Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система гос-ва Чад

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Чад — президентская республика. Главой государства является президент. В настоящее время действует конституция 1996 г. Последние изменения были внесены в 2005 г. по итогам референдума, когда был отменено ограничение на количество занимаемых подряд президентских сроков, упразднен Сенат, одобрено создание Экономического, социального и культурного совета.

Президент представляет проект поправок Совету министров и парламенту. Для рассмотрения Национальным собранием проект должен получить поддержку 2/3 депутатов. После рассмотрения поправки выносятся на общегосударственный референдум. Поправки не могут затрагивать вопросы территориальной целостности и суверенитета, республиканскую форму правления, принцип разделения властей, права и свободы граждан и политический плюрализм.

Внесение поправок не допускается, если президенту предоставляются чрезвычайные полномочия или если функции президента вверены временно исполняющему обязанности. Согласно конституции, Чад является суверенной, независимой, неделимой, светской, демократической и социальной республикой. Источником государственного суверенитета является народ Республики Чад. Конституция гарантирует основные права и свободы человека и гражданина, такие как неприкосновенность человеческой личности (ст. 17), свобода слова и мирных объединений (ст. 27 — 28), запрет любых форм рабства (ст. 20), бесплатное и обязательное общее образование для всех граждан (ст. 35) и др. Предусматривается и ряд обязанностей — уважение к конституции и государственному строю (ст. 49), защита страны в случае вооруженной угрозы и обязательная военная служба (ст. 51).

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Во главе Республики стоит президент, избираемый всеобщим прямым голосованием на пятилетний срок. Изначально в конституции предусматривался запрет пребывания одного и того же лица на должности президента более двух сроков подряд. В мае 2004 г. Национальное собрание внесло предложение по изменению ст. 61 конституции, предусматривавшей это ограничение. В результате общенационального референдума в июне 2005 г. ограничение на срок пребывания у власти было отменено.

Требования, предъявляемые к кандидату в президенты, закреплены в ст. 62. На пост президента могут быть избраны дееспособные граждане Чада мужского и женского пола не моложе 35 и не старше 60 лет, чьи родители также должны быть гражданами Чада. Если кандидат занимал до избрания пост на военной службе или в службе безопасности государства, он должен немедленно покинуть его. Двойное гражданство для президента не допускается.

Выборы нового президента проводятся за 35 дней до истечения срока полномочий его предшественника. Победителем объявляется кандидат, получивший абсолютное большинство голосов. Если ни один кандидат не получает такового, проводится второй тур, где победитель должен получить простое большинство голосов.

Президент назначает премьер-министра и по его представлению назначает членов правительства, а также отправляет правительство в отставку. Высший суд осуществляет судебное преследование президента республики и членов правительства в случае совершения ими действий, подпадающих под определение измены. В него включаются преступления против республиканской формы правления, единства и свободы государства, его суверенитета и независимости, а также целостности национальной территории. Кроме того, измена может предполагать грубые нарушения прав человека, коррупцию, расхищение общественных средств, организацию наркотрафика и размещение на территории страны или транзит через нее токсичных и иных опасных веществ.

Президент не несет ответственности за действия, совершаемые во время пребывания в должности, за исключением действий, составляющих факт измены. Решение о выдвижении обвинения президенту и членам правительства должно быть поддержано 2/3 депутатов Национального собрания при тайном голосовании. В период слушания дела президент или министр отстраняется от исполнения своих обязанностей. В случае подтверждения вины ответчика Высший суд устанавливает меру наказания в соответствии с уголовно-процессуальными нормами, действующими на момент совершения преступления.

В состав Высшего суда входят десять депутатов Национального собрания, два члена Конституционного совета и три члена Верховного суда, избираемые в Высший суд своими коллегами. Председатель избирается составом Высшего суда.

В случае если нормальная работа государственных органов оказывается под угрозой срыва вследствие постоянных кризисов исполнительной и законодательной власти, а также если Национальное собрание на протяжении 1 года дважды объявляло вотум недоверия правительству, президент может после консультаций с премьер-министром и депутатами распустить парламент. Новые выборы должны состояться в течение 45 дней после роспуска парламента. Парламент не может быть распущен в первый год после избрания.

Парламент может вынести правительству вотум недоверия, для инициирования которого требуется собрать подписи не менее VK от общего числа депутатов. Вотум выносится большинством голосов членов парламента. В случае, если инициатива не получает одобрения, повторное голосование по вотуму недоверия может быть проведено только в ходе следующей сессии. Исключение могут составлять случаи, когда вопрос о доверии ставится самим правительством в лице премьер-министра.

Если вотум недоверия вынесен, а также если парламент отверг программу правительства или общую декларацию правительства по политическим вопросам, глава правительства ставит перед президентом вопрос об отставке правительства.

Законодательная инициатива принадлежит депутатам и правительству страны. О пересмотре законов см. в разделе «Особенности судебной власти». В институциональном дизайне сделан упор на сотрудничество ветвей власти.

Особенности исполнительной власти. Во время исполнения своих обязанностей президент не может участвовать в деятельности политических партий и рабочих организаций. Президент является гарантом конституции страны, ее независимости, суверенитета и единства, неприкосновенности национальной территории.

Президент председательствует на заседаниях Совета министров. Он подписывает законы и может испрашивать у парламента разъяснения по ним или отдельным их положениям. Президент наделен правом передавать премьер-министру некоторые из своих полномочий.

Президент по предложению правительства или парламента и с согласия Конституционного совета может выносить на референдум важные законопроекты (в основном касаются государственного устройства и ратификации межгосударственных соглашений, находящихся в противоречии с конституцией страны).

Президент осуществляет назначения на высшие гражданские и военные посты в стране, назначает и отзывает послов, принимает верительные грамоты иностранных дипломатов. Он является Верховным главнокомандующим и в случае угрозы безопасности страны, ее независимости и территориальной целостности, когда обычного функционирования властей оказывается недостаточно, может в течение срока, не превышающего 15 дней, пользоваться чрезвычайными полномочиями, которые, однако, не должны использоваться для нарушения права на жизнь и других базовых прав человека. Во время осуществления чрезвычайных полномочий президент не может распускать Национальное собрание. Президент осуществляет помилование.

В случае импичмента обязанности президента временно исполняет председатель Национального собрания. В случае отсутствия президента на территории страны или временного отстранения от должности эти обязанности исполняет премьер-министр.

Основные направления государственной политики формулируются Советом министров. Правительство состоит из премьер-министра и прочих министров и занимается осуществлением государственной политики, обеспечением соблюдения прав человека и поддержанием общественной безопасности, осуществляет контроль за выполнением законов и состоянием государственных финансов. В срок, не превышающий 21 дня, премьер-министр должен представить на рассмотрение парламента программу правительства.

Премьер-министр несет ответственность за осуществление национальной оборонной политики. Совет министров объявляет чрезвычайное и осадное положение. Президент и прочие представители исполнительной власти не могут совмещать свою должность с исполнением обязанностей депутата, иной государственной должностью, частной деятельностью, за исключением научной работы, работы в сфере высшего образования и здравоохранения.

Особенности законодательной власти. Конституция 1996 г. предполагала образование двухпалатного парламента, однако одна из палат — Сенат — так и не была сформирована и в результате конституционного референдума 2005 г. упразднена.

Действующая палата парламента — Национальное собрание (l’Assemblee Nationale) состоит из 155 депутатов, избираемых на четырехлетний срок прямым голосованием на основе всеобщего избирательного права и пользующихся неприкосновенностью. Депутаты Национального собрания избираются прямым всеобщим голосованием с использованием двух параллельных систем: в 25 одномандатных округах, где по итогам двух раундов победителем становится кандидат, набравший большинство голосов, и 34 округах, где действует пропорциональная система. Одно и то же лицо может неоднократно избираться в депутаты. В конституции особо оговаривается отсутствие императивного мандата.

Парламент проводит две сессии в течение года, причем срок сессии не должен превышать 90 дней. Национальное собрание также может собираться на чрезвычайные сессии по требованию премьер-министра или по решению большинства депутатов. Решения парламента считаются недействительными, если они были приняты в ходе заседания, проходившего за пределами традиционного места проведения заседаний.

Парламент путем голосования принимает законы по широкому кругу вопросов, приведенному в ст. 122 действующей конституции, а также одобряет проект бюджета. Кроме того, он одобряет решение об объявлении войны. Совет министров должен уведомить руководящий совет парламента о введении чрезвычайного или осадного положения и не может продлить это положение более чем на 12-дневный срок без одобрения Национального собрания.

 

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика