Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Джибути

Исторический очерк политических традиций

Основные политические традиции и этапы политического развития. В доколониальный период территория современной Республики Джибути была населена преимущественно кочевыми сомалийскими и афарскими племенами, организация которых на основе клановой системы, по разным источникам, насчитывает более 1000 лет. Одно из первых упоминаний о Джибути, находившейся под властью арабских султанов, датируется VII в.

Республика Джибути является наследницей т. н. Французского Сомали — колонии Франции, созданной в первой половине XIX в. В 1839—1842 гг. были проведены первые французские экспедиции на земли Шоа (южное побережье Аденского залива и Бабэль-Мандебского пролива) под руководством Роше д’Эрикура. Дальнейшие экспедиции посланника французского консульства (французского консульского агента) в Адене Анри Ламбера и капитана Флери де Лангле способствовали заключению договора о дружбе и содействии между Францией и султанами Рахейта, Таджура и Гобаада в обмен на возможность преференциального использования Францией порта Обок в 1862 г. В дальнейшем здесь был установлен протекторат Франции. Усилия по развитию инфраструктуры протектората были расширены в связи с открытием Суэцкого канала в 1869 г. В 1884—1885 гг. под действие протектората попали берега Таджурского залива и Сомалиленд. В 1896 г. протекторату было присвоено название Французский Берег Сомали (также известно как Французское Сомали). В 1897 г. между Францией и Эфиопией был подписан договор о разграничении территориальных владений в регионе. В дальнейшем он был подтвержден императором Эфиопии Хайле Селассие в 1945 и 1954 гг.

Схема колониального управления Французского Сомали была изменена после переноса административного центра из города-порта Обок в город-порт Джибути, что было обусловлено более выгодным положением города Джибути как торгового центра: здесь проходили важнейшие караванные пути из Эфиопии и к портам Французского Сомали. Для увеличения торгово-экономического и политического потенциала территории большую роль оказало строительство Франко-эфиопской железной дороги Джибути — Аддис- Абеба в 1897 — 1917 гг.

В период Второй мировой войны данная территория управлялась французским правительством Виши с 1940 по декабрь 1942 г. Силы Виши покинули Французское Сомали после поражения Италии от Великобритании в ходе Восточно-Африканской кампании 1941 г. Начался период изоляции колонии, который продолжался 101 день и завершился падением Французского Сомалиленда. После этого территория Французского Сомали была оккупирована войсками «Свободной Франции» и союзников. В 1949 г. город Джибути был объявлен свободным портом.

В июне 1957 г. в системе управления Французского Сомали было расширено самоуправление. Тогда же вступил в действие Акт о заграничных территориях, согласно которому создавалась территориальная ассамблея, выбиравшая 8 представителей в исполнительный комитет. Члены комитета считались министрами, ответственными за определенные сферы развития колонии при общем подчинении генерал-губернатору, назначаемому из Франции.

В сентябре 1958 г. по итогам всенародного референдума территория Французского Сомалиленда вошла в состав Франции на правах заграничной территории (заграничного департамента). Этот статус предоставил возможность выбора одного представителя и одного сенатора от территории в парламенте Франции и одного советника в ассамблее Французского союза (Союза Франкофонии).

Первые выборы были проведены 23 ноября 1958 г. по пропорциональной системе. Следующие выборы состоялись в 1963 г. в соответствии с измененным законом о выборах (в действие вступила смешанная система). Председателем исполнительного совета территории был избран Али Алеф Бурхан.

В ходе всенародного голосования в марте 1967 г. по вопросу о нахождении в составе Франции 60% проголосовавших высказались за сохранение статускво. В июле 1967 г. правительство Франции переименовало колонию во Французскую территорию Афар и Исса. Одновременно была реорганизована система управления: представителем Франции на Территории Афар и Исса стал верховный комиссар, а не генерал-губернатор. Кроме того, исполнительный комитет был преобразован в совет правительства, в состав которого избиралось 9 членов. 31 декабря 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН призвала Францию вывести войска и администрацию из Джибути, и с 1975 г. правительство Франции было вынуждено изменить политику по отношению к данной территории с учетом усилившихся призывов к независимости. В течение 1976 г. в Париже велись продолжительные переговоры между представителями правительства Франции и представителями народностей Джибути. В итоге переговоров было достигнуто соглашение о том, что президент Джибутийского совета (представитель народности афар) Али Ареф Бурхан более не будет представлять интересы большинства населения страны, и в обмен власти Франции согласились признать новый закон о гражданстве Джибути, а также согласиться на проведение нового референдума по вопросу о независимости Джибути. Али Ареф подал в отставку. В июне 1976 г. был изменен закон о гражданстве, до 1976 г. благоприятствовавший народности афар, с целью усиления прав народности исса. 8 мая 1977 г. население страны (98,8%) проголосовало за предоставление территории независимости, и 27 июня 1977 г. была образована Республика Джибути. Первым президентом страны стал Хасан Гулед Аптидон (он был единогласно избран будущим президентом 24 июня 1977 г. в ходе голосования в Совете). На референдуме по вопросу о предоставлении независимости также было проведено голосование в отношении депутатов будущего парламента страны. Все 65 кандидатов были одобрены. После официального предоставления независимости от Франции и утверждения в должности президента страны Хасан Гулед Аптидон назначил премьер-министра страны, которым стал представитель народности Афар Ахмед Дини Ахмед.

17 декабря премьер-министр Ахмед сложил свои пол¬номочия с связи с обвинениями в «подавлении племенных интересов», и его функции взял на себя президент страны до 5 февраля 1978 г., когда премьер-министром был назначен Абдалла Мохаммед Камил. Камил был сменен на этом посту 30 сентября 1978 г. Баркатом Гурадом Хамаду. Гурад, который был сторонником идеи «отказа от трайбализма», сформировал правительства по итогам перевыборов президента и членов парламента 7 июля 1981 г., 5 июня 1982 г. и 23 ноября 1987 г.

В 1981 г. Аптидон ввел в стране однопартийную систему, объявив Движение народа за прогресс единственной легальной партией. В 1991 г. в стране началась гражданская война между правительством и повстанческой группировкой (при доминировании народности афар) Фронт за восстановление единства и демократии. Война продолжалась до декабря 1994 г., когда Фронт подписал мирное соглашение с правительством. По условиям соглашения, два представителя Фронта были назначены министрами. В 1999 г. взаимодействие Фронта с правящей партией привело к тому, что Фронт выступил на ее стороне в ходе президентских выборов. В том же году Аптидон подал в отставку в возрасте 83 лет после того, как был избран на этот пост в пятый раз, и фактически передал управление государством своему племяннику Исмаилу Омару Гелле. 12 мая 2001 г. было подписано окончательное мирное соглашение между правящей партией и Фронтом, которое было поддержано вооруженными формированиями Фронта и положило конец многолетней гражданской войне.

8 апреля 2005 г. в ходе президентских выборов Исмаил Омар Гелле был избран на второй президентский срок. При этом он выступил в качестве главы многопартийной коалиции, которая включала Фронт и другие политические партии. Оппозиция выборы бойкотировала.

Государственная власть фактически разделена между президентом-сомалийцем и премьер-министром — афаром.

Большое значение при распределении государственных постов имеет национальная принадлежность кандидата, так как до сих пор продолжается негласное противостояние между афарами и сомалийцами. Однако при этом существует доминирование народности исса в составе членов правительства, аппарата государственного управления и правящей партии. С учетом практического отсутствия представленности в правительстве негосударственных организаций возрастает политическая конкуренция между народностями афар и исса.

В марте 2006 г. в Джибути были проведены первые региональные выборы и начата реализация плана децентрализации. Широкая проправительственная коалиция вновь одержала победу при отсутствии активного участия со стороны оппозиции, так как не была достигнута договоренность об условиях ее участия в выборах. 8 февраля 2008 г. были проведены выборы, в результате которых победу одержала правящая партия, и 65 мест в парламенте Джибути — Национальной ассамблее — были заняты ее представителями. Следующие выборы запланированы на февраль 2013 г.

В апреле 2010 г. парламент Джибути проголосовал за принятие поправки к конституции страны, согласно которой президент может избираться на третий срок, и в 2011 г. Гелле был избран на третий срок.

В начале 2011 г. жители Джибути выступили с целым рядом антиправительственных протестов, которые связывали с охватившей весь регион «Арабской весной». 31 марта 2013 г. Гелле снял премьер-министра Дилейту Мохаммеда Дилейту, который занимал этот пост с 2001 г., и назначил бывшего министра обороны Абдулкадера Камил Мохаммеда.

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. В период с 1977 по 1992 г. в стране не существовало единой конституции. Решения в отношении государственной власти и/или вопросов, связанных с законотворчеством и их исполнением, принимались на основе законов, издаваемых и приводимых в действие президентом страны. Действующая конституция Республики Джибути была принята 4 сентября 1992 г. посредством всенародного референдума. Конституция гарантирует право на жизнь, основные свободы, безопасность, защиту со стороны государства, свободу совести, слова, собрания и ассоциации, неприкосновенность частной жизни, избирательные права, право на труд и отдых, право на образование, равенство мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни, равенство всех граждан перед законом без ограничений в отношении пола, происхождения, расы или религии (ст. 1). Права частной собственности гарантированы ст. 12 конституции с оговоркой, что они могут быть отчуждены в случае «общественной необходимости».

Поправки в конституцию должны быть утверждены Национальной ассамблеей при положительном голосовании как минимум У3 членов ассамблеи (ст. 87). По данным на 2008 г., существенные поправки в конституцию не вносились. Решения, выносимые на референдумы, принимаются, если за них проголосовало не менее 2/3 избирателей (ст. 87), решения власти принимаются простым большинством голосов. Ст. 88 конституции закрепляет положение о том, что на референдум не могут быть вынесены вопросы о форме правления, целостности страны, или плюралистический ха¬рактер демократии в стране.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Конституция закрепляет принцип разделения власти и принцип многопартийности, исполнение которых на практике ограничено. Джибути является президентско-парламентской республикой. Исполнительная власть принадлежит правительству, а законодательная — разделена между правительством и парламентом. Одной из особенностей является тесное взаимодействие исполнительной и судебной властей — фактически имеет место контроль со стороны исполнительной власти за судами страны. При этом, согласно ст. 3 конституции, национальный суверенитет принадлежит гражданам страны, которые применяют «права суверенности» через представителей власти и/или референдум. Отмечено, что ни один индивид и/или группа индивидов не может напрямую осуществлять права суверенности. Согласно ст. 5, все граждане страны, «достигшие взрослого возраста» (без указания количества лет), могут избирать и быть избранными.

В апреле 2010 г. парламент Джибути проголосовал за принятие поправки к конституции страны, согласно которой президент может избираться на третий срок. Особенности исполнительной власти. Главой государства является президент, избираемый на срок б лет с возможностью последующего переизбрания на второй срок. Полномочия президента обширны и включают, в частности, назначение и смещение любого представителя исполнительной власти, введение в действие и прекращение действия любого закона и декрета (ст. 30 — 35). Ст. 37 конституции предполагает, что президент должен согласовывать и утверждать решения и предложения об изменении законов в Национальной ассамблее. Президент может, после уведомления и получения согласия Национальной ассамблеи и конституционного совета, прекращать и возобновлять действие любого государственного органа в случае угрозы целостности страны и/или ее государственных институтов (ст. 40). Президент назначает главу правительства — премьер-министра, а также всех членов кабинета министров, который напрямую подчиняется президенту.

Выборы президента, состоявшиеся 8 апреля 2005 г., завершились победой действующего президента Исмаила Омара Гелле (впервые вступил в должность 8 мая 1999 г.), за которого проголосовали 100% избирателей (при отсутствии других кандидатов на президентский пост). Следующие выборы запланированы на апрель 2011 г. Отдельно оговорен статус и функции конституционного совета (ст. 75), который выступает в качестве координирующего органа для взаимодействия органов государственной власти. Решения этого органа не имеют обратной силы и не могут быть аннулированы (ст. 80, 81).

В апреле 2010 г. парламент Джибути проголосовал за принятие поправки к конституции страны, согласно которой президент может избираться на третий срок. Действующий президент победил на выборах, которые были бойкотированы оппозицией.

Особенности законодательной власти. Главным законодательным органом страны является однопалатная Национальная ассамблея, состоящая из 65 депутатов, избираемых всенародным голосованием сроком на 5 лет. Депутаты обязаны принимать участие в сессиях Ассамблеи, а также проводить рассмотрение вносимых президентом законопроектов, в том числе — срочных. Решения Ассамблеи принимаются при наличии минимального одобрения У3 голосов присутствующих депутатов (ст. 87 конституции). Депутаты имеют право вносить поправки в действующую конституцию страны при одобрении президента. Депутаты не могут вносить изменения или отменять действие договоров и законов колониального периода, поэтому многие декреты и законы, принятые в этот период, остаются в силе.

Выборы проводились 10 января 2003 г., и последние выборы состоялись в 2005 г. Победу на выборах одержала правящая партия, и все 65 мест в Ассамблее достались ее представителям. Следует отметить, что в 2003 г., в отличие от 2005 г., в результате выборов были попытки создать коалиционное правительство, при разделении мест в Совете: 62% мест принадлежало партии РПП (Народная ассамблея прогресса), 37% — ФРУД.

После февраля 2008 г. в Ассамблее присутствуют представители только одной партии. Это противоречит конституции, закрепляющей многопартийность в стране. Фактически был реализован план первого президента страны Хасана Гуледа Аптидона по созданию авторитарной однопартийной системы в стране. В настоящее время законодательная власть полностью подконтрольна президенту и его окружению, во многом также за счет доминирования в Совете народности исса.

Также специфично, что по ст. 6 конституции страны политические партии, являющиеся инструментом осуществления избирательных прав, не могут носить расовый, этнический, гендерный, религиозный или региональный характер, т.е. фактически конституционно запрещено создание партий/групп, ставящих основной целью выражение именно этих интересов. При этом существует расхождение с законом, изданным правительством страны в сентябре 2002 г., согласно которому не может быть установлено никаких ограничений в отношении регистрации партий/групп. Особенности судебной власти. Судебная система Республики Джибути сочетает принципы французской судебной системы и права с традиционными элементами (включая шариатские суды). Судебная власть представлена Верховным судом и местными судами. Согласно ст. 71 конституции, судебная власть отделена от других ветвей власти, однако на практике этот принцип не соблюдается (практикуется контроль исполнительной ветви власти над судами и судопроизводством).

В рамках судебной системы действуют суды низшей инстанции, апелляционный суд и Верховный суд. Дела политического характера после решения судов первой инстанции могут быть обжалованы в Верховном суде. Гражданский кодекс Джибути основан на принципах Гражданского кодекса Франции, однако на практике при разрешении вопросов семейного характера применяются положения шариата. Верховный суд имеет право отклонять решения местных судов, магистры — члены Верховного суда — назначаются на пожизненный срок. В стране действует также Конституционный совет, в полномочия которого входит конституционный надзор за исполнением законов и защита индивидов, однако на практике его решения не всегда соответствуют его полномочиям. Кроме того, на уровне судов первой инстанции в округах страны действуют «традиционные суды» — суды кочевых народов.

Территориально-государственное устройство. Республика Джибути разделена на б округов — Али-Сабейх, Арта, Дикхиль, Джибути, Обок, Таджура.

Местное управление и самоуправление. Все вопросы управления рассматриваются в Национальной ассамблее, в которую входят представители, избираемые на срок 5 лет избирательными округами, причем каждому округу может быть предоставлено право выбрать от 4 до 37 представителей. На последних выборах, состоявшихся в 2003 г., победу одержала правящая партия. Избирательные округа делятся на городские и районные — последние совпадают с границами территориальных единиц страны. В сферу ведения местных органов самоуправления входят локальные вопросы, любые вопросы, связанные с политическими процессами, а также законодательством, должны решаться только в Национальной ассамблее. В 2006 г. были проведены выборы в местные органы управления, на которых представители правящей партии одержали победу, заняв все посты на уровне местных администраций.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика