Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Танзании

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. За период с 1961 г., когда была провозглашена независимость Танганьики, по 1977 г., когда была принята постоянная конституция Объединенной Республики Танзания, Танзания сменила пять конституций: Конституция независимости — первая конституция независимой Танганьики была введена в действие 9 декабря 1961 г. прокламацией английского генерал-губернатора и представляла собой приложение к Конституционному приказу в Совете — акту английской короны, которым юридически оформлялось утверждение первой конституции в государствах, бывших английскими колониями. Танганьика провозглашалась доминионом в рамках Содружества Наций. Законодательные полномочия английского парламента на ее территории отменялись. Высшим законодательным органом стало Национальное собрание (НС), однако главой государства оставалась английская королева, представленная в стране назначавшимся ею генерал-губернатором.

Республиканская конституция. 9 декабря 1962 г. Учредительное собрание Танганьики приняло новую конституцию, по которой Танганьика провозглашалась суверенной республикой. Главой государства и правительства объявлялся президент республики, он же становился главнокомандующим вооруженными силами. Конституция 1962 г. сохранила некоторые черты модели английского парламента, а именно — систему выборов в парламент и в местные органы власти, приспособленную к многопартийной системе, в соответствии с которой предусматривалась организация высших органов государственной власти и управления.

Временная конституция Объединенной Республики Танганьика и Занзибара. 1964 г. В связи с образованием в апреле 1964 г. Объединенной Республики Танзания в конституцию 1962 г. были внесены изменения, предусматривающие разграничение компетенций между союзными органами ОРТ и государственными органами Занзибара; о представительстве Занзибара в союзном правительстве и парламенте. Видоизмененная конституция получила название Временной конституции Объединенной Республики Танзании и Занзибара 1964 г.

Временная конституция 1965 г. 8 июля 1965 г. вступила в силу новая Временная конституция. В нее впоследствии (она действовала 12 лет) были внесены многочисленные поправки и дополнения, самые существенные — после принятия Арушской декларации. В конституции 1965 г. нашли отражение некоторые черты, характерные для конституционного законодательства тех африканских стран, которые декларировали социалистическую ориентацию, а именно: прокламация принадлежности политической власти народу; закрепление положения о том, что народ осуществляет эту власть через свою революционно-демократическую партию; закрепление в конституции руководящей роли революционно-демократической партии, являющейся единым национально-демократическим фронтом всех революционных сил страны и служащей политической основой государства; формулирование в основном законодательстве нового социально-правового положения гражданина; запрещение расовой, национальной и племенной дискриминации; закрепление за народом государственной собственности в качестве основы развития государства по некапиталистическому пути. В этой конституции получила дальнейшее развитие тенденция усиления и централизации исполнительной власти, — вся полнота власти сосредоточена в руках президента.

Постоянная конституция Объединенной Республики Танзания 1977 г., с рядом поправок действует до настоящего времени. Она была принята Национальным собранием 25 апреля 1977 г. Она состоит из преамбулы и 10 глав. Всего в конституции 152 статьи, что делает ее одной из самых длинных в мире. В нее 14 раз вносились изменения и дополнения. Тем не менее назревает необходимость новых изменений в конституции. Например, в ней до сих пор Танзания определяется как страна социалистической ориентации, в то время как правительство осуществляет принципы и практику свободного рынка.

Конституция провозглашает в качестве основных принципов политической системы демократию и социализм. Государство должно «управляться обществом на основе принципов демократии и социализма» (преамбула). Одним из этапов развития демократических прав и свобод явилось внесение в конституцию ОРТ в 1984 г. ряда статей, получивших название Билль о правах. Именно это дополнение юридически закрепило такие основополагающие права и свободы человека, как право на жизнь, свободу личности, неприкосновенность частной жизни, равенство перед законом для всех мужчин и женщин независимо от расы, религии и социального положения, свободу передвижения, свободу слова, совести и т.д. Гражданам предоставляется также право на труд, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, принудительный труд запрещен; право участвовать в управлении делами государства: получение образования и информации (ст. 12 — 19). В статьях об обязанностях граждан (25 — 28) говорится о соблюдении конституции; защите свободы, суверенитета, территориальной целостности страны, государственного имущества. До 1992 г. в конституции была закреплена руководящая роль Революционной партии. В 1992 г. была внесена поправка о введении в стране многопартийной системы.

По форме государственного устройства Танзания — федерация, членами которой являются Танганьика и Занзибар. К ведению федеральных органов относятся: изменения конституции; внешние сношения; оборона; гражданство; внешняя торговля; транспорт и связь; денежное обращение; высшее образование и др. Занзибар имеет собственную конституцию (от 12 января 1980 г., с поправками 1984 г.), свои органы власти и управления и судебную систему.

Танзания является президентской республикой. Ст. 3 конституции Танзании определяет Объединенную Республику как «демократическое и социалистическое государство, которое придерживается принципа многопартийной демократии».

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. В Танзании конституционно закреплен принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Законодательная власть принадлежит совместно однопалатному парламенту и президенту Танзании. Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством Танзании (кабинетом министров во главе с премьер-министром). Судебная власть осуществляется судами.

Президент является главой государства и правительства, а также главнокомандующим вооруженными силами (ст. 33). Президент назначает и смещает премьер-министра, председательствует на заседаниях правительства и несет ответственность за формирование кабинета министров. Он созывает и распускает Национальное собрание, назначает часть его членов, объявляет состояние войны и чрезвычайное положение (ст. 32), обладает правом отлагательного вето в отношении законопроектов, принимаемых Национальным собранием и правом помилования (ст. 45). Во время пребывания на посту президент обладает иммунитетом от уголовного и гражданского преследования со стороны закона. Президент имеет право распускать Национальное собрание только в случаях, предусмотренных конституцией (ст. 90), например, в случае отказа НС утвердить бюджет, предложенный правительством. Президент обязан не позднее чем через 14 дней после вступления в должность назначить на должность премьер-министра члена партии, набравшей большинство мест в Национальном собрании Танзании. Если ни одна из партий не набрала большинства мест, то премьер-министр избирается большинством голосов парламента. Премьер-министр несет непосредственную ответственность перед президентом Танзании. Министры правительства несут коллективную ответственность перед Национальным собранием Танзании.

В случае если представленный на одобрение президента законопроект не получает его одобрения, то он возвращается на доработку в Национальное собрание Танзании, которое спустя 6 месяцев снова возвращает законопроект президенту. В том случае, если законопроект после того, как был возвращен президентом, принимается парламентом до истечения 6-месячного срока, то президент обязан подписать его в течение 21 дня. Иначе президент обязан распустить парламент. Национальное собрание может вынести вотум недоверия как президенту, так и правительству Танзании. Судьи Верховного суда (5 членов) назначаются президентом.

Особенности исполнительной власти. Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством Танзании (кабинетом министров во главе с премьер-министром). Президент назначает вице-президента и министров, включая премьер-министра, из числа членов Национального собрания.

Вице-президент является непосредственным помощником и поверенным в дела президента. Вице-президент не может одновременно являться членом парламента, премьер-министром Танзании или президентом Занзибара. Вице-президент приступает к исполнению своих обязанностей одновременно со вступлением президента Танзании в должность.

Кабинет министров Танзании состоит из вице-президента, премьер-министра, президента Занзибара и министров. Президент имеет право присутствовать на заседаниях кабинета. В случае его отсутствия его место занимает вице-президент, а в случае отсутствия вице-президента — премьер-министр. Кабинет выполняет совещательную функцию при президенте Танзании. Генеральный прокурор, являясь членом парламента, присутствует на заседаниях кабинета и имеет все права, которыми наделены министры, за исключением права голоса. Генеральный прокурор является советником правительства по правовым вопросам.

Все министры кабинета назначаются президентом после проведения консультаций с премьер-министром. Президент также может назначить любое количество заместителей министров после проведения консультаций с премьером. Причем заместители не являются членами кабинета министров. Министры и заместители министров должны назначаться из числа членов парламента. Президент определяет срок пребывания министров и заместителей министров на их должностях.

Президент Занзибара — глава исполнительной власти, он возглавляет правительство и является председателем Революционного совета Занзибара. Выборы президента и членов ПП проводятся, как правило, одновременно с общесоюзными выборами. Президент избирается всеобщим и прямым голосованием сроком на 5 лет. Он обладает широкими полномочиями: является председателем Революционного совета, назначает всех его членов, часть Палаты представителей, высших гражданских служащих и судей, осуществляет право помилования. Кабинет министров революционного правительства состоит из главного министра, министров и других членов, которыми могут быть как члены Национального собрания ОРТ от Занзибара и Палаты представителей, так и рядовые граждане.

Президент Танзании избирается народом, всеобщим, прямым голосованием сроком на 5 лет и может находиться на своей должности два срока. Любое лицо, достигшее возраста 40 лет, являющееся гражданином страны по рождению в соответствии с Законом о гражданстве 1995 г., являющееся членом политической партии и выдвигаемое от самой партии, может быть избрано президентом Танзании (ст. 38 — 40). Тот факт, что человек, являлся президентом Занзибара, не может быть основанием для лишения его права баллотироваться на пост президента ОРТ. Если вице-президент замещает президента в течение менее 3 лет, то он вправе в дальнейшем дважды претендовать на пост президента; если же вице-президент занимает этот пост 3 года и более, то он вправе лишь один раз побороться за пост президента.

Имена кандидатов, участвующих в выборах президента, должны быть представлены Избирательной комиссии до срока, указанного в законе о выборах принятом парламентом Танзании. Кандидаты, претендующие на пост президента, должны собрать определенное количество голосов, необходимое для участия в выборах. Выборы президента назначаются Избирательной комиссией в соответствии с положениями закона о выборах, принятого парламентом Танзании.

Любой из кандидатов считается избранным на пост президента, если он набрал более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. В противном случае проводится второй тур выборов.

Победивший на выборах должен занять пост президент как можно раньше, но не ранее чем через 7 дней. Если страна находится в состоянии войны, то президентский срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Президентские и парламентские выборы проходят одновременно. Согласно базе данных Polity-IV, которая отражает динамику политических режимов стран мира в период после 1945 г., индекс демократичности танзанийской политики в 2005 — 2006 гг. составлял 3 (высший балл — 10). Тем не менее эксперты отмечают, что передача президентской власти в ОРТ происходит мирным путем, в соответствии с конституцией страны.

 

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика