Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Либерии

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Конституция Либерии, определившая унитарное устройство страны и закрепившая основные элементы политической системы, существующие по сей день, была принята б января 1986 г. Первая конституция появилась еще в 1847 г., когда была провозглашена независимость страны. В ходе государственного переворота 1980 г.( когда был свергнут президент Толберт, 12 апреля 1981 г. данная конституция была отменена. В это время была создана Национальная конституционная комиссия, в которую вошли 25 членов во главе с Амосом Савиером, политическим философом и политологом Либерийского университета. Комитет закончил свою работу к декабрю 1982 г., а уже в марте 1983 г. передал проект на рассмотрение Совета народного спасения, который в свою очередь опубликовал его для обозрения общественностью и предоставил созданный проект на рассмотрение Совещательной конституционной ассамблеи (Constitution Advisory Assembly), состоящей из 59 членов и уполномоченной вносить необходимые изменения или даже создать новый проект, если сочтет это нужным. Среди важнейших изменений, внесенных этим Собранием, были ликвидация таких автономных образований, как Юридическая служба и Институт омбудсмена; продление возможного пребывания президента у власти до двух сроков подряд, в б лет каждый; ликвидация конституционного положения, по которому поправки к конституции вносятся только с согласия квалифицированного большинства, а также положения, запрещающего военным участвовать в сопротивленческом движении. Консультационное собрание закончило работу 19 октября 1983 г., и уже 3 июля 1986 г. был проведен всенародный референдум, на котором конституция была принята. 6 января 1986 г. документ вступил в силу.

Поправки к конституции могут быть приняты, если были предложены или Уз членов Сената и Палаты представителей, или же в форме петиции, поданной на рассмотрение законодательных органов не менее чем 10 тыс. граждан, которая получила поддержку Уз членов Сената и Палаты представителей и одобрена (ратифицирована) У зарегистрированных избирателей, голосующих на референдуме, который должна провести Избирательная комиссия не ранее чем через год после принятия решения законодательными органами.

В декабре 2004 г. был принят закон о реформировании электоральной системы, на основании которого некоторые статьи конституции 1986 г. были отменены, а именно: гл. 5, ст. 306 (о том, что кандидат в сенаторы должен за год до выборов переселиться в тот округ, который он будет представлять); гл. 6, ст. 52с (о том, что кандидат в президенты и вице-президенты должен проживать в республике 10 лет до момента выборов; кандидаты на эти посты должны быть из разных графств) гл. 8, ст. 80д (о том, что в избирательном округе должно быть не менее 20 тыс. жителей; избирательные округа устанавливает легислатура, их должно быть не более 100), гл. 8, ст. 836 (о том, что выборы в обе палаты проходят по мажоритарной системе).

Предлагаемые поправки к конституции должны подкрепляться аргументами в пользу изменения этого основополагающего документа страны, а также должны быть опубликованы в «Официальной газете». Информационные службы страны должны ознакомить граждан с предлагаемыми изменениями конституции. Если в ходе референдума рассматриваются более чем 1 поправка к конституции, гражданам должно предоставить возможность голосовать за или против каждого предложенного изменения по отдельности. В ст. 14 и 15 граждане наделяются свободой слова и мысли, вероисповедания и прессы.

В конституции Либерии закреплены все права и свободы граждан, присущие современному демократическому обществу. Их подробному описанию посвящена гл. 11 «Естественные права», которая включает 16 статей (с 11 по 26). В ст. 11 сказано, что все люди рождены одинаково свободными и наделены естественными правами независимо от национальности, расы, пола, мировоззрения, политических взглядов. В ст. 18 подчеркивается, что дискриминация по вышеперечисленным признакам не допускается. Все граждане равны перед законом. В ст. 12 отдельно говорится о запрете в стране рабства, работорговли и принужденного труда. Следующая статья гарантирует свободу передвижения. Ст. 17 гарантирует гражданам права на вступление в гражданские ассоциации и организации. В ст. 21 закреплено равенство граждан и основные права привлеченных к уголовной ответственности в судебном процессе. Ст. 22 гарантирует гражданам право частной собственности. В ст. 26 гражданам предоставляется право обращаться в суд, если нарушаются их естественные права и свободы, гарантированные конституцией или другими законами страны.

Либерия является унитарной республикой. Высший орган законодательной власти — двухпалатная Национальная ассамблея, состоящая из Сената (30 членов; избирается всеобщим голосованием сроком на 9 лет) и Палатой представителей (64 депутата; избирается всеобщим голосованием сроком на 6 лет). Высший орган исполнительной власти — президент, который является главой как государства, так и правительства, главнокомандующим Вооруженными силами. Министры правительства назначаются президентом, а затем утверждаются Сенатом. Президент избирается всеобщим голосованием на 6 лет.

Либерия является унитарным суверенным государством, разделенным на округа для административных целей. Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Политическая система Либерии практически была скопирована у США. В стране действуют основные принципы демократического государственного устройства, в том числе разделение ветвей власти. Политическую систему Либерии можно отнести к типу президентских систем, так как президент страны является главой государства и исполнительной власти. Хотя он и обладает широкими полномочиями, в стране действует система сдержек и противовесов, заимствованная у США. У президента есть право вето, которое может быть преодолено У голосов от общего числа членов обеих палат. Право законодательной инициативы принадлежит исключительно Национальной ассамблеи. Бюджет тоже полностью составляет парламент и может вносить туда ничем не ограниченные изменения. У президента также отсутствует право выносить законопроект на референдум. Однако именно президент формирует кабинет, хотя выдвинутые им кандидатуры должен одобрить Сенат. Однако президент может без оглядки отправлять членов правительства в отставку без права Сената вмешиваться в этот процесс. У президента отсутствует право роспуска парламента, в то время как Национальная ассамблея не может выразить правительству недоверие. Как и в США, президент может быть отстранен от власти посредством процедуры импичмента. Право выдвигать обвинения принадлежит Палате представителей, в то время как судебным процессом полностью руководит Сенат.

Особенности исполнительной власти. Исполнительная власть предоставляется президенту Соединенных Штатов, который также является главой государства и главнокомандующим вооруженными силами Республики Либерия (ст. 50). Президент и вице-президент, являющийся также председателем Сената, избираются всенародным голосованием на шестилетний срок. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Либерии более двух сроков подряд. Президент с согласия Сената назначает на должности следующих лиц: министров кабинета и их заместителей; послов и консулов; главного судью и помощника судьи Верховного суда, а также судей нижестоящих судов; местных управляющих (глав графств), других должностных служащих графств и округов; военнослужащих офицеров начиная с лейтенанта и выше; маршалов, их заместителей и шерифов.

Особенности законодательной власти. Высший орган законодательной власти—двухпалатная Национальная ассамблея (The National Assembley), состоящая из Сената (Senate) (30 членов; избирается всеобщим голосованием сроком на 9 лет) и Палатой представителей (House of Representatives) (64 депутата; избирается всеобщим голосованием сроком на 6 лет). От каждого графства избирается 2 сенатора, каждый из которых обладает правом одного голоса в Сенате. Сенаторы могут переизбираться неограниченное количество раз. После парламентских выборов все сенаторы делятся на 2 категории: сенаторы, получившие большее число голосов, принадлежат к первой категории и должны занимать эту должность 9 лет, в то время как для сенаторов второй категории, т.е. с меньшим числом голосов, первый срок определяется в 6 лет. Таким образом обеспечивается принцип ротации политических лидеров в законодательной сфере. В следующий раз все сенаторы избираются на девятилетний срок. Члены Палаты представителей избираются по избирательным округам. Как сенаторы, так и члены Палаты представителей, которые были избраны на дополнительных выборах, проведенных по причине смерти, отставки и т.п. предыдущего должностного лица, избираются не на полный, а на оставшийся срок, который не дослужил предшественник. Обе палаты обладают правом законодательной инициативы, однако любой законопроект становится законом только после подписания его президентом. Если президент отказывается подписывать закон, то при повторном рассмотрении вето президента может быть преодолено 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат. Тогда закон считается принятым. Для организации своей работы депутаты каждой палаты могут принимать собственные правила, создавать комиссии (ст. 38). Сенат каждые 6 лет избирает президента Pro Tempore, который должен председательствовать в отсутствие вице-президента страны, который является председателем Сената. Палата представителей каждые 6 лет избирает спикера и его заместителя.

Особенности судебной власти. Судебная власть в стране представлена Верховным судом и нижестоящими судами, что время от времени постановляет Национальная ассамблея. Верховный суд является высшим судебным органом, а потому его решения не могут быть пересмотрены или обжалованы другими ветвями власти. Верховный суд состоит из верховного судьи и 4 его помощников. Этих судей назначает президент с согласия Сената на неопределенный срок. Судьи могут быть отстранены от должности с помощью процедуры импичмента или обвинения со стороны Национальной ассамблеи в серьезных нарушениях служебных обязанностей, а также ввиду государственной измены, взяточничества и совершения иных тяжелых преступлений. Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и пр.). Либерия делится на 15 графств: Боми, Бонг, Гбарполу, Гранд-Басса, Гранд-Геде, Гранд-Кейп-Маунт, Гранд-Кру, Лофа, Маргиби, Мэриленд, Монтсеррадо, Нимба, Ривер-Джи, Ривер-Сесс, Синоу. Однако Либерия является унитарным государством, так как полномочия федерального центра и государственных органов графств не разделены. Главы графств назначаются президентом (временно).

Местное управление и самоуправление. Система местного управления в стране малоэффективна. Согласно конституции 1986 г., главы графств назначаются и могут быть в любой момент отстранены от должности президентом, являются представителями последнего, имеют в подчинении совет, члены которого также назначаются главой государства. Городом управляет губернатор. В главных городах избираются мэры. Графства (их 15) делятся на округа и другие административные единицы, управляемые вождями. Представителями местных органов власти также являются племенные вожди, верховные вожди, а также специальные уполномоченные от округов. Эти должностные лица избираются в местных округах на шестилетний срок, могут также быть переизбраны, однако смещены с должности могут быть только президентом. Этническим меньшинствам разрешается та форма самоуправления, которая соответствует их обычаям, однако на практике далеко не всегда удается соблюдать данное право меньшинств. В стране созданы специальные ассоциации по развитию графств, одной из главных функций которых является улучшение системы местного самоуправления.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Либерия до 1847 г. оставалась колонией США, куда последние ссылали освобожденных рабов. Хотя в 1847 г. страна получила независимость, вплоть до 1980 г. ею управляла американская элита, что, несомненно, отразилось на процессе становления государственных демократических институтов. Так, например, конституция 1847 г. была полностью скопирована с американской. По сей день страна является чисто президентской республикой. Однако постоянная борьба за власть между различными племенными группировками друг против друга и американских представителей элиты подрывала развитие демократии в стране, а политическая культура граждан оставалась патриархальной. Кроме того, в Либерии была настолько слабо развита экономика, что стране постоянно приходилось полагаться на иностранные займы, чтобы выжить. Вскоре экономика оказалась в руках иностранных предпринимателей, которые могли себе позволить вкладывать в нее инвестиции. Нестабильная политическая ситуация и несамостоятельность экономики давали право международным организациям и странам-лидерам постоянно вмешиваться во внутренние дела страны. Например, в 1929 г. против Либерии было выдвинуто обвинение в применении принудительного труда. Лига Наций направила в страну несколько миссий для установления фактов. Страну не только обвинили в применении принудительного труда, но и признали нежизнеспособным государством. Лига Наций потребовала установить над Либерией ту или иную форму опеки и передать контроль над ее экономикой в руки американских или европейских экспертов. Иными словами, вновь прозвучало утверждение, что африканцы сами не способны управлять своими делами.

Неудивительно, что в результате в XX в. в Либерии был установлен режим военной хунты (1980—1984), после чего в стране разразилась гражданская война, продлившееся до 2003 г. Авторитаризм оставил свой глубокий след в сознании граждан, определив низкий уровень политической культуры в стране, а война полностью разрушила экономику страны, не дав ей шанса на самостоятельное развитие.

Сейчас Либерия находится под жестким контролем ООН. В восстановлении страны участвует множество международных организаций. Однако в 2005 г. в стране успешно прошли демократические выборы президента после двух лет нахождения у власти временного правительства. Это дает надежду на то, что в стране будет наконец установлено стабильное правление, что создаст определенные предпосылки для развития демократических институтов, ценностей и практик в обществе.

Внутренние конфликты и расколы. Более 7 лет, с декабря 1989 по июль 1997 г., длилась гражданская война в Либерии. По числу жертв на 100 тыс. жителей это одна из самых кровавых войн в Африке. Она стала первой на континенте и по массовому использованию в боевых действиях детей в возрасте 10—15 лет, вооруженных автоматами и беспощадно убивавших и взрослых, и стариков, и своих сверстников. В войне погибло по разным данным 200 — 250 тыс. чел. Начавшись с этнической вражды, имеющей характер схватки между племенами гио и мано, с одной стороны, армией президента Доу и племенем кран — с другой, она переросла в кровавую многолетнюю (14 лет с 1989 по 2003 г.) гражданскую войну. В декабре 1989 г. началось восстание Национального патриотического фронта Либерии (НПФЛ). Эта группировка была настроена на свержение режима Доу, а потому к ней вскоре присоединились многие мано и гио, подвергавшиеся репрессиям при Доу. Для достижения прекращения огня в августе 1990 г. решением Экономического сообщества западноафриканских стран (ЭКОВАС) в Либерию был направлен воинский контингент численностью 3 тыс. чел.

Летом 1992 г. произошло несколько столкновений сил Тейлора и нового участника гражданской войны — Объединенного освободительного движения Либерии за демократию (УЛИМО), где главной силой были сторонники свергнутого режима Доу, их базы находились на территории Сьерра-Леоне. В 1994 г. УЛИМО раскололась на две группировки: в первой оставались представители племени кран под руководством Джонсона, вторая же состояла из членов племени мандинго, мусульман, возглавляемых Кромахом. При Тейлоре многие представители племени кран были подвержены репрессиям.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика