Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Лесото

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Согласно конституции 1993 г., Королевство Лесото является парламентской конституционной монархией. Конституция Лесото была принята 2 апреля 1993 г.; поправки в ее текст вносились в 1996, 1997, 1998, 2001 и 2003 — 2004 гг. Конституция Лесото регулирует не только отношения между ветвями власти, между государством и гражданским обществом, но и определенные сферы общественной жизни, права и свободы граждан, принципы государственной политики и т.д.

Согласно ст. 85, поправки в конституцию принимаются простым большинством парламентариев. Изменения, затрагивающие вопросы независимости и суверенитета, главенство конституции, права граждан, государственные земли, независимость судебных органов, полномочия короля, Государственного совета, верховных вождей, Судебной комиссии, Национальной ассамблеи, Сената, гражданство, Институт омбудсмена и Комиссию по вопросам государственной службы, принимаются большинством в 2/3 голосов или на национальном референдуме.

Ст. 1 провозглашает Аесото суверенным демократическим королевством. Гл. 2 (ст. 4 — 24) гарантирует соблюдение таких основных прав и свобод человека, как право на жизнь, личную свободу, свободу передвижения, совести, мирных собраний и объединений и т.д.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Главой государства является король, формально обладающий исполнительной и законодательной властью, однако правящий лишь номинально и символизирующий единство нации. Власть короля передается по наследству, но Совет вождей устанавливает, кто будет следующим в линии наследования (ст. 45). Премьер-министр назначается королем по рекомендации Государственного совета (ст. 86). Как правило, премьер-министром становится лидер партии или коалиции, обладающей большинством мест в Национальной ассамблее. Король также назначает министров из числа членов обеих палат парламента по представлению премьер-министра.

Главный судья и председатель апелляционного суда назначаются королем по совету премьер-министра. Рядовые судьи назначаются королем с согласия Комиссии судебной службы (ст. 120 и 124).

Нижняя палата является единственным обладателем права законодательной инициативы. Парламент может выразить вотум недоверия премьер-министру, после чего глава правительства либо уходит в отставку, либо просит короля распустить парламент. Король имеет право сместить премьер-министра, если Национальная ассамблея принимает вотум недоверия и выдвигает новую кандидатуру на пост главы правительства.

Парламент может быть распущен королем самостоятельно или по совету премьер-министра, но кандидатура премьер-министра должна пользоваться поддержкой парламентского большинства. Согласно ст. 104, учреждается Совет вождей, которая состоит из 21 верховного вождя. Совет вождей имеет право смещать короля и утверждать кандидатуру нового короля, а также назначать регента (ст. 45 и 46). Регент назначается, если наследник трона не достиг 21 года, отсутствует в стране, болен психически или физически или по какой-либо другой причине не может исполнять свои обязанности.

Институциональный дизайн предполагает сотрудничество исполнительной и законодательной ветвей власти. Разногласия между правительством и Национальной ассамблеей устраняются решением премьер-министра или короля.

Особенности исполнительной власти. Согласно ст. 86, исполнительная власть в Королевстве Аесото принадлежит королю, который осуществляет ее через правительственных должностных лиц. Согласно ст. 88, кабинет министров, состоящий из премьер-министра и остальных министров, имеет совещательную функцию, помогая королю в управлении страной. Кабинет несет ответственность перед обеими палатами парламента.

Свои конституционные полномочия король осуществляет по совету премьер-министра или Государственного совета, в состав которого входят премьер-министр, спикер Национальной ассамблеи, два действующих или бывших судьи Верховного суда или Апелляционного суда, генеральный прокурор и ряд других лиц.

Особенности законодательной власти. Законодательная ветвь власти представлена двухпалатным парламентом, состоящим из Национальной ассамблеи и Сената (ст. 54). Сенат состоит из 22 верховных вождей и еще одиннадцати членов, назначаемых королем по предложению Государственного совета. Любой верховный вождь имеет право назначить вместо себя другого человека на все время работы данного созыва Сената или же на отдельные слушания, предоставив соответственное заявление председателю Сената в письменной форме. Национальная ассамблея насчитывает 120 депутатов, избираемых всенародным голосованием. Выборы проходят по смешанной системе: 80 членов нижней палаты избираются по мажоритарной системе голосования по одномандатным округам, 40 — по пропорциональной системе. В голосовании могут принимать участие граждане страны, достигшие 21 года (ст. 57). Срок полномочий депутатов составляет 5 лет, но в случае военного положения он может быть продлен еще не более чем на 12 месяцев.

Сенатором или членом Национальной ассамблеи может стать любой гражданин Лесото, имеющий право голоса, за исключением лиц, состоящих на службе у другого государства, осужденных на пожизненное заключение, банкротов, недееспособных и попадающих под другие ограничения, установленные парламентом.

Согласно конституции, парламент Лесото обладает законотворческими полномочиями и может наделять этой прерогативой какой-либо другой орган или должностное лицо. В случае одобрения как нижней палатой, так и Сенатом законопроект должен быть утвержден королем и опубликован, чтобы получить силу закона. В случае если законопроект был одобрен Национальной ассамблеей, но не прошел в течение отведенного срока голосование в Сенате или был изменен сенаторами, он передается на подпись королю в изначальном или измененном виде по договоренности палат.

Для инициирования законопроектов и поправок, затрагивающих вопросы налогообложения, использование национальных фондов Аесото, заключение соглашений по вопросам государственного долга, парламенту требуется одобрение члена правительства.

На последних выборах в феврале 2007 г. правящая партия Конгресс за демократию Лесото (КДА) получила 61 место в Национальной ассамблее. Особенности судебной власти. Согласно конституции, в Лесото существует независимая судебная система, состоящая из Верховного суда, Апелляционного суда, а также окружных и низших апелляционных судов (ст. 118). Верховный судья и председатель Апелляционного суда назначаются королем по совету премьер-министра. Рядовые судьи назначаются королем с согласия Комиссии судебной службы (ст. 120 и 124).

Процесс отстранения Верховного судьи и председателя Апелляционного суда может быть инициирован королем и осуществлен через созыв специального трибунала и с его одобрения (ст. 121 и 125). Судьи занимают свои должности до установленного законом возраста. В состав Комиссии судебной службы входят главный судья, генеральный прокурор, председатель Комиссии публичной службы и один назначенный член из высших судей (ст. 132). Апелляционный суд имеет право интерпретации конституции.

Правовая система Лесото носит смешанный характер. Ее элементами являются римско-голландское право, английское общее и местное обычное право. Первое преобладает в сфере гражданских отношений, второе — в области уголовного права и процесса, а также современного торгового права, третье — в брачно-семейных, наследственных и земельных отношениях. В Лесото существует Институт омбудсмена, который занимается рассмотрением жалоб на нарушение прав человека государственными органами и должностными лицами. Омбудсмен назначается королем по совету премьер-министра сроком не более чем на 4 года. Омбудсмен не может быть отстранен от должности по какой-либо другой причине, кроме как по причине недееспособности или неподобающего поведения.

Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и пр.). Королевство Лесото — унитарное государство, в состав которого входит 10 провинций: Береа, Бута-Буте, Лерибе, Мафетенг, Масеру, Мохалес Хук, Мохотлонг, Урачаснек, Угутинг, Таба-Цека.

Местное управление и самоуправление. Согласно ст. 106 конституции, местная власть устанавливается парламентом, который также регулирует круг ее обязанностей. В стране существует министерство местного самоуправления, задачами которого являются создание условий для существования жизнеспособных местных правительств, борьба с бедностью и общее развитие человеческого потенциала Лесото. Благодаря деятельности этого органа 30 апреля 2005 г. впервые прошли выборы на местном уровне, в ходе которых были избраны депутаты в органы местного самоуправления: 128 общинных советов, 10 районных советов и 1 муниципальный совет (Масеру).

В местные советы входят от 9 до 15 избираемых депутатов и 1 или 2 назначаемых вождя; районные советы формируются из председателей местных советов, избранных членов местных советов, а также двух вождей, избранных из вождей местных советов, входящих в данный район. Число депутатов районных советов варьируется от 21 до 41; районы возглавляются избираемым председателем. Муниципальные советы насчитывают от 9 до 15 членов, включая трех назначаемых вождей. На данный момент единственным муниципальным советом является совет Масеру, в состав которого входят 15 членов.

Органы местного управления наделены редом полномочий. Согласно Акту о местных вождях 1968 г., обязанностью вождей является поддержание стабильности, безопасности, мира и спокойствия на вверенной им территории. Вожди должны управлять справедливо, без фаворитизма, способствовать развитию местных сообществ и обеспечивать верховенство закона. Раздел 42 части 4 Акта о местном управлении 1997 г. уполномочивает местные советы принимать подзаконные акты, касающиеся земли и собственности, а также мер против нарушения общественного порядка Выборы в местные советы проводятся по Вестминстерской мажоритарной системе голосования. Перед выборами 2005 г. была введена квота женского представительства, составившая треть мест в местных советах. По итогам голосования женщины составили 54% избранных членов советов.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Ключевое влияние на оформление институтов страны оказала ее принадлежность к британской колониальной империи. Лесото является парламентской монархией с королем, имеющим представительские функции. Вооруженная оппозиция, долгое время действовавшая на территории королевства, спонсировалась зарубежными государствами, пытавшимися усилить свои позиции в регионе. Так, Армия освобождения Лесото, поддерживавшая Партии конгресса басуто, проходила обучение в Ливии, а лидер ПКБ Нцу Мокхехле выступал на стороне южноафриканского режима апартеида. В настоящее время основное внешнее влияние (экономическое и полити¬ческое) на Лесото оказывает ЮАР.

Внутренние конфликты и расколы. Лесото является моноэтническим государством и не сталкивается с проблемой этнических конфликтов. Вместе с тем внутренняя обстановка в королевстве традиционно отличалась высоким уровнем конфликтности, связанным с борьбой различных сил (партий, военных, короля) за реальную власть. Наиболее острая фаза этого конфликта была связана с партизанской войной оппозиции против доминирования Национальной партии басуто в 1970—1980-х гг.

Также опасная ситуация сложилась в 1998 г., когда оппозиция отказалась признать результаты очередных парламентских выборов и организовала массовые акции протеста, переросшие в беспорядки. Кроме того, мятежные настроения охватили часть военнослужащих, и, опасаясь возможного военного переворота, премьер-министр Лесото запросил помощи у стран САДК. Введенные на территорию королевства контингенты ВС ЮАР и Ботсваны столкнулись с сопротивлением антиправительственных сил, однако сумели добиться стабилизации обстановки. Конфликт привел к значительным финансовым потерям и разрушениям (во многом в результате поджогов) в единственном крупном городе страны — Масеру (столица королевства), пострадали и многие выходцы из ЮАР, работавшие в Лесото. Вместе с тем была достигнута важная цель вмешательства иностранных военных — защита дамбы, предназначенной для переброски дополнительных объемов воды из Лесото в районы ЮАР, испытывающие ее дефицит, а также строящегося Высокогорного гидроэнергетического комплекса в целом. В 1999 г. лидер Конгресса за демократию в Лесото Н. Мокхехле по состоянию здоровья был вынужден покинуть пост лидера партии, и на смену ему пришел П. Мосисли. В 2000 г. внутрипартийная борьба вылилась в крупные столкновения молодых членов партии, возглавляемых П. Мосисли, и представителей более консервативной фракции под руководством Шакхана Мокхехле, брата создателя Конгресса. Победу одержали сторонники Мосисли, но из партии вышла часть ее актива. В «Барометре конфликтов» Гейдельбергского университета Лесото не оценивается.

Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. В конституции Лесото не содержится указаний на какую-либо господствующую идеологию, тогда как ст. 13 и 14 гарантируют свободу совести и самовыражения. Официальный курс должен соотноситься с принципами государственной политики, перечисленными в гл. 3 основного закона. Последние включают в себя равенство и справедливость, защиту прав и интересов трудящихся, защиту окружающей среды и т.д.

Острых идеологических расколов и конфликтов нет. Большинство политических партий имеют правую или правоцентристскую направленность. Существует Коммунистическая партия Лесото, но ее позиции весьма слабы. Большинство конфликтов являются следствием борьбы за власть и с идеологическими противоречиями не связаны.

Религия и государство, роль религии в политике. Ст. 13 конституции Лесото гарантирует свободу вероисповедания. Доминирующей религией является христианство (католики и протестанты), которое исповедуют около 80% населения. 20% жителей придерживаются традиционных африканских верований.

Христианские приходы играют большую роль в социальной жизни населения Лесото: в ведении католической церкви находится 75% начальных и средних учебных заведений страны, ряд больниц и приютов.

Во внутриполитической жизни страны (особенно в рамках Национальной партии басуто) отмечались трения между приверженцами католичества и протестантизма, достигавшие пика в 1960— 1970-х гг.

Особенности партийной системы. В настоящее время в Лесото существует многопартийная система с доминирующей партией. Конгресс за демократию в Лесото, созданный Нцу Мокхехле в 1997 г., побеждал на всех последующих парламентских выборах. Оппозиция представлена широким спектром политических сил, однако не может составить реальной конкуренции правящему Конгрессу.

В Лесото не существует законодательной базы, регулирующей государственное финансирование партий, и распределением бюджетных отчислений занимаются сами партии. В 2002 г. половина всей суммы, отведенной правительством на проведение предвыборной кампании, была поделена между зарегистрированными партиями поровну, а вторая часть — пропорционально количеству членов в каждой партии. Партии обязаны предоставлять отчеты о потраченных средствах, однако, по данным независимых исследований, эти отчеты зачастую не соответствуют реальности, причем штрафных санкций в данном случае не предусмотрено.

Согласно указу о выборах в Национальное собрание, партии имеют право получать финансирование из источников за пределами Лесото. Единственным ограничением является необходимость предоставлять избирательной комиссии информацию о суммах, превышающих 20 тыс. лоти, а также размещать эти деньги на счете, официально заявленном при регистрации партии. Политическая роль военных/силовых структур. Силовые структуры играли непропорционально большую роль в истории Лесото с первых лет существования королевства как независимого государства. Мобильное подразделение полиции Лесото стало главной опорой НПБ в борьбе с оппозицией, и необходимость пресечения подрывной деятельности Армии освобождения Лесото постепенно привела к превращению прообраза национальных ВС в полноценную самостоятельную организацию. В 1980 г. были созданы Военизированные силы Лесото, а два года спустя — Силы обороны Лесото. Вместе с тем параллельно с ВС свое влияние наращивала и военизированная Молодежная лига НПБ.

Военные группировки осуществили в 1986 г. переворот и управляли государством до 1993 г., когда были проведены демократические выборы и принята действующая по сей день конституция.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика