Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Марокко

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Первая конституция Королевства Марокко была обнародована королем Хасаном II в 1962 г. На референдуме 1972 г. была одобрена новая конституция, согласно которой расширялись полномочия парламента и премьер-министра. В 1992 г. был проведен референдум по новой конституции Марокко, лишь незначительно ограничивающей полномочия монарха. Поправки в конституцию Королевства Марокко были внесены в 1996 г. В результате этих поправок был сформирован двухпалатный парламент, создан Конституционный суд, избиратели получили большую возможность влиять на формирование органов власти.

После революционных событий в Тунисе и Египте в на¬чале 2011 г. власти Марокко, опасаясь волнений, выступили с инициативой конституционной реформы. 2 июля 2011 г. состоялся референдум по принятию новой конституции. В голосовании приняло участие 73% избирателей. 98% проголосовавших высказались за принятие нового Основного закона. В Основном законе 180 статей (вместо 108 — в прежней конституции). Одним из важнейших изменений новой конституции стала возможность назначения королем на пост премьер-министра представителя партии, одержавшей верх в парламентских выборах. В новом Основном законе расширены права и свободы других органов власти.

Особенности исполнительной власти. Главой исполнительной власти Марокко является король. Власть передается по наследству. Конституция незначительно ограничивает полномочия короля. Согласно конституции 2011 г., король назначает на пост премьер-министра представителя партии, победившей на выборах.

Особенности законодательной власти. Согласно новой конституции Марокко парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников. Члены Палаты представителей избираются сроком на 6 лет путем прямого и всеобщего голосования. Палата советников, избираемая на 9 лет, на 3/5 своего состава состоит из представителей, избираемых в каждом регионе избирательными коллегиями, состоящими из выборных членов торговых палат, членов, избираемых на национальном уровне избирательной коллегией, состоящей из представителей трудящихся. Полномочия парламента существенно расширяется по сравнению с теми, что содержались в прежней конституции. Правительство теперь подотчетно только законодательному органу (ранее — парламенту и королю), которому принадлежат «исключительные полномочия» в сфере законодательства. Усиливается парламентский контроль правительства.

Территориально-государственное устройство. На практике Королевство Марокко является унитарным государством, поделенным на 14 областей: Великая Касабланка, Шауа-Уардига, Дуккала-Абда, Фес-Булемане, Харб-Шрар- да-Бени-Хссен, Гюльмим-Эс-Смара, Марракеш-Тенсиф- Аль-Хауз, Мекнес-Тафилалет, Восточная, Рабат-Сале-Зем-мур-Заер, Сус-Масса-Дра, Тадла-Азиляль, Танжер-Тетуан, Таза-Аль-Хошейма-Таунате. Три дополнительные области — Уэд-Эддахаб, Будждур и Эс-Самара — находятся на территории Западной Сахары, статус которой окончательно не определен.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. На Марокко с 1912 по 1956 г. распространялся протекторат Франции. Марокко по-прежнему сохраняет серьезную экономическую и культурную зависимость от своей бывшей метрополии. С момента начала приватизации и процесса либерализации в Марокко объем прямых иностранных инвестиций из Франции увеличился. Также усиливается связь между Марокко и ЕС. Так как Марокко является получателем помощи от развитых западных стран, то правительству страны необходимо принимать их условия. В частности, это отразилось в постепенной либерализации экономики и демократизации в политической и социальной жизни государства. В результате была проведена рыночная реформа, конституционная реформа 1997 г., а также социальная реформа, направленная на устранение дискриминации в обществе и уравнивания прав всех граждан. Политическая система Марокко формировалась и развивалась постепенно в силу внутреннего развития страны и в незначительной мере за счет внешнего навязывания.

Внутренние конфликты и расколы. В обществе существует напряженность в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране. В Марокко выделяются отдельные наиболее развитые центры и регионы, такие как Рабат, Касабланка, Фес, другие же районы остаются крайне отсталыми. Во многих районах страны сохраняется племенной строй. Высокая безработица и низкий уровень жизни приводят к проявлению недовольства граждан, выражающегося, прежде всего, в проведении забастовок. Помимо этого, возрастает популярность исламистских идей, фундаменталистские движения становятся более популярными. В 2003 г. в стране был совершен ряд террористических актов с участием террористов-смертников.

Основным открытым конфликтом в Марокко является конфликт вокруг Западной Сахары, территория которой была аннексирована марокканскими войсками в 1975 г. Противодействующими сторонами в конфликте являются западносахарский Фронт Полисарио, пользующийся поддержкой Алжира и Испании, и правительство Марокко. 11 февраля 2011 г. была предпринята попытка мирных переговоров под эгидой ООН, однако они зашли в тупик. 8 ноября 2011 г. было зафиксировано открытое вооруженное столкновение в столице Западной Сахары Лааюне, в результате которого погибли около 700 чел. Правительство Марокко закрыло иностранным журналистам и любым представителям иностранных держав доступ на территорию Западной Сахары. 16 ноября ООН осудила действия Марокко. В этот же день была предпринята очередная попытка проведения мирных переговоров по данному конфликту, однако она также не была успешна. Тем не менее стороны согласились продолжить переговоры. По данным «Барометра конфликтов» на 2011 г., данному конфликту присвоена степень 3.

Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. В Марокко не существует официальной идеологии. Политическая система страны на протяжении длительного времени строилась на основе законов ислама, а власть короля была фактически неограниченна. Современное руководство страны провозглашает свою приверженность либерально-демократическим принципам. В последние десятилетия отмечается рост популярности движений исламистского толка. Правительство старается не допустить усиления влияния фундаменталистов. В мае 2003 г. в Марокко произошло несколько террористических актов с участием террористов-смертников.

Религия и государство, роль религии в политике. Согласно новой конституции 2011 г., король сохраняет статус религиозного главы страны. Положения конституции, относящиеся к исламу, не подлежат каким-либо изменениям и пересмотру. Почти 99% населения являются приверженцами ислама (преимущественно суннизма), поэтому ислам оказал и продолжает оказывать значительное влияние на политическое развитие Марокко, а судебная система основана на исламском законодательстве.

Религиозный характер монархии Марокко в определенной степени сдерживает распространение фундаментализма в стране. Вместе с тем с 1970-х гг. усугубление экономического и политического кризиса и рост безработицы привели к росту популярности идей исламского фундаментализма. В 1990-х гг. в Марокко усилились исламистские движения. Основным требованием большинства исламистов является проведение социальных и политических реформ в стране в соответствии с нормами Корана. На прошедших 26 ноября 2011 г. выборах в Марокко победу одержала умеренно фундаменталистская Партия справедливости и развития.

Особенности партийной системы. В Марокко сложилась многопартийная система: зарегистрировано порядка 30 легальных партий, большинство из которых объединяются в блоки. Среди наиболее влиятельных партий и движений Марокко следует отметить следующие: Партия «Истикляль» («Независимость») — националистическая партия, возникшая в 1943 г. и выступавшая с критикой королевского режима. Партия выступает за демократизацию общества, повышение уровня жизни населения, обеспечение равных прав для всего населения. Члены партии заявляют о приверженности исламу и конституционной монархии. По результатам парламентских выборов 2011 г. «Истикляль» получила 45 мандатов в парламенте (в нижней палате); Конституционный союз был создан в 1983 г. и объединил приверженцев конституционной монархии и сторонников короля Хасана II. Члены союза выступают с требованиями дальнейшей либерализации, сокращения государственного вмешательства в экономику, улучшения сферы социального обеспечения; Народное движение — консервативная партия, образованная в 1957 г., выступающая за «марокканизацию» экономики, развитие сельского хозяйства, повышение жизненного уровня коренного населения страны; Национально-демократическая партия, созданная в 1981 г., поддерживала режим короля Хасана II. Объединяет сторонников конституционной монархии из числа предпринимателей и высших государственных чиновников; Социалистический союз народных сил (ССНС) — в 1959 г. от партии «Истикляль» отделилось ее радикальное крыло (Национальный союз народных сил), которое выступало против абсолютной власти, требовало «истинной» демократизации, социального равенства и национализации экономики. В 1974 г. на базе Национального союза народных сил был сформирован ССНС, ныне являющийся ведущей оппозиционной партией Марокко; Национальное объединение независимых — центристская партия, созданная в 1978 г. и поддерживавшая короля Хасана II. В начале 1980-х гг. партия заявила о переходе в «официальную» оппозицию; «Справедливость и благоденствие» — исламистское движение, возникшее в начале 1990-х гг. и находящееся под запретом; Легальная Партия справедливости и развития, апелли¬рующая к нормам ислама, на парламентских выборах 2007 г. получила 46 мест. На парламентских выборах в ноябре 2011 г. партия одержала победу и получила 80 из 395 мест.

Политическая роль военных/силовых структур. Современный политический режим Марокко является гражданским. НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния. В Марокко наиболее влиятельными являются круги, близкие к королю. В связи с тем, что в обществе до сих пор сохраняются тесные племенные связи, в политической системе страны активно используются неформальные схемы продвижения интересов. По законодательству в Марокко свободно могут действовать неправительственные организации, однако на практике их деятельность ограниченна, поскольку для создания НПО требуется одобрение правительства. В конституции закреплено право граждан на создание различных объединений.

С начала 1990-х гг. в Марокко растет влияние общественных организаций по правам человека. В стране также существует большое количество профсоюзов, которые являются наиболее значительными группами гражданского политического влияния. Крупнейшее профсоюзное объединение — Марокканский союз труда, насчитывающий порядка 300 тыс. членов. В противовес этому союзу в 1960 г. был создан Всеобщий союз трудящихся, количество членов которого в 2000 г. достигло 100 тыс. Кроме того, с 1978 г. в Марокко действует Демократическая конференция труда, в которую входит 150 тыс. членов.

Конституция закрепляет право граждан на проведение забастовок. Для проведения общественных собраний и манифестаций требуется разрешение министерства внутренних дел. Также в стране усиливается влияние фундаменталистских организаций. Положение и роль СМИ. В Марокко теле- и радиовещание контролируется государством, вещание осуществляется на арабском, французском и берберском языках.

Ведущей компанией является «Радио и телевидение Марокко», которая выпускает в эфире радио- и телеканал. Также существуют частично контролируемые государством телеканалы «2М», «ал-Магрибийа» и частный «Меди 1 Сат» с марокканскими и французскими собственниками. Эта же группа собственников владеет коммерческой радиостанцией «Меди 1», которая находится на ведущих ролях вместе с государственной радиостанцией «РТМ». В стране широко используется оборудование для приема сигнала арабских и французских телеканалов и радиостанций, ведущих вещание через спутники.

В числе печатных СМИ можно выделить государственный ежедневник «ал-Анбаа», частично государственную газету «Ле Матен», а также частные ежедневники «ал-Масса», «Ассаба», «Либерасьон», «Экономист» и еженедельники «Журналь» и «Телкель». Необходимо отметить, что низкий уровень грамотности объективно препятствует развитию данного сегмента рынка СМИ, при этом между печатными СМИ очень высока конкуренция на рекламном поле. Ведущим новостным агентством Марокко является государственное «Магреб Араб Пресс».

В 2004 г. в Марокко был принят закон, предусматривающий открытие системы вещания для частного капитала, что предположительно должно способствовать устранению государственной монополии в этой области. Несмотря на подобный шаг, СМИ в Марокко не являются полностью свободными. По результатам опросов, 80% журналистов не считают, что могут свободно готовить материал на любые темы, в основном ограничения касаются политических вопросов, прежде всего монархии, правительственных решений, коррупции и Западной Сахары. Периодически в стране происходят аресты журналистов и высылка иностранных журналистов. Также некоторые выпуски независимых и исламистских печатных изданий попадают под запрет.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика