Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Мавритании

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Согласно конституции, Мавритания — неделимая целостная, демократическая, социальная исламская республика. Первая конституция Мавритании была принята в 1960 г. с провозглашением независимости. Второй вариант конституции был принят 12 июля 1991 г. после государственного переворота и просуществовал вплоть до августа 2008 г., когда был совершен очередной государственный переворот. Конституция 1991 г. состоит из преамбулы, 12 глав и 103 статей. Гл. 1 раскрывает общие положения конституционного устройства государства и фундаментальные принципы, акцентируя внимание на правах граждан, на ответственности государства перед гражданами, а также на демократический строй государства, в котором источником закона является народ. Гл. 2 конституции посвящена исполнительной власти, раскрывает структуру, порядок формирования, функции. Законодательная власть раскрывается в гл. 3. Гл. 4 посвящена взаимодействию исполнительной и законодательной ветвей власти, а именно распределению полномочий и ведомств между ними. В гл. 5 раскрывается суть принятия и исполнения договоров и международных соглашений. Гл. 6 посвящена конституционному совету, его структуре, функционированию, формированию. Судебной ветви власти, ее независимости и свободе судей и их обязанностям посвящена гл. 7. Гл. 8 касается Верховного суда Мавритании. Гл. 9 описывает существующие в государстве консультативные органы власти (Верховный исламский совет, Экономический и социальный совет и т.д.). Гл. 10 касается юридического статуса административно-территориальных единиц. Гл. 11 описывает процедуру внесения изменений в конституцию. И заключительная гл. 12 — переходные положения. Необходимо отметить логичную простоту конституции и ее небольшой формат в сравнении с конституциями других стран. Органом, контролирующим соблюдение конституции, является конституционный совет. Также в функции этого органа входит контроль за проведением выборов, референдумов, их соответствие существующему законодательству, объявление результатов выборов и т.д.

Разделение и взаимодействие ветвей власти. Взаимодействие ветвей власти — исполнительной и законодательной — прописано в конституции в гл. 4. Это взаимодействие описано на уровне разделения полномочий между ветвями власти. В ст. 89 п. 1 прописано, что судебная ветвь власти независима от законодательной и исполнительной. Таким образом, в Мавритании существует система разделения властей. Исполнительная власть осуществляется главой государства — президентом, который по конституции является гарантом конституции, и правительством, во главе которого стоит премьер-министр, назначаемый президентом. Законодательная власть осуществляет парламентом, состоящим из Национальной ассамблеи и Сената. Президент назначает членов кабинета министров по рекомендации премьер-министра. Министры не могут занимать никакой иной должности помимо министерской. Правительство несет ответственность перед президентом республики.

Особенности исполнительной власти. Исполнительная власть в Мавритании находится в руках президента и правительства, возглавляемого премьер-министром, который назначается непосредственно президентом. В конституции Мавритании в гл. 2, ст. 26 прописано, что «президент республики избирается сроком на 6 лет прямым, всеобщим голосованием. Он должен быть избран абсолютным большинством голосов. Если абсолютное большинство не достигнуто одним из кандидатов в ходе первого тура голосования, то должен быть проведеЙ второй тур в последующую пятницу, в котором примут участия только два кандидата, занимающие лидирующее положение по итогам первого тура». Президентом республики может стать любой гражданин Мавритании, достигший сорокалетнего возраста и исповедующий ислам. Однако принятая в 2005 г. Конституционная хартия вносит определенные изменения в конституцию, заключающиеся в сокращении президентского срока с 6 до 5 лет. А также ограничение права переизбираться на эту должность — не более 2 раз. По конституции выборы президента должны проводиться не менее чем за 30 дней до истечения срока действующего президента. Одно и то же лицо может избираться на президентский пост неограниченное число раз. Также президент лично аккредитует послов и послов для специальных поручений зарубежных стран. Президент Мавритании по конституции является Верховным главнокомандующим, определяет внешнюю политику страны, подписывает и ратифицирует международные соглашения и договоры, является гарантом конституции. При принятии решений государственной важности он обязан обратиться за помощью в принятии решения к гражданам государства через референдум. Президент назначает премьер-министра и контролирует деятельность кабинета министров, который в Мавритании носит название Совета министров. Министры назначаются президентом по рекомендации премьер-министра. Президент имеет право частично или полностью делегировать свою власть премьер-министру. Кабинет министров несет ответственность перед президентом, а президент перед своим народом. Премьер-министр под руководством президента определяет направление деятельности кабинета, распределяет задания среди министров (ст. 42, п. 2), координирует их деятельность. Министр не может занимать никакую должность в парламенте. Кабинет министров контролирует исполнение законов и постановлений.

Особенности законодательной власти. Законодательная власть согласно ст. 45 конституции принадлежит парламенту. Парламент двухпалатный и состоит из двух палат: Национальной ассамблеи и Сената. Депутаты Национальной ассамблеи (81 чел.) избираются сроком на 5 лет прямым голосованием, депутаты (56 чел.) косвенным, притом 3 из них избираются мавританцами, проживающими за границей, сроком также на 5 лет. Депутаты Сената представляют административно-территориальные единицы государства. Состав обновляется на треть каждые 2 года. Любой гражданин Мавритании, достигший 25-летнего возраста, может быть депутатом в Национальной Ассамблее, и достигший 35-летнего — сенатором. Все депутаты обладают личной неприкосновенностью. Парламент функционирует две сессии: одна в середине ноября, другая в середине мая, каждая из которых длится не более 2 месяцев. Парламент может собраться на экстренное заседание в случае необходимости решить возникшие серьезные вопросы государственной важности. С 1991 г. официально закреплена многопартийная система государства. Разрешены различные политические союзы, партии, объединения. Как прописано в ст. 30, п. 4, президент общается с парламентом посредством специальных обращений, которые не подлежат обсуждению.

Особенности судебной власти. Согласно ст. 89 п. 1 конституции Мавритании судебная ветвь власти независима от исполнительной и законодательной. Гарантом этой независимости является президент республики. Судьи, принимая те или иные решения, руководствуются только законом. Ключевую роль в судебной власти играет Верховный суд, которому посвящена гл. 8 конституции. Согласно ей, Верховный суд формируется из равного числа членов обеих палат парламента, которые выбираются председателями палат.

Территориально-государственное устройство. Мавритания поделена на 12 регионов и один столичный округ — Нуакшот: Адрар, Ассаба, Бракна, Дакхлет-Ноуадхибоу, Гор-гол, Гуидимака, Нодх-эч-Чаргуи, Ходх-эль-Харби, Инчири, Нуакшот, Тагант, Тирис-Земмур, Трарза. В каждом регионе своя система местного управления, под руководством главы администрации. В каждом регионе свой окружной суд.

Местное управление и самоуправление. В каждом регионе своя система местного управления, под руководством главы администрации. В каждом регионе свой окружной суд.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Значительное влияние на формирование политических институтов оказало колониальное владычество Франции на территории современной Мавритании. Так в основу судебной системы государства легла судебная система Франции, к которой прибавился исламский характер государства, приверженность в принятии решений нормам Корана и шариата, как это практикуется в остальных государствах арабского мира. Другим заимствованием у французской государственной системы является Конституционный совет. Однако функции его шире, нежели у аналогичного органа во Франции. Помимо того, что Конституционный суд исполняет свои фактические функции по обеспечению контроля за исполнением конституции, в его компетенцию также входит контроль за проведением выборов, их легитимностью с точки зрения действующего законодательства, объявление итогов выборов.

Внутренние конфликты и расколы. В Мавритании рабство было официально отменено в 1980 г. Однако, по некоторым свидетельствам, некоторые формы рабовладельчества сохранились и существуют до сих пор. По данным Государственного департамента США, в Мавритании около 90 тыс. рабов.

В конце 1970-х гг. началось нарастание расовых волнений, которые резко обострились в 1990-х гг., которые обострялись репрессиями действующего правительства по отношению к населению негритянского происхождения. В 1984 г. к власти приходит Маойя ульд Ахмед Тайя. При нем создается и принимается новая конституция, которая носит достаточно демократический характер. Однако в июне 2003 г. была совершена новая попытка государственного переворота, но она не увенчалась успехом. В ноябре того же года проводятся выборы, на которых снова побеждает Тайя. Его соперник арестовывается и заключается в тюрьму сроком на 5 лет с лишением всех гражданских и политических прав. В августе и сентябре официальные представители мавританского руководства сообщили о предотвращении двух очередных попыток переворота. Основное недовольство касалось нарушения прав и свобод граждан, произвола властей. Приблизительно в это же время нашествие саранчи уничтожает большую часть посевов, что приводит к острому продуктовому кризису.

В 2005 г. новый государственный переворот положил конец более чем 21-летнему жестокому и недемократичному правлению Тайи. К власти приходит Эли ульд Мохаммед Валл, который на тот момент возглавлял Военный совет за справедливость и демократию. Первые настоящие демократические выборы в Мавритании прошли 11 марта 2007 г.. когда к власти легально и официально приходит Мохаммед ульд Шейх Абдаллахи. Однако 6 августа 2008 г. в стране происходит новый переворот, который, по словам его идеологов и лидеров, был поддержан большинством жителей Мавритании, так как он направлен на свержение авторитарного режима.

По своей сути, все совершенные перевороты — это борьба определенных кланов, политических и военных групп за власть, заложниками которой являются граждане государства. Используя в своих переворотах демократические лозунги, обещания восстановить справедливость, создать демократическое общество, лидеры переворотов пытаются найти поддержку своим незаконных действий в обществе. Однако, как показывает практика, ничего не меняется. Один авторитарный режим сменяется другим, процветает нарушение прав и свобод граждан, до сих пор существует рабство, существуют расистские настроения, экономика страны в упадке, нищета, бедность.

Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. Как таковой, официальной идеологии в Мавритании не существует. Различные политические движения, существующие в Мавритании, в качестве ключевой идеи выдвигают построение плюралистического, демократического государства, с защитой прав и свобод граждан.

Религия и государство, роль религии в политике. Религия в Мавритании играет очень серьезную роль. В официальном названии государства четко отмечается религиозный характер государства — Исламская Республика Мавритания. Одно из основных условий при избрании на руководящие должности — это вероисповедание. К примеру, согласно конституции, президентом государства может стать только мусульманин. В стране учрежден Исламский совет, который обладает набором консультативных функций высших государственных лиц республики. Более 99,6% граждан Мавритании — мусульмане. Более того, суды Мавритании опираются на законы шариата, как это происходит в остальных исламских странах.

Особенности партийной системы. В Республике Мавритания действует многопартийная система. По данным на 2003 г., в стране были зарегистрированы около 20 политических партий. Самыми влиятельными являются Объединение за демократию и единство, Республиканская демократическая партия, Союз прогрессивных сил. Первые две партии были основаны в 1991 г., а последняя в 2000 г. — после раскола партии Движение независимых государств.

Политическая роль военных/силовых структур. Силовые структуры Мавритании играют ключевую роль в государстве. Именно они неоднократно совершали перевороты на протяжении полувековой истории независимой Мавритании. Военные структуры государства имеют силь¬ное влияние на все сферы жизнедеятельности государства. В Мавритании существуют следующие рода войск: армия, Военно-морской флот (в том числе морская пехота), Военно-воздушные силы, национальная жандармерия, национальная гвардия, национальная полиция и президентская гвардия. Призывной возраст в стране — 18 лет. Срок службы по призыву составляет 2 года. По данным на 2003 г., военные расходы на ВПК составили 40,8 млн долл., что составляет 3,7% от ВВП.

НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния. В Мавритании, учитывая ее внутригосударственное положение на август — сентябрь 2008 г., достаточно сложно говорить о функционировании каких-либо неправительственных организаций. Однако существуют определенные организации правозащитного характера, функционирующие на данной территории, однако они не получили официального государственного признания.

Mauritanian Association for Human Rights (AMDH) была создана в 1991 г. и не получила официального признания властями. Своей целью ставит защищать права граждан Мавритании, установить контроль за их соблюдением.

Comite de Solidarite avec les Victimes de la Repression en Mauritanie (Committee of Solidarity with Victims of Repression in Mauritania) (CSVRM) возникла в 1990—1991 гг. после серий протестов мавританских женщин на улицах Нуакшота, вызванных репрессиями по отношению к солдатам негроидного происхождения. Своей целью ставит восстанавливать права жертвам репрессий.

Mauritanian League for Human Rights (LMDH) основана в 1986 г. Организация получила официальное признание в год своего основания. Создана профессиональными юристами и адвокатами. В начале своего существования организация пользовалась большим уважением и авторитетом, как в внутри, так и за ее пределами. Однако в последние годы независимость организации от правительства под большим вопросом. Она практически полностью потеряла свое влияние и практически не функционирует. Изначально своей целью ставила защиту прав и свобод граждан Мавритании.

Amnesty International — международная неправительственная организация, занимающаяся защитой прав и свобод граждан по всему миру, проводящая определенные исследования в этой области.

CASMAS (Coalition Against Slavery in Mauritania and Sudan) — неправительственная правозащитная организация, ставящая своей целью искоренить в арабских странах Западной Африки, а именно в Мавритании и Судане, рабство и положить конец рассмотрению негров как товару.

Положение и роль СМИ. В Мавритании, согласно конституции 1991 г. и иным государственным законодательным актам, охраняется свобода слова и печати. Гарантом этой свободы является президент.

Функционирует один телевизионный канал: Телевидение Мавритании (Television de Mauritanie). Канал государственный. Транслирование передач на арабском и французском. Также в Мавритании функционирует единственная радиостанция: Радио Мавритании (Radio Mauritanie). Радиостанция государственная. Ведет трансляцию на арабском и французском. Мавританское информационное агентство — государственное информационное агентство.

Гендерное равенство/неравенство. Мавритания ратифицировала международную конвенцию по правам женщин, но с определенными оговорками. Так как страна является мусульманской, участие женщин в политике и в иных сферах деятельности не приветствуется. Однако, по оценочным данным, около 11% женщин Мавритании занимаются какой-либо трудовой деятельностью на предприятиях, в том числе в сфере сельского хозяйства. В государственном управлении, по данным на 2007 г. HDR, в мавританском правительстве 9,1% женщин обладал министерским портфелем. В Национальной ассамблее было 17,9% от общего числа депутатов составляли женщины, и в Сенате женщины составляли 17,0% от общего числа сенаторов. Показатель достаточно хороший, в особенности если учитывать авторитарный и исламский характер государства.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика