Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления и конституционные гарантии. В Египте действует конституция, вступившая в силу 11 сентября 1971 г., с поправками 22 мая 1980 г. и 26 мая 2005 г. Первая из них разрешила действующему президенту баллотироваться на этот пост неограниченное число раз. Тогда же был создан законосовещательный орган — Консультативный совет (араб. Маджлис ашшура) и разрешена деятельность оппозиционных партий. Вторая — ввела прямые выборы президента на альтернативной основе. Специально правам, свободам и обязанностям граждан Египта посвящена гл. 2, 3 и 4 конституции, первая из которых поделена на 2 раздела.

Первый раздел гл. 2 описывает общие принципы защиты прав человека в Египте (ст. 7 — 22). Основными принципами являются: солидарность, защита семьи и традиционного образа жизни, равенство мужчин и женщин, право на равный доступ всех граждан Египта на государственную службу, право на социальное обеспечение, здравоохранение, бесплатное образование, отмена традиционных титулов. Труд провозглашается правом, обязанностью и честью каждого гражданина Египта.

Раздел 2 (ст. 23 — 39) гарантирует экономические, социальные и культурные права. Среди них — право на равную оплату труда, долю в национальном доходе, на участие в управлении предприятием, защиту всех форм собственности: государственной, кооперативной и частной, запрет на национализацию, кроме как в случае справедливого возмещения убытков, гарантии справедливого распределения земельной собственности.

Гл. 3 (ст. 40 — 63) и 4 (ст. 64 — 72) конституции гарантирует гражданам личные права и свободы: равенство перед законом, права на свободу личной жизни, запрет на проведение медицинских экспериментов, кроме как с согласия гражданина, право на честь и тайну личной жизни, принцип презумпции невиновности, приверженность принципу habeas corpus, запрет пыток, тайна переписки, свобода прессы, неприкосновенность жилища и личной информации, свобода слова, информации и СМИ, право на научные разработки, право на эмиграцию, свобода совести и вероисповедания, свобода передвижения.

К политическим свободам, которые гарантируются конституцией, относятся: свобода собраний и ассоциаций, право на мирную демонстрацию, право создавать политические партии, подавать петиции, право избирать и быть избранным.

Все вышеуказанные главы содержат обязанности граждан Египта: придерживаться норм морали в повседневном поведении (ст. 12), трудиться (ст. 13), заботиться о сохранности государственной собственности (ст. 33), экономить (ст. 39), защищать отечество, оберегать завоевания социализма и единство нации, платить налоги, а также участвовать в выборах (ст. 58 — 62).

Ст. 198 определяет порядок внесения поправок в текст конституции. Правом инициативы обладают президент или 1/3 депутатов Народного собрания. Консультативное собрание утверждает текст поправок. В первом чтении поправки принимаются Народным собранием простым большинством голосов, второе чтение должно проходить через 60 дней после первого. Окончательно поправки утверждаются 2/3 голосов депутатов. После этого текст поправок выносится на референдум. Всего конституция содержит 201 статью, объединенных в 7 глав.

Форма правления. Египет является суперпрезидентской республикой. Главой государства является президент республики (ст. 73), он также является главой исполнительной власти (ст. 173). С 2005 г. президент избирается на прямых альтернативных выборах (до этого — единственная кандидатура, номинированная Народным собранием, утверждалась на референдуме) сроком на 6 лет без ограничения количества сроков (о порядке проведения выборов см. раздел «Особенности избирательной системы»). Президент, как глава государства, является гарантом стабильности и национального единства. В случае если президент в течение непродолжительного времени не может выполнять свои обязанности, то они переходят к вице-президенту. В случае длительной болезни, отставки или отрешения президента от должности его функции переходят к спикеру Народного собрания (в случае если оно распущено — к председателю Верховного конституционного суда). Отрешение президента от должности может быть произведено по инициативе У3 депутатов Собрания, за отрешение должно высказаться не менее 2/3 депутатов.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Конституция Египта не закрепляет принципа разделения властей. Более того, данный принцип не полностью воплощен на практике. Законодательную власть осуществляет Народное собрание и Консультативное собрание, исполнительную — президент и правительство, судебную — система судов.

Президент является единственным реальным носителем власти в государстве. Согласно конституции, он формирует ответственное перед ним правительство. Своим правом отправлять правительство в отставку президент пользуется достаточно часто, иногда он совмещает посты президента и председателя правительства. Президент имеет право распускать любую палату парламента. На практике он пользовался этим правом в 1990 г., по рекомендации Верховного конституционного суда. Также президент обладает полномочиями в области законодательства и судопроизводства. Он может издавать указы, имеющие силу подзаконного акта, и выносить спорные законопроекты на референдум. Народное собрание может 2/3 голосов делегировать прези¬денту законодательные полномочия.

В условиях сложившейся в Египте системы доминирующей партии Народное собрание, которое по конституции наделено обширными полномочиями, служит для легитимации действий президента. Такими полномочиями, как отрешение президента от должности и вынесение вотума недоверия правительству, Собрание не пользовалось ни разу. Большинство законопроектов было внесено в Собрание также президентом. Еще менее самостоятельную роль играет Консультативное собрание, которое не отклонило ни один законопроект, предложенный президентом. Единственной ветвью власти, сохранившей независимость от президента и правительства, является судебная. Основой правовой системы Египта являются нормы шариата (хотя отдельной системы судов шариата в стране нет). Благодаря высокому авторитету ислама судебная ветвь власти играет вполне самостоятельную роль в политической системе Египта. В целом египетские суды пользуются репутацией беспристрастных слуг закона.

Система взаимодействия ветвей власти в Египте полностью сложилась и не подвергнется существенным изменениям в ближайшем будущем. Единственным возможным источником потрясений являются мусульманские группировки, наиболее организованные из которых (например, «Братья-мусульмане») в случае легализации могут составить реальную оппозицию правительственной партии.

Особенности исполнительной власти. Исполнительная власть в Египте представлена президентом и правительством. Президент республики ответственен за выработку общего политического курса страны. Президент назначает одного или нескольких вице-президентов, премьер-министра, его заместителей, министров и их заместителей, по своему усмотрению. Заседания правительства проводятся по запросу президента, который может на них присутствовать. Также президент назначает губернаторов, высших государственных служащих, военачальников и дипломатов. Президент может отправить в отставку любого из вышеперечисленных должностных лиц. Он является Верховным главнокомандующим. По решению президента могут быть созданы новые институты государственной власти. Также президент обладает полномочиями в области законодательства и судопроизводства. Он может издавать указы, имеющие силу подзаконного акта, и выносить спорные законопроекты на референдум. Президент обладает правом помилования и провозглашения амнистии.

Правительство возглавляется премьер-министром. Правительство назначается президентом и может быть отправлено им в отставку. Причем министром может быть только гражданин Египта, не моложе 35 лет. Члены правительства обладают правовым и имущественным иммунитетом, который может быть снят президентом или 2/3 депутатов Народного собрания. Правительство несет коллективную, а каждый министр индивидуальную ответственность перед Народным собранием. Вотум недоверия может быть вынесен после официально выраженной неудовлетворительной оценки деятельности правительства или по запросу депутатов Собрания. Вотум недоверия выносится абсолютным большинством голосов депутатов. Председатель правительства Египта обладает формальными полномочиями в области контроля над деятельностью кабинета. Правительство обладает следующими полномочиями: контроль над претворением в жизнь законодательных актов, издание подзаконных актов, законодательная инициатива, составление проекта бюджета Египта, кредитование юридических лиц.

9 июля 2004 г. премьер-министром был назначен Ахмед Назиф. Правительство на конец 2005 г. состоит из премьер-министра, 27 министерств: обороны и ВПК, финансов, иностранных дел, туризма, социального обеспечения и страхования, сельского хозяйства и рекультивации земель, транспорта, информации, коммуникаций и информационных технологий, инвестиций, энергетики, внутренних дел, юстиции, труда и иммиграции, культуры, образования, высшего образования и науки, здравоохранения и населения, промышленности и внешней торговли, водных ресурсов и ирригации, нефти, международного сотрудничества, планирования, гражданской авиации; строительства, жилищного строительства и урбанизации; государственного имущества, авкаф (фонд религиозных пожертвований). В состав правительства входят также 5 государственных министерств, занимающихся вопросами законодательных и парламентских комиссий, ВПК, экологии, административного развития, местного развития.

Согласно конституции, в состав органов исполнительной власти могут входить также национальные специальные комитеты под руководством президента. На январь 2006 г. не действовало ни одного такого комитета.

Особенности законодательной власти. Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом (неофициальное название), состоящим из Народного собрания и Консультативного собрания. Обе палаты собираются на совместные заседания для того, чтобы выслушать послание президента парламенту. Возглавляет совместные заседания спикер Народного собрания. Народное собрание (араб. Маджлис аш-Шааб) состоит из 454 депутатов, из которых 10 назначаются президентом, а 444 избираются на прямых выборах сроком на 5 лет (о порядке выборов см. раздел «Особенности избирательной системы»). Народное собрание может быть распущено по решению президента либо по единогласному решению всех депутатов Собрания. Консультативное собрание (араб. Маджлис аш-Шура) состоит из 264 депутатов, из которых 88 (У3 состава) назначаются президентом, а 176 избираются на прямых выборах сроком на 6 лет (о порядке выборов см. раздел «Особенности избирательной системы»).

Каждая палата избирает из своего состава председателя и двух заместителей председателя палаты сроком на одну сессию. Председатели палат определяют регламент работы и занимаются процедурными вопросами. Для того чтобы заседание палаты состоялось, необходим кворум в половину депутатов данной палаты. Большинство решений принимаются половиной голосов путем тайного голосования.

На свою первую сессию Народное собрание собирается через 10 дней после проведения выборов. Обычно Народное собрание созывается президентом на очередную сессию продолжительностью 7 месяцев в ноябре. Сессия может быть продлена в случае, если не был утвержден ежегодный бюджет. Президент также может созвать Народное собрание на внеочередную сессию по собственному желанию или по запросу абсолютного большинства депутатов Народного собрания.

Депутаты обеих палат обладают правовым и имущественным иммунитетом, но могут быть лишены его по решению той палаты, депутатом которой они являются. Правом законодательной инициативы в Египте обладают: депутаты Народного собрания, президент и правительство. Законопроект направляется в специальный комитет Собрания, после чего он принимается Собранием в одном чтении. Принятый Народным собранием законопроект направляется президенту, который должен в течение 30 дней подписать его или наложить вето. Если президент не наложил свое вето в течение 30 дней, то законопроект считается принятым. Президентское вето преодолевается 2/3 голосов депутатов Народного собрания. Народное собрание Египта может передавать законодательные полномочия президенту.

Правительство ответственно перед Народным собранием (см. раздел «Особенности исполнительной власти»). Согласно ст. 201 конституции, правительство не ответственно перед Консультативным собранием.

Консультативное собрание принимает поправки к конституции и конституционные законы, мирные договоры, союзные договоры, а также высказывает свое мнение по запросу президента. Порядок работы Собрания совпадает с порядком работы Народного собрания в отношении вопросов организации работы сессий.

Особенности судебной власти. Судебная ветвь власти пользуется существенной автономией в рамках существующей системы государственных институтов. Судебная система возглавляется Высшим юридическим советом, во главе с президентом. Совет является единственным институтом, способным отстранить судью от работы, в связи с недостойным поведением или правонарушением.

Высшей судебной инстанцией является Верховный конституционный суд. В его компетенцию входит предварительный и последующий конституционный контроль по запросу президента или депутатов Народного собрания.

Судебная система включает суды общие, административные, государственной безопасности. Система общих судов состоит из суммарных судов (в составе одного судьи, занимаются гражданскими спорами, мелкими правонарушениями, преступлениями и проступками); судов первой инстанции (рассматривают апелляции на решения суммарных судов); семи апелляционных судов в крупных городах (рассматривают апелляции по гражданским и уголовным делам на решения нижестоящих судов); Кассационного суда (высшая инстанция в системе общих судов, контролирующая решения апелляционных судов). Кассационный суд также занимается проверкой итогов выборов.

Административные суды занимаются разрешением административных споров и рассмотрением исков дисциплинарного характера. Высшей инстанцией в системе административных судов является непосредственно Высший юридический совет.

Суды государственной безопасности подотчетны президенту и правительству (таким образом, они относятся к исполнительной ветви власти) и разбирают дела, связанные с обвинениями в терроризме, по упрощенной процедуре.

Особенности избирательной системы (включая смены и сроки нахождения лидеров и партий у власти, роль оппозиции и пр.). На общенациональном уровне избираются депутаты Народного собрания, Консультативного собрания и президент. Избираются также Народные советы административно-территориальных единиц. Порядок избрания должностных лиц определен конституцией и специальными законами. Выборы проводятся специально назначаемой Народным собранием Высшей избирательной комиссией во главе с председателем Верховного конституционного суда. Участвовать в выборах — обязанность граждан Египта, в случае неявки штраф составляет 20 фунтов.

С 2005 г. президент избирается на прямых альтернативных выборах сроком на 6 лет. Один и тот же человек может избираться президентом на неограниченное число сроков. Избирательная система — мажоритарная, одномандатным округом является вся страна. При подсчете доли голосов не учитываются недействительные бюллетени. Быть избранным может гражданин Египта по праву рождения, достигший 40 лет, не судимый, не наркоман, не банкрот и не сумасшедший. Кандидатуру президента должны одобрить минимум 250 депутатов обеих палат парламента, а также Народные советы минимум 14 губернаторств. Кроме того, кандидатуры могут быть выдвинуты только партиями, зарегистрированными более 5 лет назад Право голосовать принадлежит всем гражданам Египта, достигшим 18 лет, не находящимся в заключении, не сумасшедшим, не находящимся под опекой, не банкротам и не уволенным с государственной службы за 5 лет до проведения выборов. Последний раз выборы проходили 7 сентября 2005 г. Действующий президент Хосни Мубарак был избран на 5-й срок 88,57% голосов избирателей.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика