей и может располагать всей широтой полномочий, которыми он может быть наделен указом президента страны.

Ст. 53 наделяет президента правом помилования или смягчения приговора любому осужденному.

Особенности законодательной власти. Согласно ст. 57 конституции, парламент Ботсваны состоит из Национальной ассамблеи и президента. Национальная ассамблея насчитывает 57 выборных членов, 4 членов, являющихся представителями партии, получившей большинство на выборах. В состав Национальной ассамблеи также входят президент и генеральный прокурор (являются членами парламента по должности). Члены Национальной ассамблеи исполняют свои функции в течение 5 лет. Национальная ассамблея выбирает президента. Особым органом, неофициально считающимся второй палатой парламента, является Палата вождей (в нее входит 15 вождей, 8 из которых — главы основных племен, 4 — выбранные помощники глав (англ. subchiefs) и 3 выбираются 12 членами палаты — ст. 77 — 85). Палата вождей является консультативным органом по вопросам, связанным с традициями и обычаями. Согласно п. 4 ст. 79, все члены Палаты вождей обязаны, помимо вынесения консультационных обязанностей на родном языке, должны владеть английским языком в мере, достаточной для ведения консультаций. Согласно ст. 85, Палата вождей принимает участие в рассмотрении законопроектов, выносимых на голосование, и имеет право вносить поправки в законопроект. Согласно ст. 87 — 88, законопроекты могут быть представлены к рассмотрению Национальной ассамблеей и президентом. Законопроекты должны быть рассмотрены в Национальной ассамблее и переданы на рассмотрение Палате вождей. В случае позитивного решения по законопроекту он передается президенту, который должен в течение 30 дней вынести решение о принятии или отклонении законопроекта. Президент может посещать любые заседания Национальной ассамблеи. Президент имеет право голоса и выступления в Национальной ассамблее.

Ст. 62 предусматривает отстранение от выборов в парламент лиц, имеющих гражданство иного государства или иным образом связанных с другими государствами, являющихся банкротами, признанных недееспособными, занимающих государственные должности, являющихся членами Палаты вождей.

Депутаты избираются в Национальную ассамблею на всенародных выборах, каждый избирательный округ избирает только одного депутата (ст. 63). Особенности судебной власти. В Ботсване действуют: Верховный суд, Апелляционный суд и суды магистратур.

Верховный суд уполномочен рассматривать дела криминального и гражданского характера без ограничений (ст. 95). Ст. 99—102 предусматривают создание Апелляционного суда, который рассматривает вопросы апелляционного характера в отношении любых дел, находившихся на рассмотрении судов низшей инстанции. Ст. 52 конституции отдельно закрепляет пост Генерального прокурора (отнесен к исполнительной ветви власти).

Президент может вмешиваться в решения судебной власти путем предоставления помилования, смягчения или изменения приговора осужденному (ст. 53).

Территориально-государственное устройство. Ботсвана является унитарным государством. Территория страны разделена на 9 административных округов и 5 городских советов: Центральный, Франсистаун, Габороне, Ганзи, Двавенг, Кгалагади, Кгатнленг, Квененг, Лобаце, Северо-Западный, Северо-Восточный, Селеби-Пикве, Юго-Восточный, Южный.

Местное управление и самоуправление. Органами власти на местном уровне являются муниципальные советы, которые формируются в соответствии с процентом голосов, полученных каждой партией в данном округе или городе на парламентских выборах. Советы отвечают за начальное образование, выдачу лицензий и сбор налогов (имеют влияние в определении размера налога на прибыль). Местные бюджеты могут быть поддержаны дотациями из государственного бюджета.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Ботсвана испытала сильное влияние со стороны Великобритании в период колониального господства последней. При этом борьба за сохранение племенной организации общества стала причиной протестов против колониальных властей. В 1966 г. Ботсвана получила независимость. В этом же году в протекторате были проведены конституционные реформы. На первом этапе борьбы за независимость партии Ботсваны боролись против отчуждения земель и ресурсов в пользу британцев и вмешательства во внутренние дела племен; на втором этапе антиколониальной борьбы их целью стало расширение своих прав в рамках колониального режима. На заключительном этапе борьба за права граждан Ботсваны переросла в борьбу за независимость.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика