Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Бурундии

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Действующая конституция Бурунди была одобрена на референдуме 28 февраля 2005 г., вступила в силу 18 марта 2005 г. Это уже восьмая конституция независимого Бурунди.

Полномочиями предлагать поправки к конституции обладают Национальное собрание, или Сенат (большинством голосов), или президент (ст. 297). Поправки к конституции не могут изменять положения о территориальной целостности, национальном единстве, демократических основах и правах граждан. Проект поправок принимается на референдуме, после чего поправки к конституции принимаются не менее чем четырьмя пятыми голосов от общего числа членов Национального собрания и двумя третями членов Сената (ст. 300).

В соответствии со ст. 1, Бурунди является «независимой, суверенной, светской, демократической и унитарной республикой, уважающей принцип этнического и религиозного разнообразия». В ст. 6 народ Бурунди провозглашается носителем и источником государственного суверенитета.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Конституция Бурунди формально закрепляет принцип разделения властей (ст. 18). Ветви власти описываются как независимые друг от друга. В целом по объему полномочий президент существенно превосходит всех остальных участников политического процесса. Круг его компетенции, в том числе, охватывает законодательную и судебную сферы.

Глава государства — президент, избирается путем всеобщих равных и тайных выборов (первый президент, в рамках данной конституции, был избран парламентом). Президент формирует правительство и возглавляет его, он также назначает двух вице-президентов. Правительство подотчетно Национальному собранию. Национальное собрание может отрешить президента от должности по состоянию здоровья или в случае грубого нарушения им конституции (ст. 116 — 118). Президент может распустить Национальное собрание. Таким образом, в Бурунди реализуется президентско-парламентская модель разделения властей.

Законодательная инициатива принадлежит депутатам парламента, президенту и членам правительства (ст. 192). Хотя президент может наложить вето на законопроект или его часть, Национальное собрание и Сенат могут его преодолеть тремя четвертями голосов депутатов (ст. 100).

Конституционный суд (ст. 228) может объявить закон неконституционным. Обратиться в суд с требованием рассмотреть конституционность закона, законопроекта, указа или решения могут президент, или председатели Сената или Национального собрания, или четверть депутатов Национального собрания или Сената (ст. 230). Также Конституционный суд призван решать споры между другими органами власти. Конституционный суд состоит из 7 судей, которые утверждаются Сенатом по предложению президента.

Особенности исполнительной власти. Высший орган исполнительной власти — правительство, формируемый и возглавляемый президентом (в случае его отсутствия — первым вице-президентом). Полномочия и функции президента включают: гарантию исполнения конституции; обеспечение безопасности нации; командование вооруженными силами; осуществление высшей исполнительной власти; одобрение, обнародование и исполнение законов, принятых Национальным собранием; назначение сроков внеочередных сессий Национального собрания и Сената; представление законодательных инициатив в Национальное собрание; право вето в отношении законов, принимаемых парламентом; представление парламенту ежегодного доклада о результатах деятельности правительства; представление Национальному собранию проекта бюджета; председательство в правительстве; осуществление внешней политики; назначение и смещение министров, их заместителей, секретарей, послов и других служащих (для утверждения в должности большинства должностных лиц, не являющимися членами правительства, требуется согласие Сената); проведение референдумов и др. Президент имеет право на издание указов. Президент обладает правом амнистии (ст. 113). Президент принимает решение о вручении государственных наград.

Полномочия и функции вице-президентов включают: участие в работе правительстве; председательство в правительстве в отсутствие президента и др. Кандидатуры вице-президентов выдвигаются президентом и утверждаются голосами депутатов Национального собрания и Сената. Первый вице-президент должен представлять этническую группу, отличную от этнической группы, к которой принадлежит президент (хуту и тутси), а также они должны принадлежать к разным политическим партиям.

Полномочия и функции министров включают: назначение и смещение служащих; помощь в составлении указов президента; представление президенту планов и отчетов о работе; представление президенту проекта бюджета министерства; руководство работой министерства; обеспечение строгого исполнения законов и др. (ст. 179). По конституции, 60% постов в правительстве должны занимать представители хуту, а 40% — представители тутси. 30% постов должны занимать женщины.

Президент избирается народом на срок на пять года посредством всеобщих равных и тайных выборов. Один и тот же человек может занимать пост президента максимум два срока. Если ни один из кандидатов не получает 50% голосов избирателей, то проводится второй тур, в котором победителем признается кандидат, набравший относительное большинство голосов (ст. 102).

Правительство подотчетно и парламенту, и президенту. Министры обязаны ежегодно представлять Национальному собранию отчет о своей деятельности, Национальное собрание может выразить свое недоверие правительству 2/3 голосов (ст. 203).

Особенности законодательной власти. Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом — конгрессом, состоящим из Национального собрания (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Национальное собрание состоит из 118—121 депутата, из которых 100 депутатов избираются на всеобщих выборах по пропорциональной системе с 2-процентным барьером (метод д’Ондта) в многомандатных округах на пятилетний срок, остальные 18 — 21 депутат получают свои мандаты для наполнения этнических и гендерных квот (60% депутатов должны представлять хуту, 40% — тутси, 3 депутата должны представлять племя тва, женщины должны получить не менее 30% мест в Национальном собрании).

Сенат состоит из 37 — 54 членов: по 2 сенатора от каждой провинции (один хуту и один тутси), избираемых коллегией выборщиков, состоящей из депутатов муниципальных советов; 3 сенатора от племени тва, а также предшествующие президенты (в настоящий момент (сентябрь 2008) их четверо). Кроме того, дополнительные сенаторы могут доизбираться, чтобы обеспечить гендерную квоту: женщины должны получить не менее 30% мест в Сенате. Состав Сената утверждается сроком на 5 лет.

Депутатом конгресса может стать гражданин Бурунди, достигший 25 лет для избрания в Национальное собрание или 30 лет для избрания в Сенат, несудимый и полностью дееспособный (ст. 165, 179).

Резолюции обеих палат конгресса должны приниматься 2/3 голосов, за исключением тех случаев, когда законом предусмотрено иное (ст. 175, 186). Кроме того, кворум также составляют 2/3 депутатов собрания или сенаторов. Палаты конгресса выбирают руководящие органы (бюро) (ст. 170, 182).

Полномочия и функции собрания включают: принятие отставки президента и вице-президентов, наделение полномочиями вице-президента в случае временного или постоянного отсутствия президента, возбуждение судебного дела против президента, вице-президентов, подачу запроса исполнительной власти, принятие и внесение поправок в законы, установление налогов, сообразуясь с нуждами государства; ежегодное принятие или отклонение целиком или по частям бюджета, санкционирование займов, консультации с президентом по вопросам национальной политики и другие функции, связанные с законодательным процессом (ст. 176-178).

Полномочия и функции Сената: регулирование территориальной и муниципальной политики; ратификация международных договоров, утверждение в должности омбудсмена, послов, губернаторов провинций, членов высшего судебного совета, судей всех общегосударственных судов, прокуроров и членов избирательной комиссии, по предложению президента; принятие и внесение поправок в законы, установление налогов, сообразуясь с нуждами государства; ежегодное принятие или отклонение целиком или по частям бюджета, санкционирование займов, консультации с президентом по вопросам национальной политики и другие функции, связанные с законодательным процессом (ст. 187).

Сенат обладает правом вето по отношению ко всем законопроектам, принятым Национальным собранием, в случае его наложения создается согласительная комиссия из представителей обеих палат. В случае, если она не может прийти к соглашению, то Национальное собрание может отправить законопроект непосредственно президенту (решение принимается 2/3 голосов), но президент должен дать на это свое согласие.

Обе палаты собираются на совместное заседание, чтобы заслушать ежегодное послание президента, вынести решение по импичменту или вынесению вотума недоверия правительству (ст. 163).

Министры обязаны посещать сессии собрания по приглашению парламентских комиссий. Министр, приглашенный парламентской комиссией, имеет право высказывать свое мнение по текущей дискуссии или проблемам, которые находятся в его компетенции. Собрание может выразить вотум недоверия как министру, так и всему правительству.

Особенности судебной власти. Высшим органом судебной власти является Верховный судебный совет, состоящий из 15 членов. Этот совет консультирует президента по вопросам выдвижения кандидатур судей для утверждения их сенатом, а также имеет право рассматривать вопросы о компетентности и законности деятельности самих судей. Высшей судебной инстанцией является Верховный суд, состоящий из 9 судей, включая председателя. Верховный суд действует в качестве суда первой инстанции, только разбирая дела, связанные с деятельностью министров или депутатов конгресса, которые не обладают иммунитетом. Нижестоящими по отношению к Верховному суду являются три апелляционных суда в Буджубуре, Нгози и Гитеге. На уровне провин¬ций действуют суды высокой инстанции, на уровне коммун действуют магистратские суды по месту жительства, а на уровне колин мелкие споры решаются на основе обычного права «судами холмов», которые состоят из местных старейшин и других избираемых членов. Для вынесения заключения в рамках процедуры импичмента, а также для рассмотрения дел, связанных с деятельностью председателей обеих палат конгресса, созывается Высокий суд, состоящий из судей Верховного и Конституционного судов.

Все судьи (кроме «судов холмов») назначаются Сенатом по предложению президента и по рекомендации Верховного судебного совета, который в свою очередь назначается сенатом, по предложению президента. Судьи обязаны покидать свои посты по достижении 70 лет, но собрание может отстранить их от должности 2/3 голосов. Президент также может отстранять судей от должности по рекомендации Судебной комиссии.

Случаев активного вмешательства судебной власти в политический процесс Бурунди не было. Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и пр.). Конституция 2005 г. определяет Бурунди как унитарное государство. В административном отношении подразделяется на 17 провинций: Бубанза, Бужумбура-Мэри — столица страны Бужумбура, Бужумбура- Рурал, Бурури, Канкузо, Кибитоке, Гитега, Карузи, Кайанза, Кирундо, Макамба, Мурамвия, Муйинга, Мваро, Нгози, Рутана и Руйиги. Провинции в свою очередь делятся на 117 коммун, а те — на 2639 колин (с французского — «холмов»). Местное управление и самоуправление. В компетенцию местных органов власти входят развитие инфраструк¬туры, поддержка экономической деятельности, охрана окружающей среды, развитие и культуры и др.

Провинциями руководят губернаторы, назначаемые Сенатом по предложению президента, на уровне провинций создается своя система министерств, причем этнические квоты (60% постов — хуту, 40% — тутси) сохраняются. Гендерные квоты не предусмотрены. На уровне провинций не существует законодательных или законосовещательных органов. На уровне коммун власть принадлежит советам коммуны, избираемых на прямых выборах по пропорциональной системе сроком на 5 лет. Совет назначает администратора коммуны. На уровне колин власть осуществляется советом колина, состоящего из 5 чел., избираемых на прямых выборах сроком на 5 лет по мажоритарной системе, причем колин является многомандатным округом (система единого непереходящего голоса). Кандидат, занявший по результатам выборов первое место, становится председателем совета — старейшиной.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Территория современного Бурунди с конца XIX в. по 1962 г. была сначала немецким, а затем бельгийским колониальным владением, однако непродолжительная колониальная история развития не привела как к прочному установлению европейских институтов управления, так и выработке демократической политической культуры. Длительное время в стране существовал жесткий военный авторитарный режим, а с 2005 г. в стране существует президентско-парламентская республика — форма правления, характерная для государств Африки. Однако формальный институциональный дизайн основывается на бельгийском и французском опыте (одним из официальных языков является французский), а правовая система — на немецком и бельгийском праве. Для Бурунди также характерно существенное (в том числе дестабилизирующее) влияние соседних государств (Руанда, Демократическая Республика Конго), поскольку межэтнические и межплеменные конфликты, возникающие на их территории, распространяются в Бурунди. Для Бурунди характерна аграрно-экспортная ориентация экономики. Это обусловило зависимость экономики Бурунди от внешнеэкономической конъюнктуры.

Внутренние конфликты и расколы. В Бурунди существует острый конфликт между представителями племен хуту и тутси, который начался еще в доколониальный период, причем хуту, составляющие большинство населения, длительное время были лишены политических прав. Несмотря на то что после начала процесса мирного урегулирования гражданская война между хуту и тутси прекратилась, остается нерешенным ряд острых и конфликтогенных вопросов, например, проблема военных преступлений с обеих сторон. С 2006 г. в Бурунди вернулись 600 тыс. беженцев, однако за пределами страны остается еще около 370 тыс. беженцев.

Сразу после выборов 2005 г. возник конфликт между победившей на выборах партией Национальный совет защиты демократии (КНДД) и другими политическими силами. Несмотря на то что все прошедшие в парламент партии были приглашены в коалиционное правительство, сохраняется недовольство доминирующим положением КН/УД (прежде всего, со стороны «лидеров второго уровня»). В феврале 2008 г. несколько оппозиционных депутатов Национального собрания обратились с открытым письмом к Генеральному секретарю ООН об усиливающихся авторитарных тенденциях в руководстве страны. В 2006 г. Фронт за демократию в Бурунди вышел из состава коалиционного правительства, мотивируя это решение несогласием с проводимым политическим курсом страны.

По данным на 1998 г., коэффициент Джини для Бурунди составил 42,4, что свидетельствует о среднем уровне неравенства. Более половины населения страны живет за чертой бедности. Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. Официально провозглашенная идеология отсутствует. Конфликт между правительством и оппозицией не носит идеологического характера.

Религия и государство, роль религии в политике. Бурунди является светским государством, в котором публичная власть отделена от церкви (ст. 1). Конституция страны гарантирует свободу совести и вероисповедания (ст. 13, 31).

Большинство населения Бурунди составляют католики (62%), протестантизм исповедуют 5%. 23% населения придерживается традиционных культов, 10% являются мусульманами. В 1950 — 1960-х гг. предпринимались попытки основания партии — выразителя интересов католической общины, однако эти проекты успеха не добились. Причиной этому является наложение религиозного раскола на этнический: католического вероисповедания придерживаются в основном хуту. В 1980-х гг. президент Богаза предпринимал существенные попытки по уменьшению влияния католической церкви на политический процесс (например, была закрыта газета «Ндонгози», принадлежащая РКЦ, запрещена деятельность католических молодежных движений и благотворительных организаций), но последующие главы государств отменили все ограничения, наложенные на деятельность церкви.

Политическая роль военных/силовых структур. Поскольку бельгийская колониальная администрация не предпринимала усилий по подготовке гражданской и экономической элиты страны, военные (прежде всего, выходцы из аристократии тутси) играли важную роль в политических процессах Бурунди. Они представляли собой опору монархического режима начала 1960-х гг., после того как действия монархов перестали отвечать интересам военной аристократии, в стране была установлена «республика» (по сути военная диктатура), просуществовавшая до 1993 г. Попытки ее восстановления предпринимались уже в 1993 г. (однако эта попытка не была поддержана высшей военной элитой) и в 1996 г. (этот режим просуществовал до 1998 г.). Всего за время существования независимого Бурунди было совершено 6 успешных военных переворотов и множество попыток свергнуть существующий режим. Военные продолжают играть важную роль в политическом процессе, фактически крупнейшая партия, представляющая интересы тутси и входящая в коалиционное правительство, УПРОНА состоит из представителей военной аристократии и бывших служащих вооруженных сил Бурунди.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика