Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Камеруна

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. С 1964 по 1992 г. Камерун являлся социалистическим государством с однопартийной системой (все партии, за исключением правящей, были запрещены).

Современный Камерун — президентская республика. В стране действует писаная конституция, принятая 2 июня 1972 г. с поправками 1995—1996 гг. В ст. 4 Основного закона закреплено, что государственная власть находится в руках президента и парламента. С 1982 г. президентом страны является Поль Бийя (последний раз переизбирался в 2004 г.). Нынешнее правительство (60 членов) сформировано в сентябре 2007 г. Премьер-министр — Эфраим Инони, министр внешних сношений — Анри Эйебе Айиси.

В Основном законе присутствуют положения, закрепляющие равные права граждан (в том числе их равенство перед законом) и предоставляющие гарантии равных избирательных прав; права быть избранным в органы власти, свободы политических ассоциаций, свободы слова и прессы, прав частной собственности и других прав граждан (в том числе и социальные). Большинство из них перечислено в преамбуле конституции.

Часть И конституции посвящена внесению поправок в данный документ. В ней, в частности, сказано, что с предложениями о внесении поправок в Основной закон могут выступать только президент республики и члены парламен¬та. При этом предложение о поправке, вынесенное членом парламента, должно быть одобрено не менее 1/3 от общего числа членов каждой из палат. Президент имеет право вынести поправки к конституции на всенародный референдум. В этом случае поправка считается принятой, если за нее проголосовало большинство граждан, принявших участие в референдуме.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Главой государства является президент, который избирается всеобщим тайным голосованием на 7 лет (число переизбраний ограничено двумя сроками), является главнокомандующим вооруженными силами, назначает и смещает премьер-министра, членов правительства, судей, губернаторов провинций. Исполнительная власть также осуществляется правительством, назначаемым президентом по представлению премьер-министра, который возглавляет кабинет.

В качестве законодательной власти конституцией предусмотрено создание верхней палаты парламента — Сената в составе 100 чел. (по 10 чел. от каждой провинции), избираемых коллегией выборщиков и частично назначаемых президентом (30 чел.). Однако из-за нехватки средств на его формирование пока действует лишь нижняя палата — Национальное собрание в составе 180 депутатов, избираемое прямым голосованием на 5 лет. Однако президент имеет право, как продлить, так и сократить срок, на который созывается законодательный орган. Исполнительную ветвь власти возглавляет Верховный суд (судья назначается президентом республики). Судебная власть также представлена Высшим судом, состоящим из 9 судей и 6 их заместителей, избираемых Национальной ассамблеей.

Особенности исполнительной власти. Часть 2 действующей конституции Камеруна посвящена исполнительной ветви власти. Гл. 1 описывает институт президента. В ней закреплено, что президент, избираемый народом, является главой государства и символом единства нации. Он призван определять направления политики государства, быть гарантом конституции, независимости нации и территориальной целостности, обеспечивать согласованное функционирование органов государственной власти.

В случае досрочного освобождения президента с должности его функции временно исполняет президент Сената либо его заместитель. Кандидат в президенты Республики Камерун обязан быть камерунцем по рождению, обладать полнотой гражданских и политических прав, а также достигнуть 35-летнего возраста на момент проведения голосования.

Согласно конституции 1972 г., президент является не только главой государства, но и Верховным главнокомандующим. Он также обладает широким спектром других исполнительных полномочий. В частности, президент республики представляет государство на международной арене, обеспечивает государственную безопасность, назначает послов, вводит в силу законы, дарует помилование, назначает гражданских и военных государственных служащих. Кроме того, президент назначает премьер-министра и по его предложению утверждает кандидатуры членов правительства, определяет круг их полномочий и обязанностей.

В гл. 2 Основного закона перечислены функции правительства, которое вместе с президентом и премьер-министром представляет исполнительную ветвь власти. В ст. 11 сказано, что правительство обязано придерживаться политического курса, определяемого президентом страны. Оно подотчетно Национальной ассамблее. Главой правительства является премьер-министр, ответственный за применение законов. Он имеет право передавать часть своих полномочий членам правительства и представителям Высшей государственной власти.

Особенности законодательной власти. Органы, представляющие исполнительную ветвь власти, а также их полномочия описаны в части 3 конституции. Высшим законодательным органом страны является парламент, состоящий из двух палат, Национальной ассамблеи и Сената. Ни один гражданин не может одновременно занимать посты в обеих палатах.

В соответствии с поправками к конституции Национальная ассамблея Камеруна состоит из 180 депутатов, избираемых прямым тайным всеобщим голосованием на 5-летний срок. Каждый член Ассамблеи призван представлять интересы всей нации. В экстренных случаях президент имеет право увеличить или сократить срок, на который избирается данный орган. Ежегодно Ассамблея должна собираться не менее чем на 3 плановые сессии продолжительностью не более 30 дней.

Среди важнейших функций, которыми наделен этот орган, стоит упомянуть утверждение государственного бюджета и принятие законопроектов. Состав Национальной ассамблеи включает председателя, группы парламентариев и их президентов, комитеты и их председателей, специальное Бюро Национальной ассамблеи. Закон считается принятым, если за него проголосовало простое большинство членов Национальной ассамблеи. Президент страны имеет право перед введением в силу любого закона потребовать организовать второе чтение соответствующего законопроекта. В этом случае закон считается принятым, если за него проголосовало абсолютное большинство представителей Ассамблеи. Вторая палата парламента, Сенат, призвана представлять во власти интересы регионов, каждый из которых имеет в Сенате 10 представителей. 7 из них избираются непрямым всеобщим голосованием на уровне региона, а остальные 3 представителя назначаются президентом республики.

Кандидаты, назначаемые президентом, должны достигнуть 40-летнего возраста к моменту назначения. Все представители избираются и назначаются на 5 лет. Ежегодно Сенат должен собираться не менее чем на 3 плановые сессии продолжительностью не более 30 дней, кроме того допустимы внеочередные (экстренные) заседания. Из своего состава Сенат избирает президента и Бюро. Повестка дня определяется Советом председателей палаты, в который входят президенты парламентских групп, председатели комитетов, члены Бюро Сената. Условия принятия законопроекта в Сенате аналогичны условиям принятия законопроектов в Национальной ассамблее. Из-за нехватки средств на формирование верхней палаты парламента пока действует лишь нижняя палата — Национальное собрание.

Особенности судебной власти. Часть 5 Основного закона 1972 г. полностью посвящена судебной ветви власти. Судебная власть Кипра возглавляется Высшим судом. В ст. 38 Основного закона Камеруна сказано, что Высший суд включает юридическую, административную и аудиторскую ветви. Юридическая ветвь рассматривает апелляции, поданные на решения судов других инстанций (ст. 39). Административная ветвь разрешает все административные споры, в которые вовлечено государство, а также органы государственной власти. Она также занимается разрешением споров, связанных с выборами в местные органы власти (ст. 40). Аудиторская ветвь контролирует общественные государственные расходы, а также расходы частных лиц и некоторых предприятий.

К числу других судов Камеруна относятся Конституционный совет, Экономический и социальный совет, Суд института импичмента (Court of Impeachment). Способы формирования данных судов, а также их состав в конституции не затронуты.

Территориально-государственное устройство. Камерун является примером унитарной республики, которая была провозглашена 2 июня 1972 г. (до этого государство имело форму федерации в составе подопечной территории ООН). В административном отношении страна разделена на 10 провинций: Адамауа (Adamaoua), Центральную, Восточную, Крайнюю Северную, Литтораль (Littoral), Северную, Северо-Западную, Западную, Южную и Юго-Западную. Все провинции перечислены в ст. 61 действующей конституции страны. В ней также сказано, что президент имеет право в случае необходимости изменять их названия, границы, создавать новые регионы (в этом случае он сам дает им название и определяет их географические границы).

Местное управление и самоуправление. Часть 10 конституции посвящена органам власти регионов. В ней сказано, что органы власти на местах по закону должны состоять из органов власти регионов и специальных Советов. Региональная власть также представлена специальными представителями президента страны на местах. Ст. 55: «Иные органы должны учреждаться специальными законами. Региональные органы власти должны обладать административной и финансовой автономией в решении региональных и местных вопросов и избирать для этих целей специальные Советы. Задачей региональных и местных Советов является стимулирование развития в области экономики, образования, здравоохранения, культуры и спорта». Закон должен четко определять область распределения полномочий между государством и регионами, а также ресурсы и территорию, принадлежащие регионам.

Органами власти в регионах являются Советы регионов, переизбираемые каждые 5 лет, и президенты данных Советов, которые обязаны тесно сотрудничать с представителями президента республики. В осуществлении деятельности президенту Совета помогает региональное Бюро, состав которого должен «отражать социологические компоненты региона». Деятельность Совета региона (так же, как и деятельность Бюро и президента Совета региона) может быть приостановлена президентом республики, если данный орган занимается деятельностью, противоречащей конституции, подрывает основы безопасности государства, закона и порядка, ставит под угрозу единство государственной территории. Данный орган может быть распущен президентом страны после консультаций с Конституционным советом.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. В разные периоды своей истории Камерун находился под влиянием Германии, Бельгии, Великобритании и Франции, что, безусловно, не могло не наложить определенный отпечаток на дальнейшее политическое развитие страны. В 1946 г., во время существования в этой стране двух зон, находящихся под протекторатом Франции и Великобритании, произошло формирование двух параллельно существующих политических систем. Тем временем британский Камерун не имел подобных политических институтов и партий, не отличался оживленностью политической жизни и вскоре был присоединен к британской колонии Нигерия. Именно отсюда берет корни существующий и поныне конфликт Нигерии и Камеруна за пограничные территории. Территориальный и политический раскол страны в некоторой степени определил и форму территориального устройства объединенного государства, созданного в 1961 г.: унитарное государство образовать было сложнее, чем федерацию. В итоге новая Федеративная Республика Камерун состоит из двух государств: бывшая французская часть стала называться Восточным Камеруном, а бывшая британская — Западным Камеруном.

Появление современных политических институтов (таких, как Национальная ассамблея, Сенат, институт представителя президента в регионах) стоит, скорее, связать с их добровольным восприятием с целью решения насущных государственных проблем. Хотя формально они схожи с западными образцами, на практике оказываются либо не воплощены (Сенат), либо не обладают достаточной эффективностью.

Внутренние конфликты и расколы. «Центр системного мира», расположенный в США, отмечает в этой стране два конфликта, имевшие место в прошлом и протекавшие с небольшой интенсивностью (1—3 балла из 10 возможных). Первый конфликт наблюдался на протяжении 1955 — 1960 гг. Он носил характер внутригосударственного (интенсивность 3 из 10) и был связан с движением за независимость.

Второй конфликт по классификации Центра зародился в 1996 г. и не завершился до сих пор. Он связан с тем, что в течение многих лет Камерун и Нигерия не могут договориться о государственных границах. Отношения двух государств не раз обострялись на этой почве и в 1996 г. накалились как никогда. Именно в этот период Камерун организовал высадку солдат в пограничном штате, принадлежащем Нигерии. В ответ на эти действия Нигерия высадила около 500 солдат на острова, формально закрепленные за Камеруном. В результате дипломатический кризис удалось частично преодолеть при помощи Международного суда и переговоров между главами двух государств. Однако в настоящий момент он все еще существует. Данный конфликт носит характер межгосударственного и имеет меньшую интенсивность, нежели предыдущий (1 из 10). Данные о количестве жертв не приводятся. Гейдельбергский институт исследований международных конфликтов считает, что интенсивность конфликта между Камеруном и Нигерией в последние годы пошла на убыль и составляет 2 балла из 5.

Показатель неравенства в доходах или йотреблении, так называемый индекс Джини, для Камеруна составляет 44,6 (2001 г.), что свидетельствует о значительной разнице между доходами наиболее богатых и наиболее бедных граждан страны.

Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. Официальная идеология отсутствует. Острых идеологических расколов и конфликтов нет. Религия и государство, роль религии в политике. В Преамбуле конституции 1972 г. упомянуто, что «все люди обладают равными правами без различия расы, религии, пола и веры». Там же сказано, что ни один человек не должен подвергаться преследованию по признаку своего происхождения, религии, политических взглядов. Государство должно быть светским. Должен гарантироваться нейтралитет государства по отношению ко всем религиям. Кроме того, должны гарантироваться свобода вероисповедания и свобода культа.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика