Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Сьерра-Леоне

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Действующая конституция Сьерра-Леоне была ратифицирована Палатой представителей 2 июля 1991 г. и затем принята на всенародном референдуме 23 — 30 авгус¬та 1991 г. С переворота 1992 г. до проведения всеобщих президентских и парламентских выборов в 1996 г. действие конституции было приостановлено. Военный переворот 1997 г. вновь приостановил ее действие, которое было возобновлено в феврале 1998 г. В 2001 г. был принят Акт (поправок) к конституции Сьерра-Леоне.

Гл. III конституции Сьерра-Леоне посвящена признанию и защите основных прав и свобод человека. Согласно ст. 15, каждый индивид на территории Сьерра-Леоне «вне зависимости от расы, племени, места рождения, политических взглядов, цвета кожи, убеждений или пола» обладает следующими правами и свободами: 1) право на жизнь, свободу, безопасность личности, владение имуществом, защиту закона; 2) свобода совести, выражения, собраний и ассоциаций; 3) право на уважение частной и семейной жизни; 4) право на защиту от изъятия имущества без компенсации.

Дальнейшие статьи этой главы посвящены защите основных прав и свобод, среди которых также называется свобода передвижения, защита от рабства и принудительного труда, бесчеловечного обращения и дискриминации (ст. 18, 19, 20, 27).

По форме правления Сьерра-Леоне является президентской республикой, глава государства — президент, избираемый всенародно на пятилетний срок. На президентских выборах 14 мая 2002 г. победу одержал Ахмад Теджан Кабба.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Глава государства, являющийся к тому же главой исполнительной власти, и парламент избираются на всеобщих выборах, что указывает на их независимость друг от друга по источникам формирования. Состав правительства формируется президентом с одобрения высшего органа законодательной власти. Парламент по инициативе трети своих членов может выдвинуть президенту обвинение в нарушении конституции или злоупотреблении полномочиями, которое, будучи принятым 2/3 голосов, послужит основанием для созыва специального трибунала председателем Верховного суда. Трибунал, состоящий из председателя и еще 4 судей, назначенных председателем Верховного суда, проводит расследование, и в том случае, если он решит, что обвинение обоснованно, парламент может 2/3 голосов признать президента виновным, после чего глава государства должен уйти в отставку.

Президент не вправе распускать парламент, также он не обладает правом законодательной инициативы. В то же время правом законодательной инициативы наделены министры. Президент назначает председателя и других судей Высшего суда по согласованию с Комиссией по судебным и законодательным вопросам и с одобрения парламента.

Особенности исполнительной власти. Согласно конституции Сьерра-Леоне, исполнительная власть в стране принадлежит президенту республики, который осуществляет ее непосредственно либо через членов кабинета министров и заместителей министров.

Президент Сьерра-Леоне избирается всенародным голосованием на пятилетний срок, одно и то же лицо не может занимать должность президента более 2 сроков. Кандидаты в президенты выдвигаются политическими партиями, победившим считается кандидат, набравший не менее 55% голосов. Если ни один из кандидатов не набирает такого количества голосов, объявляется второй тур выборов для двух кандидатов с наилучшими результатами в первом туре. Второй тур должен быть проведен не позднее чем через 14 дней после официального оглашения результатов первого тура. Победу одерживает кандидат, набравший во втором туре относительное большинство голосов.

Президент является главой государства, исполнительной власти и Верховным главнокомандующим, а также выполняет представительские функции, будучи символом национального единства и суверенитета, защитником конституции, гарантом независимости нации и территориальной целостности государства и обеспечивая уважение международных договоров и соглашений. В сферу полномочий президента входят: 1) конституционные вопросы, касающиеся законов и законопроектов; 2) отношения с иностранными государствами; 3) аккредитация послов и учреждение основных представительств государства за рубежом; 4) исполнение договоров, соглашений или конвенций от имени Сьерра-Леоне; 5) право помилования; 6) присуждение титулов и наград; 7) объявление войны и др.

Вместе с президентом избирается вице-президент, который в случае смерти, отставки или отстранения от должности действующего президента занимает его должность до следующих выборов. Кабинет состоит из президента, вице-президента и министров и призван давать советы президенту по управлению государством, а также определять основную политику правительства. Он несет коллективную ответственность перед парламентом за свои решения, а также за действия любого министра, совершенные им при исполнении служебных обязанностей. Министры назначаются президентом и утверждаются парламентом, кандидат на пост министра должен соответствовать требованиям, выдвигаемым для члена парламента, но не занимать названную должность.

Конституция устанавливает также должности генерального прокурора, министра юстиции и генерального солиситора (главного государственного защитника). Особенности законодательной власти. Законодательная власть осуществляется однопалатным парламентом Сьерра-Леоне, который включает президента, спикера и членов парламента. Согласно конституции, в состав парламента входят: 1) по одному представителю от каждого округа, избираемого верховными вождями из своего состава; 2) члены парламента, избираемые на всеобщих выборах тайным голосованием. Число членов парламента не должно быть меньше 60; по действующему законодательству парламент состоит из 124 членов, 12 из которых представляют округа Сьерра-Леоне.

Всеобщие выборы проводятся каждые 5 лет по пропорциональной избирательной системе. Депутатом может быть избран совершеннолетний гражданин Сьерра-Леоне, имеющий хорошее знание английского языка и являющийся членом политической партии. В парламент не могут быть избраны члены учрежденных конституцией комиссий и лица, служащие в вооруженных силах. Парламент собирается на очередные сессии, которые должны проводиться не менее одного раза в год таким образом, чтобы временной промежуток между закрытием одной сессии и открытием новой не превышал 12 месяцев. Внеочередные заседания могут быть созваны президентом республики либо по требованию не менее 20% членов парламента.

Парламент самораспускается по истечении 5 лет со времени его первого заседания после всеобщих выборов. Однако при действии в стране чрезвычайного положения, когда по решению президента невозможно проведение очередных выборов, парламент может продлить срок своих полномочий, причем каждый раз не более чем на 6 месяцев. Работу парламента организует спикер, который избирается 2/3 голосов членов парламента.

Парламент является высшим законодательным органом в стране. Большинство законопроектов принимается простым большинством голосов, после чего они подлежат подписанию президентом республики. Подписанные главой государства законопроекты приобретают силу закона и вступают в действие после опубликования в государственной газете «Гэзетт». В случае, если президент отказывается подписать законопроект, он возвращается в парламент. Если затем законопроект принимается 2/3 голосов членов парламента, он становится законом. Парламент обладает исключительным правом вносить изменения в конституцию Сьерра-Леоне, причем законопроект, предусматривающий изменение, также должен быть одобрен не менее чем 2/3 голосов членов парламента. Законопроект, предусматривающий введение новой конституции, должен после принятия его в парламенте быть одобрен на всенародном референдуме. Парламент Сьерра-Леоне обладает определенными полномочиями в финансовой сфере: он устанавливает налоги, принимает бюджет государства и выполняет контрольную функцию. Члены парламента обладают иммунитетом, они освобождены от обязанности дачи показаний и участия в жюри присяжных.

Особенности судебной власти. Судебная власть в Сьерра-Леоне представлена Высшим судом, который состоит из Верховного суда, Апелляционного суда и Высокого суда и возглавляется председателем Высшего суда. Верховный суд состоит из председателя Высшего суда, 4 судей Верховного суда и других судей Высшего суда, а также судей Высшего суда другого государства, имеющего такую же правовую систему, и является последней апелляционной инстанцией. Он занимается интерпретацией конституции и осуществляет контроль над ее соблюдением, а также выполняет контрольную функцию по отношению ко всем судам Сьерра-Леоне. В состав Апелляционного суда входят председатель Высшего суда, не менее 7 судей Апелляционного суда и такое количество судей Высшего суда, которые могут быть временно введены в состав суда по требованию председателя. Апелляционный суд занимается рассмотрением апелляций на решения низших инстанций, а также на решения Высокого суда. Высокий суд состоит из председателя Высшего суда, не менее 9 судей Высокого суда и такого количества судей Высшего суда, которые могут быть временно введены в состав суда по требованию председателя. В его юрисдикцию входят гражданские и уголовные дела, а также трудовые споры, административные жалобы, жалобы против правительства. Высокий суд осуществляет также контрольную функцию над деятельностью нижестоящих судов.

Председатель и все судьи Высшего суда назначаются президентом после совещания с Комиссией по судебным и законодательным вопросам, а их кандидатуры должны быть одобрены парламентом. Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и пр.). Хотя конституцией не устанавливается тип территориально-государственного устройства, Сьерра-Леоне представляет собой унитарное государство. Страна разделена на Западную область (г. Фритаун с пригородами) и три провинции: Восточную в составе округов Кайлахун, Кенема, Конно, административный центр — Кенема; Северную в составе округов Бомбали, Камбиа, Койнадуга, Порт-Локо, Тонколили, административный центр — Макени; Южную в составе округов Бо, Бонте, Мойамба, Пужде-хун, административный центр — Бо.

Местное управление и самоуправление. Конституция 1991 г. практически не содержит положений, касающихся местного управления. В 2004 г. был принят закон «О местном управлении», что, по мнению некоторых экспертов, является важнейшей структурной реформой со времени обретения независимости. Органами местного управления являются 5 городских советов, 12 окружных советов и один Совет крупного города (Фритаун), а также традиционные институты власти в лице верховных вождей, положение которых закреплено конституционно (ст. 72).

В колониальный период местное управление носило непрямой характер, т.е. администрация округов и традиционные институты власти получали полномочия от центрального колониального правительства. С провозглашением независимости структура местного управления фактически не изменилась, хотя и была дополнена выборами в советы местного управления, которые, однако, были отменены уже в 1972 г.

Закон 2004 г. создал необходимые предпосылки для процесса децентрализации. Был введен принцип избираемости местных советов, полномочия которых существенно расширились. Согласно новому законодательству, в их компетенцию входят: 1) здравоохранение; 2) начальное и среднее образование; 3) сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство; 4) водоснабжение и канализация; 5) коммунальная инфраструктура; 6) дороги и водные транспортные коммуникации; 7) регулирование местной торговли; 8) земельный кадастр.

Второй составляющей местного управления является институт верховных вождей, в полномочия которого входят обычное право, обеспечение общественного порядка, регулирование пользования землей, забота о сохранении обычаев и традиций. Вождь может быть смещен президентом после соответствующего решения Комиссии по расследованиям.

 

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика