Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Гвинеи

Исторический очерк политических традиций

Основные политические традиции и фазы (циклы) политического развития. Северная и восточная части территории современной Гвинеи до прихода в эти края европейцев были частью могущественной империи Мали, павшей в сражениях с империей Сонгай (территория нынешнего Марокко), которая привнесла сюда ислам. В результате прихода европейцев на территорию Гвинеи уникальный древний строй был разрушен, а страна разделена в зависимости на сферы влияния различных европейских госу¬дарств. С XV в. территория современной Гвинеи принадлежала Португалии.

В середине XIX в. на территории Гвинеи было провозглашено исламское государство Фута Джаллон во главе с Самори Туре. При этом Франция стала активно проводить насильственную колонизацию территории, и в итоге правительство Туре было побеждено, а Туре взят в плен. В 1889 г. Гвинея стала французской колонией в составе Французской Западной Африки. В 1946 г. в Гвинее была создана территориальная ассамблея, состав которой формировался из избираемых депутатов. 30 июня 1947 г. была основана Демократическая партия Гвинеи (ДПГ) во главе с Секу Туре. ДПГ проводила последовательную политику, направленную на освобождение Гвинеи от колониальной зависимости. В 1957 г. в стране было введено всеобщее избирательное право. 28 сентября 1958 г. состоялся референдум по вопросу о возможности предоставления независимости Гвинее. Большинство голосов было отдано за предоставление Гвинее независимости. В результате 2 октября 1958 г. Гвинея обрела независимость. 12 ноября 1958 г. была принята конституция страны. В соответствии с новой конституцией парламент страны избирался на пять лет. В руках президента концентрировалась большая власть: он был одновременно главой правительства и командующим армией.

27 января 1960 г. Секу Туре был избран президентом страны, что привело к ухудшению отношений с Францией. Начиная с 1960 г. Туре стал проводить «социалистический» курс, обусловленный желанием компенсировать потерянные связи с западными странами поддержкой СССР. 22 ноября 1970 г. выходцы из Гвинеи — противники режима Туре — совершили вооруженное вторжение на территорию Гвинеи. Вторжение было поддержано Португалией, пытавшейся разгромить революционный фронт Гвинеи-Бисау, которому правительство Туре оказывало помощь. 14 мая 1982 г. состоялись очередные выборы президента страны. Туре — единственный кандидат — был переизбран на новый срок.

После смерти Туре в марте 1984 г. в Гвинее произошел государственный переворот, к власти пришли военные. Гвинеей стал править военный совет из 18 офицеров. Президентом страны был избран полковник Лансана Конте, премьер-министром стал Диарра Траоре. В июле 1985 г., когда президент Конте покинул страну, часть армии Гвинеи во главе с Диаррой Траоре попыталась совершить переворот, объявив о роспуске правительства Конте. Переворот был подавлен, Траоре и его соратники, большинство из которых принадлежали к племени малинке, были казнены, в стране начались этнические чистки, направленные в основном против племени малинке. В 1988 г. Конте объявил о начале подготовки новой конституции страны, по которой в Гвинее должны были появиться парламент и президент, избираемые народом; вводилась также двухпартийная система. В декабре 1990 г. состоялся референдум относительно новой конституции, которую одобрили 98,68% проголосовавших граждан. Выборы в парламент прошли в июне 1995 г. Партия единства и прогреса (ПЕП) во главе с Конте получила 71 из 114 мест в Национальной ассамблее. Оппозиционный блок партий (Партия за прогресс и обновление и Союз за Новую Республику), получивший 37 мест в парламенте, объявил о решении бойкотировать работу Ассамблеи и создать координирующий оппозиционный совет. Позже партии отказались от идеи бойкота, и в октябре 1995 г. Ассамблея приступила к работе.

В феврале 1996 г. в Конакри в ходе выступлений армии против плохих условий и низкой заработной платы более 50 чел. погибли. Президент был захвачен бунтовщиками в заложники. После его освобождения зачинщики беспорядков были арестованы, но вскоре отпущены.

В июле 1996 г. премьер-министром Гвинеи был назначен Сидья Туре. В 1998 г. Конте был переизбран президентом, набрав 56,12% голосов. В ноябре 2001 г., после всенародного референдума, в конституцию Гвинеи были внесены поправки, позволявшие Конте избираться в третий раз и увеличивавшие срок президентских полномочий до 7 лет. В 2003 г. на выборах, которые большинство оппозиционных партий бойкотировало, Конте был очередной раз переизбран президентом страны.

В 2006 г. в Конакри прошли массовые протесты против резкого вздорожания риса — основного продукта питания, а также забастовки и демонстрации наименее обеспеченных слоев населения. С целью смягчения напряженности Конте реорганизовал кабинет министров, упразднив пост премьера и взяв на себя его полномочия.

В январе—феврале 2007 г. продолжающееся ухудшение экономической ситуации в стране повлекло массовые выступления с требованиями отставки президента и правительства. Забастовка переросла в ожесточенные столкновения между силами охраны правопорядка и оппозицией. В итоге переговоров между властями и лидерами профсоюзного движения и оппозиционных партий Конте назначил на пост премьер-министра Лансану Куйяте, который должен был принять срочные меры по выводу страны из кризиса. В мае 2008 г. премьер-министром назначен Ахмед Тидиан Суаре, объявивший о продолжении курса своего предшественника.

22 декабря 2008 г. президент Гвинейской Республики Лансана Конте скоропостижно скончался, и, согласно конституции, его обязанности перешли к председателю Национального собрания (парламента) Абубакару Сомпаре, который в течение 60 дней должен был провести выборы нового президента республики. Однако 23 декабря 2008 г., через несколько часов после смерти Конте, группа военных, которые объявили себя Национальным советом за демократию и развитие, НСДР (фр. Conseil national pour la democratie etle developpement, CNDD), совершила государственный переворот. 24 декабря 2008 г. обязанности президента республики были переданы капитану Муссе Дадис Камаре по согласованию между правительством премьер-министра Ахмеда Тидиана Суаре и военными, создавшими Национальный совет за демократию и развитие. Выборы нового президента были назначены на январь 2010 г.

В декабре 2009 г. на Муссу Дадис Камару было совершено покушение, в ходе которого он был ранен в голову и отправлен на лечение за границу. В итоге контроль над правящей хунтой перешел к генералу Секубе Конате, который позже призвал оппозицию сформировать правительство национального единства и назначил президентские выборы на июнь 2010 г. С 21 декабря 2010 г. президент Альфа Конде.

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Принятая 23 декабря 1990 г. конституция закрепляет статус Гвинеи как независимой президентской республики (ст. 1). Последние поправки в конституцию были внесены в 2001 г. по результатам общенационального референдума. Согласно этим поправкам, были сняты ограничения по возрасту и количеству сроков нахождения у власти президента республики. Конституция Гвинеи может быть изменена в ходе референдума. Проект поправок должен быть одобрен двумя третями Национальной ассамблеи и президентом, и именно они имеют право на внесение такого проекта. Не подлежат пересмотру принципы республиканской формы правления, светскости государства и разделения властей. В конституции Гвинеи закреплены принципы равноправия всех граждан независимо от их происхождения, пола, религии, расы и взглядов. Гражданам гарантируются равные политические свободы, свобода ассоциаций, слова, переписки и прессы, свобода вероисповедания, права частной собственности.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. В Республике Гвинея конституционно закреплен и реализован принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. На практике данный принцип не выполняется, так как доминирующей ветвью власти является исполнительная, во главе с президентом. Президент одновременно является главой государства, правительства и главнокомандующим армией Гвинеи. Президент располагает мощными теневыми рычагами влияния на принимаемые законодательной и судебной властью решения. Он может не только приостановить и вернуть на повторное рассмотрение любой действующий закон, но и сам может издавать чрезвычайные декреты, находящиеся вне какого-либо контроля любой из ветвей власти. Президент назначает членов кабинета министров и представителей судебной власти. При условии проведения консультаций с главой Верховного суда президент Гвинеи может выносить на референдум любые вопросы, касающиеся управления страной, включая поправки к конституции.

Особенности исполнительной власти. Исполнительная власть в Гвинее представлена правительством во главе с президентом и премьер-министром. Кабинет состоит из 23 министров. Президент назначает всех представителей исполнительной власти, включая премьер-министра (после консультаций с главой Национальной ассамблеи и Верховного суда), а также чиновников на региональном уровне, которые подотчетны непосредственно ему.

Особенности законодательной власти. Законодательная власть в Гвинее представлена однопалатным парламентом — Национальной ассамблеей, депутаты которой избираются сроком на 5 лет. В Ассамблее текущего созыва 114 депутатов, которые избраны по смешанной системе. Она сочетает в себе элементы прямого голосования и пропорционального голосования по партийным спискам: кол-во депутатов избираются по мажоритарной системе по одномандатным округам; 2/3 по общенациональному партийному списку по пропорциональной системе.

Ассамблея созывается дважды в год на осеннюю и весеннюю сессии. Президент может объявить о чрезвычайном созыве Ассамблеи. Основными обязанностями Национальной ассамблеи являются подготовка и принятие законов и бюджета, определение пути развития государства, его социальной и экономической политики, подготовка и одобрение поправок к конституции. Последние выборы проводились в июне 2002 г.

Особенности судебной власти. Согласно конституции, судебная власть независима от исполнительной и законодательной ветвей власти. Во главе судебной системы стоит Верховный суд, члены которого занимают свои посты пожизненно. Судьи всех уровней назначаются президентом. Верховный суд является структурой, координирующей многие политические процессы: избирательные компании, назначение премьер-министра, внесение поправок в конституцию, проверка на соответствие принимаемых законов конституции.

Кроме Верховного суда существуют также 2 апелляционных суда, 8 судов первой инстанции, 26 мировых судов. Многие дела разбираются судами старейшин, которые существуют как в деревнях, так и в некоторых городских районах.

В целом судебное производство Гвинеи основано на принципах французского гражданского права, декретах правительства и нормах общего права. Территориально-государственное устройство. Гвинейская Республика является унитарным государством и разделена на 4 района: Прибрежная, Средняя, Верхняя и Лесная Гвинеи, которые в свою очередь делятся на 8 регионов (Боке, Конакри, Фарана, Канкан, Киндиа, Лабе, Маму, Нзерекоре), семь из которых разделены на 33 префектуры, а один (Конакри) является специальной зоной.

Местное управление и самоуправление. В провинциях Гвинеи существуют органы местного самоуправления, члены которых избираются сроком на 5 лет. В их состав входят также депутаты Национальной ассамблеи.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика