Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Кабо-Верде

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Первая конституция Кабо-Верде была принята в 1980 г. Новая конституция страны вступила в силу 25 сентября 1992 г. Последняя действует и по сей день, однако в нее были внесены некоторые поправки. Одно из главнейших изменений конституции было принято 23 ноября 1995 г., существенно расширяя полномочия президента. Поправка 1999 г. касалась введения должности национального омбудсмена.

Сегодняшняя конституций Кабо-Верде состоит из 7 частей, которые делятся на главы, а последние на статьи. Национальная ассамблея может вносить поправки в конституцию по истечении срока 5 лет после ее обнародования. Инициатива изменения конституции принадлежит депутатам Национальной ассамблеи. Решение о внесении поправок должно быть одобрено не менее чем 2/3 депутатов. Статьи конституции, касающиеся национальной независимости, республиканской формы правления, автономности местного самоуправления и судов, плюрализм мнений не могут быть подвержены изменениям. Поправки не должны умалять или ущемлять права человека или гражданина. Конституция не может быть изменена во время нахождения страны в чрезвычайном или военном положении, во время войны.

В конституции Кабо-Верде закреплены все права и свободы человека и гражданина, присущие современному обществу с развитой демократией. В ст. 22 закреплено равенство всех граждан страны перед законом, недопустимость дискриминации на основании происхождения, расы, пола, возраста, языка, социального положения, образа жизни, религиозных, философских или политических убеждений или по причине физической или умственной нетрудоспособности (ч. 2, гл. 1, ст. 22). Ст. 27 гарантирует гражданам страны свободу мысли и свободу слова и получения информации (ст. 45), свободу прессы (ст. 46) и недопустимость введения цензуры. В ст. 51 говорится о свободе собраний и праве вступать в гражданские объединения и организации, а в ст. 52 делается акцент на право организации мирных демонстраций. Свобода вероисповедания подчеркивается в ст. 48. Права частной собственности гарантируются ст. 66 конституции Кабо-Верде. Статья закрепляет равенство всех граждан в судебном процессе. Ст. 54 гласит, что избирательным правом обладают граждане страны старше 18 лет, не страдающие от умственной неполноценности. Гл. 2 части 3 конституции полностью посвящена правам граждан в политической сфере, а гл. 3 части 3 — правам рабочих. Ст. 1 конституции провозглашает Кабо-Верде суверенной, демократической, светской и унитарной республикой.

Кабо-Верде является унитарной демократической президентской республикой. Она «защищает права и свободы граждан» и является правовым государством. Глава государства — президент, избирается на 5 лет. Исполнительная власть принадлежит правительству, обладающему достаточно широкими полномочиями и состоящему из министров и 4 госсекретарей. Национальная ассамблея (однопалатный парламент) состоит из 72 депутатов, имеющих 5-летний мандат.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Президент назначает премьер-министра, советуясь с членами Национальной ассамблеи (Assembleia Nacional).

Национальная ассамблея может обратиться к генеральному прокурору с выдвинутым против президента обвинением по инициативе не менее 25 депутатов и одобренным не менее чем 2/3 депутатов. Президент ответственен перед Верховным судом за преступления, связанные с выполнением его функций. Президент не может занимать пост более 2 сроков подряд. Таким образом, в Кабо-Верде представлена смешанная форма правления, близкая к президентско-парламентской системе, главной отличительной чертой которой является ответственность правительства как перед парламентом, так и перед президентом. С одной стороны, системе присущи такие признаки парламентской системы, как механизмы прямой ответственности законодательной и исполнительной властей друг перед другом, парламентское большинство влияет на формирование правительства. С другой стороны, двойная система выборов и наделение президента обширными полномочиями, четкое разделение функций правительства и легислатуры позволяют говорить об элементах президентской системы. Данная система действует достаточно стабильно, так как ветви власти эффективно взаимодействуют, при этом четко разделяя большинство функций. Кроме того, важной предпосылкой стабильности системы является независимая судебная власть, которая может разрешить споры между парламентом и правительством.

Особенности исполнительной власти. Президент назначает премьер-министра, советуясь с членами Национальной ассамблеи с учетом результатов выборов, а также наличия политической партии, имеющей большинство мест в парламенте или способной к формированию коалиции. Федеральные министры и министры штатов назначаются президентом по предложению премьер-министра. Правительство может быть распущено, если в срок не предоставит программу или запрос на рассмотрение парламента выбранного политического курса; если парламент не одобрит последний; если легислатура одного и того же состава 2 раза внесет предложение о ведении цензуры против правительства. Президент может распустить правительство после консультации с представленными в Национальной ассамблее партиями в случае подтверждения цензуры против правительства. Согласно конституции основными полномочиями правительства являются следующие: определять основные направления государственной внутренней и внешней политики, принимать госбюджет, принимать декреты по вопросам, не относящимся к ведению Национальной ассамблеи, предлагать президенту кандидатуры послов, вести переговоры и заключать союзы с иностранными по вопросам своей компетенции.

Особенности законодательной власти. Национальная ассамблея состоит из минимум 66 и максимум 72 депутатов. Главным органом Национальной ассамблеи является бюро, в которое должны войти президент Национальной ассамблеи, первый и второй вице-президенты и два секретаря. Парламентские выборы проходят в один из дней в период, начинающийся через 4 года 11 месяцев и заканчивающийся через 5 лет 15 дней со дня предыдущих выборов. Национальная ассамблея может быть распущена, если она отклоняет 2 запроса парламента о выражении поддержки выбранному политическому курсу; 4 раза выражает цензуру против правительства; если в государстве разразился кризис, угрожающий функционированию демократических институтов. Национальная ассамблея принимает конституционные законы, выражает поддержку деятельности правительства, может отправить последнее в отставку.

Особенности судебной власти. Судебная ветвь власти в Кабо-Верде (как и в других демократических странах) является независимой. Принцип разделения властей обеспечивает суду свободу от законодательной и исполнительной власти: их представители не имеют права отдавать судьям распоряжения по поводу судопроизводства и не вправе отменить или изменить судебные решения. С другой стороны, независимый суд придает системе стабильность, разрешая споры между двумя другими ветвями власти.

В Кабо-Верде существуют Верховный суд справедливости и другие суды высшей инстанции, Ревизионная палата, военные суды, финансовые и таможенные суды. Высшая судебная власть представлена Верховным судом, который расположен в г. Прая. Он защищает конституционные права граждан, разрешает дела о соответствии конституции законов, резолюций и иных нормативных актов властных органов; разрешает дела по регистрации политических партий и ассоциаций; об отстранении президента от должности за серьезные нарушения своих функций.

Верховный суд должен состоять из минимум 5 судей, один из которых назначается президентом, один — Национальной ассамблеей, остальные — Верховным советом магистратов. Конституция Кабо-Верде закрепляет равенство всех граждан перед законом (ст. 22), принцип презумпции невиновности (ст. 33), запрет смертной казни (ст. 26), запрещает создание судов исключительной юрисдикции (ст. 222).

Территориально-государственное устройство. В конституции Кабо-Верде указано, что страна является унитарным государством, территория которого включает острова Сан-Висенти, Санта-Лузия, Сан-Николау, Сал, Боавипгга, Маю, Сантьягу, Фогу и Брава и несколько островков; внутренние воды, воды архипелага, а также территориальное море; вышележащее воздушное пространство. Кабо-Верде является маленьким островным государством, а потому унитарная форма является наиболее подходящей, если учесть, что в стране развита практика широкого местного самоуправления. Большинство граждан, по данным общественного опроса 2002 г., характеризуют отношения между жителями разных островов как умеренно дружеские, однако представители населения Сантьягу, Сан-Висенти, Санта-Анту и Фогу в большой степени недовольны распределением финансовых и иных ресурсов между островами. В административном отношении страна разделена на 17 районов: Боа-Випгга, Брава, Калета, Маю, Моштериуш, Паул, Прая, Порту-Нову, Ребейра-Гранде, Сал, Санта-Катарина, Санта-Круж, Сау-Домингуш, Сау-Николау, Сау-Филипе, Сау-Инсенте, Таррафал.

Местное управление и самоуправление. Одним из важнейших местных органов власти является администрация, которая состоит из определенных представительных органов, защищающих интересы административной единицы, границы которой должны быть установлены законом. Местная администрация должна быть установлена в соответствии с принципом муниципалитета, однако закон может разрешить создание выше или нижестоящих органов местного самоуправления по сравнению с администрацией. Задачей государства является избежание симметрии в региональном делении страны, однако, с учетом особенностей местных особенностей каждого региона, обеспечение автономии местному самоуправлению, а также предоставление материальной помощи регионам. У местной администрации должны быть собственные финансовые средства и имущество, регулируемые законом, по которому распределение ресурсов и доходов между государством и регионами должно быть справедливым. Местная администрация состоит из выборного собрания и коллегиального исполнительного органа. Собрание избирается по пропорциональной системе.

Контроль государства за местными органами заключается в проверке их действия на соответствие конституционным и федеральным законам. Меры по ограничению автономии местного самоуправления могут быть приняты только по совету муниципального собрания. Местные органы власти могут быть распущены только за серьезные нарушения закона. Полномочия и функции местной администрации регулируются законом в соответствии с принципами автономии и децентрализации. Местная администрация может передавать некоторые задания общественным организациям, но только те, которые находятся вне функций местных властей. Местная администрация имеет право создавать различного рода ассоциации для защиты общих интересов.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика