Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система гос-ва Экваториальная гвинея

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Экваториальная Гвинея является президентской республикой. Конституции страны были приняты 15 августа 1982 г., 17 ноября 1991 г., а также 17 января 1995 г. Согласно ст. 41 — 42 конституции, в случае угрозы терроризма ее действие может быть приостановлено президентом на срок до 3 месяцев (или до разрешения ситуации по усмотрению президента) путем принятия соответствующего декрета. Согласно ст. 103, поправки в конституции могут быть внесены либо после проведения всенародного референдума, сакнционированного президентом, либо путем голосования абсолютного большинства членов парламента. Согласно ст. 104, конституция гарантирует соблюдение принципов национального и территориального единства, республиканской формы правления, демократии.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Формально в Экваториальной Гвинее заявлен принцип разделения и взаимодействия властей, однако на практике вся власть принадлежит президенту, который одновременно может занимать посты министра обороны, иностранных дел, торговли. Президент также является Верховным главнокомандующим вооруженными силами. Президент назначает премьер-министра (ст. 54 конституции), который формирует кабинет министров. Президент назначает генерального прокурора и председателя Верховного суда (ст. 91, 93 конституции). Согласно ст. 86 конституции, президент является главным исполнителем решений судебной власти; президент принимает решение о начале работы парламента и его роспуске, а также санкционирует каждое заседание парламента (ст. 72). Законодательные процедуры могут быть инициированы президентом или голосованием большинства членов парламента (2/3). Фактически вся власть в стране сосредоточена у президента.

Особенности исполнительной власти. Главой исполнительной власти в Экваториальной Гвинее является президент. Избирается всеобщим прямым и тайным голосованием на семилетний срок. Согласно ст. 36 конституции президент имеет широкие права: он определяет политический курс страны и обеспечивает функционирование всех органов политической власти. Президент имеет право вносить законопроекты на рассмотрение в парламенте, утверждать решения парламента (ст. 64). Президент обладает правом вето в отношении любых законопректов, находящихся на рассмотрении в парламенте (ст. 79), он имеет право объявлять войну и заключать мир. Президент имеет право заключать международные договоры и соглашения, а также ратифицировать их в соответствии с конституцией. Согласно ст. 39 конституции, президент принимает решение о проведении выборов. Также президент одобряет план развития страны. С момента получения независимости в 1968 до 1979 г. главой государства являлся Масиас Нгуема Бийого, после переворота 1979 г. и до настоящего времени — Теодоро Обианг Нгуема Мбасого.

Президент является главой Совета министров, назначает премьер-министра, ратифицирует решения парламента о назначении председателя, назначает ключевых должностных лиц, а также имеет право передать право назначения любого министра премьер-министру (ст. 39). Ограничения по числу сроков избрания президента отсутствуют.

Совет министров выполняет решения президента страны (ст. 45), а также следит за проведением общего политического курса страны, представляет на рассмотрение президента планы экономического развития страны и, в случае их одобрения, реализует эти планы. Совет министров разрабатывает проект бюджета страны и следит за его выполнением после одобрения парламентом и президентом. Совет министров также определяет финансовую политику страны и принимает меры, направленные на защиту финансовой системы. Совет министров располагает полномочиями предоставления территориального убежища.

Особенности законодательной власти. Законодательная власть в Экваториальной Гвинее представлена однопалатным парламентом (Палата представителей — Camara de Representantes del Pueblo), в составе 100 чел. Депутаты Палаты представителей избираются в ходе всенародного голосования по пропорциальной системе сроком на 5 лет. Решение о проведении выборов в парламент, начале его работы или роспуске принимаются президентом. Парламент проводит 2 сессии в год. Полномочия членов парламента включают (ст. 64 конституции): избрание председателя, рассмотрение законопроектов, одобрение государственных расходов и бюджета, назначение ставки налогов и сборов, разработку основных положений гражданских и коммерческих прав, регулирование основных прав, свобод граждан, одобрение соглашений о мире и торговых договоров, влияющих на национальный суверенитет и территориальную целостность (решения юридического характера принимаются только президентом). В перерыве между сессиями парламента законодательная инициатива переходит к президенту. В реальности практически все законопроекты вносятся президентом на утверждение парламента.

Особенности судебной власти. Согласно ст. 83 конституции страны, судебная власть отделена от исполнительной и законодательной. Решения судебной власти реализуются президентом страны после согласования с Верховным судом. Президент является главным магистром суда и выступает в качестве гаранта независимости судебной власти (ст. 86). Высшим органом судебной системы страны является Верховный суд. Председатель и члены Верховного суда назначаются президентом на срок 5 лет (ст. 92). Генеральный прокурор и его заместители также назначаются президентом (ст. 93). Инстанции судебной системы включают Верховный и Конституционный суды, суд магистратата, местные суды. Фактически судебная власть полностью находится под личным контролем президента.

Территориально-государственное устройство. Экваториальная Гвинея является унитарным государством (ст. 1 конституции). Основными административно-территориальными единицами страны являются провинции: Аннобон, Биоко-Норте, Биоко-Сур, Сентро-Сур, Кие-Нтем, Литораль, Уэле-Нзас.

Местное управление и самоуправление. Согласно ст. 101 — 102 конституции, органы местного самоуправления в рамках административно-территориальных единиц обязаны реализовывать планы социально-экономического развития страны, представляемые парламентом и президентом. Фактически вся деятельность органов местного самоуправления контролируется правительством.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. До 1968 г. Экваториальная Гвинея являлась колонией Испании. В колониальный период испанская администрация делала попытки создания политических институтов в стране, однако после обретения независимости в стране установилась диктатура президента.

Внутренние конфликты и расколы. В 1993 г. в стране предпринимались попытки государственного переворота, что также было связано с противостоянием на этнической основе между народностями фанг и буби.

В 1999 г. имел место конфликт малой интенсивности из-за территориальных разногласий в районе шельфовых месторождений нефти в Гвинейском заливе между Экваториальной Гвинеей и Нигерией. В 2002 г. наметился незначительный конфликт между Камеруном, Экваториальной Гвинеей и Нигерией по вопросу делимитации морской границы в Гвинейском заливе. Делимитация морской границы в районе залива Кориско затруднена в связи с оккупацией этой территории Габоном.

Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. В конституции Экваториальной Гвинеи нет четкого указания на официальную идеологию государства. Характер идеологических расколов в стране определяется противостоянием режима и оппозиции, однако любые попытки оппозиции противодействовать правящему режиму жестко подавляются правительством.

Религия и государство, роль религии в политике. Конституция Экваториальной Гвинеи не предусматривает наличия официальной религии. Большинство населения исповедуют христианство (католичество), также распространены местные верования.

Особенности партийной системы. Роль партий в политическом процессе в Экваториальной Гвинее незначительна, страна полностью контролируется президентом и его аппаратом при строгой цензуре.

До предоставления прав автономии от Испании в 1963 г. и независимости — в 1968 г. — в стране было несколько активных политических партий и движений. Партии формировались по этническому признаку. Партия народности буби и фернандино боролись за отделение от региона Рио Муни или за создание федерации. Партии народностей региона Рио-Муни боролись за независимость страны, включая Биоко и Рио-Муни.

После прихода к власти первого президента страны деятельность политических партий и движений была постепенно прекращена. Единственной официально действующей партией является правящая Демократическая партия Экваториальной Гвинеи (Partido Democratico de Guinea Ecuatorial). Под давлением ООН, Испании и США и из-за угроз приостановки предоставления экономической помощи была разрешена деятельность нескольких оппозиционных движений. В сентябре 1995 г. были проведены муниципальные выборы с участием оппозиции. Выборы были признаны свободными и транспарентными, по опросам избирателей, более 2/3 из них проголосовали за кандидатов от оппозиции. Правительство откладывало официальное объявление результатов выборов, а затем объявило о победе правящей партии с преимуществом 52%. По итогам муниципальных выборов правящая партия получила 19 из 27 мест в муниципальных собраниях.

В 1996 г. президент объявил о проведении президентских выборов. В ходе избирательной кампании большинство кандидатов сняло свои заявки на последней неделе кампании, и Обианг заявил о своей победе на выборах с преимуществом 98%. Международные обозреватели признали выборы сфальсифицированными.

Деятельность политических партий и движений в Экваториальной Гвинее построена на принципе патроната и клановости. Большинство членов правящей партии и членов кабинета министров являются представителями семьи Нгуема в Монгомо, которая является частью субклана Эсангуи народности фанг.

15 декабря 2002 г. состоялись президентские выборы, в ходе которых 4 основные оппозиционные партии отказались участвовать. Обианг, являвшийся президентом с 3 августа 1979 г., выиграл выборы, которые также были признаны сфальсифицированными.

Фактически Экваториальная Гвинея является страной с однопартийной системой, хотя официально деятельность нескольких немногочисленных оппозиционных партий разрешена законом. Последние выборы состоялись 4 мая 2008 г. после досрочного роспуска парламента 29 февраля 2008 г. В ходе предвыборной кампании правящая партия и признанная оппозиция создали единый блок. Оппозиционная Партия прогресса была отстранена от участия в выборах. По итогам выборов правящая партия получила 89 мест в парламенте, а Демократическая оппозиция — 10. Блок двух партий набрал 100% голосов.

По оценке Freedom House, Экваториальная Гвинея не является свободной страной, рейтинг политических прав составляет 7 баллов, гражданских свобод — 6 баллов. Политическая роль военных/силовых структур. Фактически в Экваториальной Гвинее установлена диктатура с элементами военного режима. В истории страны имели место военные перевороты в 1968 и 1979 гг. Гражданский контроль за военными/силовыми структурами отсутствует.

НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния. Деятельность НПО в стране запрещена. Основную группу влияния в правительстве составляют представители семьи Нгуема народности фанг. Несмотря на официальное присоединение Экваториальной Гвинеи к Международной организации труда, правительство отказалось признать Профсоюз Экваториальной Гвинеи, который действует тайно. В 2000 г. правительство признало только малочисленный Синдикат малого фермерства.

Положение и роль СМИ. Деятельность СМИ в стране подвергается строгой цензуре (по данным за 2006 г., Экваториальная Гвинея являлась страной с наиболее жесткой цензурой в отношении СМИ) и подконтрольна правительству. Работа всех журналистов, включая иностранных, строго отслеживается правительством. В случае выражения критики в адрес правительства и президента иностранные журналисты депортируются, а местные подвергаются пыткам и заключаются под стражу.

В стране действуют следующие СМИ. Пресса: Эбано — государственная газета; La Opinion — частная еженедельная газета; La Nacion — частная газета; La Gaceta — ежемесячное издание. Телевидение: Television Nacional — национальное телевидение.

Радио: Radio Nacional de Guinea Ecuatorial — государственная радиостанция; Radio Asonga — частная радиостанция, владелец — сын президента Обианга. Рейтинг свободы прессы в 2007 г. составлял 48 баллов (137-е место в мире).

Гендерное равенство/неравенство. Женщины получили избирательные права в 1963 г. до предоставления независимости. Первая женщина была избрана в парламент в 1968 г. Представительство женщин в парламенте составляет 6 чел. — 6% от общего числа депутатов. В стране права женщин не соблюдаются, распространено насилие в семье.

 

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика