Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система гос-ва Коморские острова

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Сильное внешнее влияние является одним из ведущих характеристик политической системы Коморских Островов. Основными источниками внешнего влияния были Франция и арабский мир. Арабская цивилизация привнесла на Коморские Острова свой язык, ислам, мусульманское право и арабскую культуру, Франция, будучи страной-метрополией Коморских Островов, обогатила острова европейскими ценностями и принципами построения политической системы. Большинство политических институтов и механизмов Коморских Островов заимствованы у бывшей метрополии. В идеологии и политике страны противостоят друг другу 2 тенденции: профранцузская и проарабская, что определяет внутреннюю и внешнюю политику Коморских Островов.

Внутренние конфликты и расколы. Основным предметом конфликтов является вопрос о территориальной целостности. Архипелаг Коморских островов состоит из четырех островов — Гранд-Комор, Анжуан, Мохели и Майотта, которые составляли французскую колонию Коморские Острова до 1975 г.

По итогам референдума по вопросу о независимости в 1974 г. три острова из четырех объявили о своем желании выйти из состава Франции. Остров Майотта, ставший французской колонией на полвека раньше остальных островов архипелага и населенный преимущественно выходцами из Франции, остался французской колонией. Франция наделила остров статусом «территориальной единицы», что позволило ему иметь своих представителей в законодательных органах Французской Республики. Руководство Коморских Островов неоднократно заявляло о желании включить остров Майотта в состав союза. Это давление поддерживается ООН, которая неоднократно принимала решение по поводу статуса острова. Однако проведение референдума о будущем статусе было отложено на неопределенное время. Усугубление социально-демографических проблем на острове привели в 1987 г. к ожесточенным столкновениям между местными жителями и беженцами. Возвращение Майотты остается приоритетным направлением политики Коморских островов.

В августе 1997 г. сепаратисты о. Анжуан провозгласили свою «независимость» и выступили за присоединение к Франции, что положило начало затяжному коморскому кризису. Начались массовые беспорядки и вооруженные столкновения. С целью преодоления анжуанского конфликта усилиями контактной группы ОАЕ по Коморам (Кения, Маврикий, Мадагаскар, Мозамбик, Сейшелы, Танзания и ЮАР), а также «тройки» ОАЕ (на тот момент — Алжир, Буркина Фасо, Того) в апреле 1999 г. под эгидой ОАЕ в Антананариву была проведена межостровная конференция по мирному урегулированию с участием делегаций противоборствующих сторон и представителей стран региона. Были обсуждены пути возвращения к конституционному строю и реформирования государственного устройства ФИРКО на базе сохранения единства и территориальной целостности страны. Итогом встречи стало соглашение о создании нового государственного образования — Союза Коморских островов, так называемый «Договор Антананариву», подписанный всеми коморскими делегациями, за исключением анжуанской. ОАЕ ввела против о. Анжуан экономические санкции. Летом 2000 г. А. Ассумани начал прямые контакты с лидером анжуанских сепаратистов полковником С. Абейдом. Двусторонний переговорный процесс позволил приблизиться к взаимоприемлемой формуле мирного урегулирования. В августе 2000 г. был подписан новый миротворческий документ Совместная декларация Фомбони. Для урегулирования сложившейся ситуации в декабре 2000 г. в Морони была направлена специальная миссия ОАЕ. Отчет миссии лег в основу повестки дня региональной министерской встречи по Коморам, которую ОАЕ организовала в конце декабря 2000 г. в Претории (ЮАР). В ней приняли участие мининдел ЮАР, Маврикия, Мадагаскара, Того и ФИРКО, а также представители Алжира, Замбии, Кении, Мозамбика, Сейшел и Танзании.

Событием принципиальной важности для Комор стало подписание 17 февраля 2001 г. президентом А. Ассумани, главой анжуанской администрации С. Абейдом и лидерами политических партий выработанного при посредничестве ОАЕ, а также ЕС и франкофонии Соглашения об урегулировании политического кризиса и реформировании коморского государства. Документ фактически воспроизводит ряд основных положений Декларации Фомбони: предусматривается трансформация ФИРКО в «новую коморскую общность» — единый субъект международного права, создаваемый на базе принципов национального единства, суверенитета и в рамках международно признанных границ, к исключительной компетенции которого относятся гражданство, религия, валюта, внешняя политика, оборона и государственная символика.

В декабре 2001 г. в стране состоялся референдум, в ходе которого почти 77% проголосовавших поддержали новую конституцию, которая предоставила большую автономию островам архипелага в составе единого Союза Коморских Островов. Позднее на трех островах архипелага (Гранд-Комор, Анжуан и Мохели) в ходе референдумов были приняты конституции субъектов Союза, а также прошли выборы президентов.

Гейдельбергский исследовательский институт международных конфликтов в докладе Conflict Barometer за 2007 г. отметил эскалацию конфликта между региональными властями Анжуана и Союзным правительством на Гранд-Коморе. В мае 2007 г. центральное правительство Союза отозвало мандат у президента Анжуана Мохамеда Саида Бакара и назначила временного главу острова на срок до выборов в июне. В ходе военных столкновений войск центрального правительства с лояльными региональным властям силами безопасности с применением тяжелого вооружения было убито двое военнослужащих. Бакар напечатал собственные бюллетени и проанонсировал свою победу в 90% голосов. Через переговоров между, которые продолжались несколько месяцев, Африканский союз и центральное правительство Коморских Островов ввели санкции по обеспечению прямых и честных выборов. После 2007 г. Коморские острова в Conflict Barometer не оценивались.

Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. Конституция Коморских Островов не провозглашает официальную идеологию. При этом некоторые элементы идеологии присутствуют за счет официального статуса ислама как государственной религии. Острые идеологические конфликты в стране отсутствуют. Религия и государство, роль религии в политике. Государственной религией Коморских Островов является ислам. Закон позволяет немусульманам исполнять обряды своих верований, однако в прессе регулярно публикуются материалы о различных ограничениях и притеснениях представителей иных конфессий. Сохраняются случаи насильственного обращения в ислам иноверцев. Христианам запрещено обращать в свою веру.

Особенности партийной системы. На сегодняшний момент невозможно говорить о сформированной партийной системе на Коморских Островах. Многопартийность была официально провозглашена в 1996 г., но военный переворот 1999 г. и установившийся после него авторитарный режим не позволили многопартийности начать полноценно функционировать в государстве. Реально сегодня партии существуют, но не принимают деятельного участия в политической жизни страны.

В современном политическом спектре Коморских Островов явно выделяются две партии: Союз за обновление Коморских Островов, возглавляемый президентом Федерации А. Ассумани, и «Лагерь автономных островов», представляющий собой коалицию президентов субъектов Федерации.

В стране также формально функционируют: Движение за демократию и прогресс, Демократический фронт, Партия братства и единства, Национальное объединение за развитие, Партия Маэша Бора, Национальный фронт за справедливость, Силы за республиканские действия, Коморский народный фронт, Союз за прогресс, Партия за демократию и прогресс, Республиканская партия, Движение за социализм и демократию, Объединение за изменение и демократию, Партия Джавабу, Объединение за изменение.

По итогам прямых выборов в Ассамблею Союза, состоявшимся в апреле 2004 г., «Лагерь автономных островов» получил 12 мест в парламенте, а Союз за обновление Коморских островов — 6 мест. По итогам выборов 6 декабря 2009 г., партия президента Самби получила большинство мест в парламенте. В мае 2010 г. в ходе президентских выборов победу одержал Ики-лилу Дуанин. Политическая роль военных/силовых структур. Роль военных структур на Коморских Островах традиционно очень высока, в истории страны имела место неоднократная смена военных режимов, приходивших к власти путем военных переворотов.

НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния. Трудовой кодекс Коморских Островов не запрещает профсоюзы и заключение коллективных соглашений, а также проведение забастовок. Однако в стране почти отсутствуют неправительственные или иные гражданские организации. Профессиональные объединения представлены Союзом автономных профсоюзов трудящихся Коморских Островов, основанным в 1996 г.

Положение и роль СМИ. В столице страны издается несколько оппозиционных газет, резко критикующих правительство, однако их ресурсы формирования общественного мнения ограничены. Большинство прочих изданий активно используют самоцензуру. 2 государственные и около 20 местных радиостанций, а также 5 телеканалов воздерживаются от критики власти. Гендерное равенство/неравенство. Женщины на Коморских Островах законодательно защищены от дискриминации. На практике же они имеют значительно меньше возможностей получить хорошее образование и более высокую зарплату, чем мужчины, в результате чего они обладают слабым политическим и экономическим влиянием. Экономический кризис в стране приводит к увеличению случаев эксплуатации труда девочек.

Женщины на Коморских Островах получили право избирать и избираться в 1956 г. Из 33 мест в Ассамблее Союза одно занимает женщина (3,03% мест).

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика