Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Сомали

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Первая конституция Сомали была принята 1 января 1961 г., поправки были внесены 25 августа 1979 г. (фактически была принята новая конституция), и в 1984 г. конституция 1979 г. была принята всенародным референдумом. Изменения по сравнению с конституцией 1961 г. касались исполнительной власти. Конституция 1979 г. (с поправками 1984 г.) предусматривала наличие в стране президентской системы, согласно которой президент, являющийся главой Совета министров, избирал его членов. Конституция предписывала проведение выборов в органы законодательной власти по крайней мере каждые 5 лет и предоставляла возможность президенту распускать состав однопалатной Национальной ассамблеи по его усмотрению. На практике ни одно из положений конституции не соблюдается с момента начала гражданской войны в 1991 г. Иные конституционные законы отсутствуют. Переходное правительство (созданное в 2004 г.) не представило проектов конституции, самопровозглашенные субъекты на территории Сомали также не имеют конституционных законов.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. В связи с отсутствием легитимного и признанного всеми гражданами Сомали единого правительства разделение и взаимодействие властей продолжает оставаться одним из вопросов, обсуждаемых на переговорах по примирению в Сомали. Формально главой будущего государства Сомали должен являться избранный Переходным правительством президент, который имеет право назначать премьер-министра. По решению Конференции по примирению в Сомали от 20.08.2004 г., проходившей в Кении, президент избирается Переходным правительством (де-факто). Любой из членов Национальной ассамблеи (Переходного правительства) может снять с себя полномочия депутата или быть освобожден от поста голосованием 2/3 депутатов. Законодательство на настоящий момент отсутствует, но формально Переходное правительство может вносить проекты законов, которые, в случае их принятия, должны бьггь одобрены президентом. Действующие с 2007 г. исламистские власти проектов законодательства не представили.

Особенности исполнительной власти. В период до 1991 г. главой исполнительной власти Сомали являлся президент, который располагал обширными полномочиями. С 1 июля 1974 по 27 января 1991 г. президентом страны являлся Мохамед Сиад Барре, который фактически установил в стране военную диктатуру.

По конституции 1979 г., президент избирался на срок 6 лет с возможностью возобновления полномочий по истечении этого срока путем голосования большинства членов Национальной ассамблеи в 2/3 голосов. Поправки, внесенные в конституцию в 1984 г., предусматривали, что президент должен избираться прямым народным голосованием на срок 7 лет. Первые президентские выборы с учетом этих поправок были проведены в 1986 г., на которых единственный кандидат, Сиад Барре, получил 99,9% голосов. По конституции, президент имел право ведения внешней политики, объявления войны, объявления чрезвычайной ситуации, выступал главнокомандующим вооруженными силами страны, мог назначать одного или более вице-президентов, председателя Верховного суда, до 6 членов законодательных органов, членов Совета министров, а также распускать состав органов законодательной власти до истечения срока их полномочий.

С 29 января 1991 по 3 января 1997 г. президентом страны формально являлся Али Махди Мухаммед, представлявший интересы Единого сомалийского конгресса и Альянса спасения Сомали. С 15 июня 1995 по 1 август 1996 г. полномочия президента страны также осуществлялись Мохаммедом Фарахом Хасаном Айдидом (фактически было перекрестное исполнение полномочий президента двумя лицами, зачастую враждовавшими между собой, что усиливало распад исполнительной власти). 2 августа 1996 г. Мохаммед Фарах Хасан Айдид передал свои полномочия своему сыну Хусейну Мохаммаду Фараху Айдиду, который исполнял свои полномочия до 20 марта 1998 г. Оба президента представляли интересы группировки Объединенный сомалийский конгресс, входивший в Сомалийский национальный альянс. После начала конференций по примирению в Сомали в 2000 г., были предприняты попытки избрать легитимного президента.

Особенности законодательной власти. В настоящее время на территории Сомали де-факто существует несколько самопровозглашенных государственных образований, параллельно ведутся переговоры о создании единого правительства. На момент ноября 2011 г. на территории Сомали существовало избранное в 2004 г. (20 августа) на конференции по примирению Сомали, проходившей в Кении, Переходное правительство (Национальная ассамблея), однако оно не признано легитимными многими этническими кланами, которые де-факто осуществляют полномочия власти в стране. В Ассамблее заявлено 275 мест, из них 244 назначаются 4 основными кланами (по 61 представителю от каждого), 31 место отдано субкланам и независимым неклановым представителям. Ассамблея является однопалатным органом законодательной власти Переходного правительства, срок ее полномочий составляет 5 лет.

В отношении полномочий членов Ассамблеи известно, что они обладают право выйти из состава Ассамблеи по своему желанию, а также могут быть лишены своих полномочий при голосовании 2/3 членов Ассамблеи. Также известно, что депутаты Ассамблеи не обязаны раскрывать источники своих доходов публично. Четкие полномочия Ассамблеи не определены, так как все вопросы полномочий и любых действий законодательной власти (не признанной многими сомалийскими кланами) являются предметом продолжающихся переговоров по перемирию в Сомали.

Особенности судебной власти. Попытки унификации судебной власти и кодексов проводились в 1970-х гг. при режиме Сиада Барре. В 1973 г. был утвержден единый Гражданский кодекс, который резко ограничивал действие шариата и сомалийского традиционного права (особенно в области наследования, личных контрактов, прав на воду и возделывание земли), а также запрещал кровную месть и кровную расплату («дийя»), которые предусматривались традиционными судами. Были отменены права кланов на земли, водные пространства и пастбища. В настоящее время эти положения не соблюдаются.

По законодательству 1962 г., все суды страны делились на суды 4 инстанций: Верховный суд, Апелляционные суды, региональные суды и районные суды. Суды шариата были устранены, однако государственным судам предписывалось принимать во внимания рекомендации судов шариата. С 1991 г. эта система находится в упадке и не функционирует.

После начала гражданской войны в 1991 г. и до настоящего момента на территории Сомали судебная власть осуществляется судами шариата и местными советами старейшин, также часть полномочий судов выполняется представителями этнических кланов, которые доминируют на определенной территории. Единой судебной системы в стране нет.

Территориально-государственное устройство. По конституции 1979 г., Республика Сомали являлась унитарным государством, и территория Сомали была разделена на 18 регионов (гоболов — сом.): Авдаль, Бакол, Банадир, Бари, Бэй, Гальгудууд, Гедо, Хиираан, Джуббада-Хузе, Шабеллаха- Хосе, Мудуг, Джуббада-Дехе, Шабеллаха-Дехе, Нугаал, Санааг, Соол, Тогдир, Вокойи-Галбеед. Однако после начала гражданской войны такое территориальное деление перестало соблюдаться. В настоящий момент четкие границы районов страны не определены, территории оспариваются вооруженным путем враждующими группировками и кланами. По различным данным, существуют 27 регионов, на севере территории Сомали объявили территориальные претензии самопровозглашенные государственные формирования Пунтленд, Сомалиленд, Гальмудуг и Маахир.

Местное управление и самоуправление. В настоящее время на территории Сомали существуют самопровозглашенные государственные формирования Пунтленд, Сомалиленд, Гальмудуг и Маахир, в рамках которых четкое деление административных единиц отсутствует, и их полномочия не установлены. Не признаваемое большинством граждан Переходное правительство (созданное в 2004 г. на конференции по примирению) заявляет о приверженности делению регионов по конституции 1960 и 1979 гг. На практике местное самоуправление находится в руках вооруженных формирований, этнических кланов, а также традиционных советов старейшин и исламских судов (суды шариата).

 

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика