Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Замбии

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Конституция Демократической Республики Замбия была принята 24 августа 1991 г. В 1996 г. в конституцию были внесены изменения, ограничивающие доступ граждан к праву выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах (в соответствии с поправками кандидатом в президенты мог стать гражданин Замбии не менее чем в третьем поколении).

В конституции Замбия объявляется суверенной демократической республикой. Согласно ст. 1 конституции и преамбуле к конституции, Замбия представляет собой унитарное, неделимое, многопартийное, суверенное демократическое государство с республиканской формой правления.

Согласно ст. 79, предложение о поправке к конституции может быть инициировано парламентом Замбии и должно быть принято по крайней мере 2/3 присутствующих членов парламента. В конституции зафиксированы права и свободы личности. Гарантируются права на жизнь, свободу перемещений, безопасность, свободу собраний, вероисповеданий, неприкосновенность частной жизни, частной собственности.

Согласно ст. 33 конституции, главой государства, правительства, а также главнокомандующим вооруженными силами является президент Замбии. Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. В Замбии действуют три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

В целом налицо крайне несбалансированная система разделения властей. Фактически президент обладает чрезвычайно широкими полномочиями, практически не нуждается в одобрении парламента для формирования правительства. В равной мере с парламентом президент наделен законодательной инициативой. Кроме того, глава государства может назначить любое лицо на пост даже без одобрения парламента. Так, в части 4 конституции изложен принцип, согласно которому, если парламент не одобряет два раза подряд назначение на тот или иной пост кандидатуры, предложенной президентом, после третьего голосования, независимо от его исхода, назначение вступает в силу и кандидат от президента занимает пост. Кроме того, президент имеет право в любой момент распустить парламент. Фактически права всех ветвей власти урезаны в пользу президента. Систему правления можно охарактеризовать как президентско-парламентскую с чрезвычайно сильной президентской властью.

Особенности исполнительной власти. В гл. 4 конституции Замбии определена структура исполнительной власти государства. Президент является главой государства, одновременно главой правительства (исполнительной власти) и главнокомандующим вооруженными силами. На пост президента может быть избран любой гражданин Замбии, достигший возраста 35 лет, если его родители были гражданами Замбии, если он является членом партии или выдвигается от одной из действующих партий, собрал подписи не менее 200 зарегистрированных избирателей. Срок полномочий президента составляет 5 лет, причем один и тот же человек не может быть избран более чем на 2 срока подряд. Президент избирается в ходе прямых всеобщих выборов.

Правительство является подотчетным напрямую президенту. В соответствии со ст. 88 конституции Замбии президент может в любой момент распустить парламент, при этом будут проведены досрочные выборы как в парламент страны, так и на пост президента.

В конституции Замбии (ст. 37) закреплена возможность инициирования процедуры импичмента президента за нарушение конституционных норм. Законодательной инициативой в Замбии по конституции обладают члены парламента Замбии, а также президент, который может инициировать рассмотрение любого законопроекта парламентом. Глава государства может с одобрения парламента назначать генерального прокурора, высшего чиновника министерства юстиции, верховного государственного обвинителя (director of public prosecution).

Президент назначает вице-президента из состава Национального собрания (парламента), чтобы он мог выполнять функции президента в его отсутствие. Президент назначает также из состава Национального собрания министров. Президент, вице-президент и министры образуют вместе правительство Замбии. В правительстве председательствует президент или в его отсутствие вице-президент. Согласия парламента для формирования правительства не требуется.

Особенности законодательной власти. Основы законодательной власти изложены в части 5 конституции Замбии (ст. 62 — 90). В соответствии с конституцией законодательная власть в республике представлена однопалатным парламентом (National Assembly), в который входят 158 депутатов, и президентом. 150 депутатов избираются от одномандатных округов, 8 депутатов назначаются президентом. Срок полномочий депутатов парламента составляет 5 лет.

В депутаты в соответствии со ст. 64 конституции Замбии может баллотироваться любой гражданин Замбии, достигший возраста 21 года, умеющий читать и писать, а также владеющий официальным языком Замбии (английский).

Любой гражданин Замбии, достигший возраста 18 лет, обладает активным избирательным правом. Пассивным избирательным правом обладает любой гражданин, достигший возраста 21 года для выборов в парламент и возраста 35 лет для выборов на пост президента страны.

В конституцию были внесены изменения в 1996 г., которые в основном сводились к введению новых ограничений для потенциальных кандидатов в президенты Замбии. Внесение поправок было средством борьбы Ф. Чилубы (действующего на тот момент президента) за власть, которое он использовал против К. Каунды, находившегося на посту президента со дня обретения независимости Замбией в 1964 г. и до 1991 г. Согласно поправкам 1996 г., в выборах президента мог принять участие только кандидат, который является гражданином Замбии не менее чем в третьем поколении. У Каунды отец не был уроженцем Замбии. Также было внесено ограничение на пребывание одного человека на посту президента — не более двух сроков. Также Чилуба намеревался внести изменения в конституцию, отменив ограничение на пребывание на посту президента (один и тот же человек может занимать пост президента не более двух сроков). Однако под давлением собственной партии ему пришлось отказаться от подобной инициативы.

На выборах на пост президента и в парламент победитель определяется в одном туре простым большинством голосов. В апреле 2006 г. парламент Замбии одобрил реформу избирательной системы, согласно которой президент получал право устанавливать даты выборов и проводить в один тур демократические конкурентные выборы на пост президента.

Особенности судебной власти. Основы судебной системы Замбии изложены в конституции страны в части 6 (ст. 91—99). Судебная система в соответствии со ст. 91 представлена Высшим судом Замбии, Верховным судом Замбии, Судом по промышленным отношениям, а также системой нижестоящих судов и судов на местах. Судьи являются независимыми, принимают решения непредвзято, в соответствии с конституцией Замбии. Высший суд Замбии является главной судебной инстанцией государства. В его состав входят главный (верховный) судья, его заместитель и 7 судей. Верховный судья и его заместитель назначаются президентом при одобрении парламента. Территориально-государственное устройство. Замбия является унитарным государством с республиканской формой правления. Территория Замбии подразделяется на 9 провинций: Центральная, Коппербельт, Восточная, Луапала, Лусака, Северная, Северо-Западная, Южная, Западная.

Местное управление и самоуправление. Принципы местного самоуправления закреплены в ч. 8 конституции (ст. 109) Система местного самоуправления может быть установлена законодательным актом парламента. Эта система должна функционировать под началом демократически избранных в соответствии со всеобщим избирательным правом советов.

Каждая из 9 существующих провинций сегодня управляется назначаемым заместителем министра. Каждая провинция подразделяется на округа (от 4 до 12), общее число которых составляет 72.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Длительный период своего исторического развития Замбия находилась под контролем Великобритании. В 1960 г. по решению британских властей в целях более эффективного управления заморскими территориями Замбия (Северная Родезия) была включена в колониальную Федерацию Родезии и Ньясаленда.

Политические институты были во многом заимствованы у страны-метрополии, например принцип общего и прецедентного права, основные права и свободы человека, демократические принципы. Однако на практике функционирование данных принципов недостаточно эффективно, так как нет четкого принципа разделения властей (президент одновременно глава государства, главнокомандующий вооруженными силами и глава правительства), парламент не играет значимой роли, доминирует лишь одна правящая партия.

Конфликты и расколы. Главный внутриполитический конфликт в Замбии — борьба оппозиционных партий за власть. Однако впервые с 1997 г. президенту Мванавасе удалось достичь значительного прогресса, наладить диалог с оппозицией.

С момента обретения независимости в Замбии не было серьезных этнических и межкультурных конфликтов в основном благодаря однородной этнической структуре государства: представители африканских народностей составляют 98,7% населения.

Индекс Джини для Замбии составляет 50,8 (2005 г.), что свидетельствует о значительной разнице между доходами наиболее богатых и наиболее бедных граждан страны. Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. В соответствии с демократическим принципом плюрализма политических взглядов Замбия не имеет официальной идеологии. Острых идеологических расколов и конфликтов в Замбии нет.

Религия и государство, роль религии в политике. Ст. 19 конституции Замбии гарантирует свободу сознания и вероисповедания. Верующие различных религий могут свободно собираться, отправлять религиозные службы, распространять свою веру в рамках норм, установленных законом, общественной моралью и социальной системой.

По оценкам (2007 г.), более половины населения исповедует христианство, от 24 до 49% — ислам и хинди, остальные придерживаются местных традиционных верований. Особенности партийной системы. В Замбии в соответствии с конституцией закреплена многопартийная система. Однако фактически партийная система республики характеризуется доминированием одной партии, которая находится у власти (ныне Движение за многопартийную демократию). Оппозиционные партии имеют право официально проводить свою деятельность и представлены в национальном парламенте, тем не менее считается, что они не обладают шансами на победу в борьбе за пост президента или большинство мест в парламенте. Наиболее активны в политической жизни: Движение за многопартийную демократию, Патриотический фронт, коалиция Объединенного демократического альянса (Объединенная партия национального развития, Объединенная национальная независимая партия, Форум за демократию и развитие, Объединенная либеральная партия), Национальный демократический фокус. Из других партий можно выделить Партию наследия и Республиканскую партию Замбии.

Движение за многопартийную демократию (ДМД) — политическая партия Замбии. Первоначально партия была основана для того, чтобы сместить предыдущее правительство. ДМД получала большинство голосов в парламенте на выборах, проходивших в период с 1991 по 2001 г., когда Фредерик Чилуба, бывший лидер партии, занимал пост президента страны. Избрание Чилубы на пост президента положило конец 27-летнему доминированию Объединенной национальной независимой партии бывшего президента Кеннета Каунды. ДМД остается доминирующей партией в Замбии на сегодняшний день и обладает 86 местами в парламенте. Член партии — Рупия Банда — является действующим президентом республики.

Патриотический фронт — политическая партия Замбии, основана в 2001 г. Михаимло Сатой. Сатаушелиз рядов правящего движения за многопартийную демократию, когда Фредерик Чилуба выдвинул Леви Мванавасу в кандидаты на пост президента страны. На выборах 2001 г. в Национальное собрание партия Саты получила 3,4% голосов избирателей, что означает 1 место в парламенте. На выборах в 2006 г. Патриотический фронт занял 40 мест в парламенте.

В коалицию Объединенного демократического альянса, которая была образована в 2006 г., вошли: Объединенная партия национального развития, Форум за демократию и развитие, Объединенная национальная независимая партия, Объединенная либеральная партия. Коалиция на выборах 2006 г. получила 19 мест в парламенте. Политическая роль военных/силовых структур. Роль военных или силовых структур в политической жизни Замбии незначительна. Кроме того, конституция ограничивает избрание военных в парламент.

По данным на 2002 г., вооруженные силы составляли около 21,6 тыс. чел. (в армии служили 20 тыс., в военно-воздушных силах — 1,6 тыс.). Воинская служба носит добровольный характер. В состав войск национальной обороны (1,4 тыс. чел.), подчиненных правительству, входит полиция и пограничная служба. НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияний. В Замбии открыто функционируют неправительственные организации, защищающие права человека, например Команда независимых наблюдателей Замбии (The Zambian Independent Monitoring Team), Ассоциация гражданского образования Замбии (The Zambian Civic Education Association), а также Правовая ассоциация Замбии (The Law Association of Zambia).

Наиболее ярким примером организаций, представля¬ющих корпоративные интересы, успешно ведущих диалог с государственной властью и оказывающих определенное влияние на политический и законодательный процессы, является Конгресс профсоюзов Замбии. В годы однопартий¬ной власти этот конгресс действовал как неофициальное оппозиционное движение. Забастовки, организованные Конгрессом, вынудили Каунду начать переговоры и либерализовать систему, в конечном счете закрепив демократические начала в конституции. Около 2/3 работающих граждан Замбии являются членами профсоюзов. Профсоюзы Замбии были и остаются в числе наиболее сильных профсоюзных объединений на континенте. Конгресс профсоюзов Замбии функционирует открыто, без вмешательства властей, его права закреплены в конституции. Положение и роль СМИ. Свобода слова в Замбии закреплена конституцией, однако на практике правительство нередко ее ограничивает, применяя практику судебных исков по поводу клеветы и недостоверной информации против журналистов, которые писали статьи о коррупции.

В декабре 2004 г. Верховный суд страны вынес постановление о независимости национальной вещательной компании. Законопроект, расширяющий право на доступ к информации и либерализирующий медийный сектор, был отклонен вице-президентом Енохом Кавинжеле в 2002 г. В качестве аргумента против законопроекта он упомянул события 11 сентября 2001 г. в США и угрозу глобальной безопасности.

В 2004 г. независимые средства массовой информации продолжили критиковать правительство. В результате в 2006 г. был арестован главный редактор единственной независимой газеты, а также закрыта частная радиостанция.

Среди ведущих газет и журналов — Zambia Daily Mail, Times of Zambia, Sunday Times of Zambia, The Post (частное издание). В мае 2006 г. правительство попыталось депортировать автора редакторской колонки независимого ежедневника The Post, который критиковал правительство. Однако суд признал депортацию неконституционной. На рынке телевизионных услуг доминирует государственная Национальная вещательная корпорация Замбии (ZNBC). Кроме государственного радиовещания, существует и независимая радиостанция Radio Phoenix. Большинство частных средств массовой информации избегают темы политики. В мае 2006 г. власти вынудили радиостанцию Breeze FM прекратить трансляции ВВС. В целом СМИ поддерживают официальную линию властей, мнение оппозиции не представлено в равной мере. Тем не менее власти не ограничивают доступ в Интернет. Во Всемирном рейтинге свободы прессы 2005 г. Замбия заняла 91-е место с показателем 23. В рейтинге «Свобода прессы 2005» (Freedom House) Замбия заняла 136-е место с показателем 65 (страна охарактеризована как несвободная).

Гендерное равенство/неравенство. Конституция гарантирует равные права для женщин и мужчин. Женщины получили избирательные права в 1962 г. (еще до обретения независимости Замбии). В составе действующего парламента работают 23 женщины (14,56% депутатов парламента).

По данным Freedom House, в обществе существует немало преград на пути к равноправию женщин и мужчин. Замбия занимает одно из последних мест среди стран Южной Африки по числу женщин в политике. Женщины лишены возможности принимать полноценное участие в экономической жизни страны. С насилием в семье сталкивались 48% женщин Замбии.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика