Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система гос-ва Центральноафриканская республика

Общие контуры политической системы

Конституционные основы и конституционные гарантии. За образец в Центральноафриканской Республике были взяты институциональная структура и законодательно-правовая база Франции. За годы, прошедшие с момента обретения ЦАР независимости, в стране неоднократно происходила смена режима, сопровождавшаяся принятием новых конституций, однако составители очередного основного закона вновь ориентировались на французскую конституцию.

Нынешняя конституция, принятая 5 декабря 2004 г., седьмая по счету, во многом напоминает конституцию ЦАР 1995 г. и в точности повторяет структуру конституции Франции. Конституция является демократической по своей направленности и в ст. 19 провозглашает «принципом Республики правление народа, избранное народом и для народа».

Главой Центральноафриканской Республики является президент. Президент воплощает и символизирует национальное единение. Он является гарантом конституции, подписанных международных договоров, территориальной целостности и национальной независимости, отвечает за взаимодействие различных ветвей власти и преемственность правления. Кроме того, в качестве главы государства президент определяет основные направления национальной политики.

Фундаментальным правам и свободам человека и гражданина посвящен разд. I конституции. Ст. 1 гласит, что человеческая личность священна и неприкосновенна. Все представители государственной власти и институты государства обязаны ее уважать и защищать. Права человека признаются в качестве основы общества, мира и справедливости в нем. Конституция гарантирует равенство всех перед законом вне зависимости от расы, этнической принадлежности, пола, религии, места проживания, социального положения и политических предпочтений. Помимо набора универсальных прав и свобод граждан, в разд. I закреплен и ряд социальных обязанностей государства. Так, государство и общественные институты обязаны заботиться о духовном и физическом здоровье семьи, которая признается в качестве естественной основы человеческого общества. Государство должно осуществлять заботу о материнстве и детстве посредством специализированных институтов и гарантировать возможность получения детьми образования. Также в обязанности государства входит обеспечение нормального функционирования учебных заведений. Учитывая тяжелое экономическое положение страны, данные положения конституции на практике фактически не реализуются.

Конституция гарантирует свободу собраний, ассоциаций и организаций общественной направленности. Ст. 13 говорит о праве на свободное выражение своего мнения в любой форме. Признается и гарантируется свобода печати; деятельность органов печати регламентируется законодательством. Надзор за соблюдением этого права, а также права на доступ граждан к СМИ осуществляет специальный независимый орган, финансируемый государством.

Избирательные права граждан закрепляются в разд. II конституции. Все центральноафриканцы, достигшие 18 лет и пользующиеся гражданскими и политическими правами, являются избирателями.

Порядок пересмотра конституции и внесения в нее поправок закреплен в разд. XIII Основного закона. Ст. 106 гласит, что инициатива по пересмотру конституции может исходить либо от президента республики, либо от группы депутатов численностью не менее 2/3 от общего числа членов Национального собрания. Поправки в конституцию принимаются либо на референдуме, либо Национальным собранием после того, как за них проголосовало не менее 3/4 его членов. Конституция не может быть пересмотрена в период отсутствия президента в стране и в случае, если существует угроза территориальной целостности государства. Не могут быть подвергнуты пересмотру республиканская форма правления и светский характер государственной власти, продолжительность пребывания президента у власти, статьи, касающиеся выборов, ограничения, вводимые для кандидатов в президенты, и фундаментальные права граждан. Конституция страны закрепляет принцип разделения властей. Характер взаимоотношения различных ветвей власти позволяет сделать вывод о президентской форме государственного правления.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Глава государства — президент — избирается всеобщим, тайным и прямым голосованием на 5 лет. Он является главой исполнительной власти, обладает, наряду с депутатами Национального собрания, правом законодательной инициативы, назначает председателя правительства и по представлению последнего — его членов. Действия президента по формированию правительства не требуют согласия парламента. Президент взаимодействует с Национальным собранием «либо прямо, либо посредством устного обращения» (ст. 32).

Ст. 33 конституции предоставляет президенту право после консультаций с Советом министров, президиумом Национального собрания и председателем Конституционного суда объявить о роспуске парламента. В этом случае новые выборы в Национальное собрание должны пройти не ранее 45 и не позднее 90 дней после роспуска. Президент может вновь прибегнуть к процедуре роспуска парламента не ранее чем через 12 месяцев после новых выборов.

Национальное собрание не имеет конституционных возможностей для объявления недоверия президенту, однако может сместить правительство. В целом, в институциональном дизайне Центральноафриканской Республики преобладает упор на доминирование президента над другими ветвями власти.

Особенности исполнительной власти. Согласно ст. 21 конституции, исполнительную ветвь власти составляют президент республики и правительство. Президент является главой исполнительной власти, назначает премьер-министра и членов правительства. Президентские выборы проходят раз в 5 лет.

Президент может собирать Совет министров и председательствовать на его заседаниях. Он обладает правом законодательной инициативы, утверждает законы, издает указы и декреты и следит за их исполнением; является Верховным главнокомандующим и председательствует на заседаниях Совета национальной обороны. Президент возглавляет всю административную вертикаль страны и назначает высших гражданских и военных чиновников. Также он подписывает международные договоры республики, назначает послов и принимает верительные грамоты. Президент избирается на 5 лет и может быть переизбран только 1 раз.

Премьер-министр страны, возглавляющий Совет министров, определяет и претворяет в жизнь государственную политику, главные направления которой обозначены пре¬зидентом. С согласия президента премьер-министр может председательствовать на совещаниях правительства и меж¬ведомственных комиссий. Указы премьер-министра должны быть в обязательном порядке контрассигнованы министром, ответственным за их исполнение. Отсутствие контрсигнату¬ры может повлечь за собой отмену указа.

Согласно ст. 40 конституции, «премьер-министр, глава правительства, является ответственным перед президентом республики и Национальным Собранием». Его полномочия могут быть в любой момент прекращены либо вследствие президентского указа, либо вследствие вынесения парламентом вотума недоверия правительству.

После того как правительство сформировано, премьер-министр в течение 60 дней должен выступить перед Национальным собранием с изложением своей политической программы. В противном случае Национальное собрание может объявить премьер-министру вотум недоверия. После представления правительственной программы Национальное собрание либо выражает доверие премьер-министру большинством голосов, либо инициирует процедуру его отставки.

Инициатива о выражении Национальным собранием недоверия правительству должна исходить от группы депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа парламентариев. Вотум недоверия правительству считается вынесенным, если за него проголосовало абсолютное большинство депутатов.

Особенности законодательной власти. Как гласит ст. 49 конституции, «центральноафриканский народ избирает посредством всеобщего прямого голосования граждан, которые составляют парламент и являются депутатами. Парламент Центральноафриканской Республики состоит из одной палаты и носит название Национальное Собрание».

Согласно ст. 50, депутаты Национального собрания (фр. Assemblee Rationale) избираются на пятилетний срок. Число депутатов, а также условия их избрания в конституции не закреплены и определяются избирательным законодательством страны. Согласно принятому в 2003 г. Положению о выборах, число депутатов Национального собрания равно числу избирательных округов страны. Число избирательных округов (таковых в настоящее время 105) соответствует числу супрефектур страны и всех административных округов.

Полномочия Национального собрания закреплены в гл. 3 разд. IV конституции. В ст. 58 говорится, что «Национальное Собрание принимает законы, устанавливает налоги и контролирует деятельность правительства согласно порядку, закрепленному в конституции». Средствами парламентского контроля за правительством являются уже упомянутый выше вотум недоверия, устные либо письменные запросы и специальные комиссии по контролю. Кроме того, парламент при помощи Счетной палаты следит за исполнением бюджета. Национальное собрание может поручить Счетной палате проведение специального расследования по исполнению бюджета и расходам правительства. Только Национальное собрание может санкционировать начало войны, для чего созывается специальная сессия. Национальное собрание уполномочено рассматривать вопросы, относящиеся к законодательной сфере. В их число, помимо прочего, входят избирательное, партийное, уголовное, иммиграционное, налоговое, трудовое законодательство, вопросы государственных финансов, вопросы приватизации и национализации, проекты государственного развития и т.д. Законодательная процедура предусматривает возможность законодательной инициативы со стороны президента страны, правительства и депутатов Национального собрания. Новые законопроекты сначала рассматриваются президиумом Национального собрания, а затем передаются в правительство, которое в течение 45 дней должно дать свою квалифицированную оценку соответствующего законопроекта. Если в ходе законодательного процесса между парламентом и правительством возникают разногласия, они должны быть в течение 15 дней рассмотрены и урегулированы Конституционным судом.

 

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика