Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система гос-ва Малави

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Первая конституция Республики Малави была принята в 1966 г. Ныне действующая конституция, определившая устройство страны и закрепившая основные элементы политической системы (принцип многопартийности), существующие по сей день, была принята в 1994 г, вступила в силу 18 мая 1995 г. Конституцией закреплены в гл. 3 права каждого гражданина на частную собственность, личную жизнь, бесплатное обучение в начальной школе, свободу в экономической деятельности, право на свободный и безопасный труд, а также право организовывать или вступать в профсоюзные объединения. В ст. 32 прописаны свободы ассоциаций, в ст. 33 — свободы совести, вероисповедания, мнения, в ст. 34 — свободы слова и прессы, в ст. 38 закреплены политические права, включая гарантии равных избирательных прав. В конституции также имеется право гражданина Малави быть избранным в органы власти. Главой государства является президент. По форме правления Малави является президентской республикой, так как президент избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Действующий президент — Бингу ва Мутарика, избран в мае 2004 г., переизбран на второй срок в мае 2009 г.

Особенности исполнительной власти. Глава государства Малави избирается на всеобщих и прямых выборах сроком на 5 лет по мажоритарной системе (ст. 81). Президент в соответствии с ст. 78 конституции Малави является «Главой государства и правительства и Главнокомандующим Вооруженными Силами». «Правительство состоит из Президента, первого и второго вице-прездентов, Министров и исполняющих обязанности Министров, назначаемых Президентом» (ст. 92). У президента есть право отправлять в отставку членов правительства, и он обязан это сделать в случае выражения этим членам недоверия со стороны Национальной ассамблеи в виде большинства в 2/3 от общего числа. Национальная ассамблея по ст. 87 конституции может организовать процедуру импичмента для смещения с постов президента и премьер-министра в случае серьезного нарушения ими конституции и других законов Республики.

Особенности законодательной власти. Орган законодательной власти в Малави представлен парламентом, состоящим из нижней палаты — Национальной ассамблеи. Ее члены избираются сроком на 5 лет при прямом и всеобщем голосовании, а их численность определяется Избирательной комиссией.

Особенности судебной власти. Судебная ветвь власти в Малави (как и в других демократических странах) является независимой. Принцип разделения властей обеспечивает суду свободу от других лиц, законодательной и исполнительной власти.

Высшая судебная власть представлена Верховным судом. Верховный апелляционный суд является главным судом первой инстанции. В его состав входят главный судья и не меньше чем три апелляционных судьи (ст. 101).

Высший суд правосудия занимается рассмотрением дел первой инстанции по гражданским и уголовным процессам в соответствии с законом (ст. 104), а также рассмотрением дел по соответствию законов и актов правительства действующей конституции. В состав судей Высшего суда правосудия входят главный судья и не менее двух судей. Принципы деятельности местных судов закреплены в актах Национальной ассамблеи, которые по конституции должны быть составлены профессиональными и мировыми судьями. В соответствии со ст. 106 конституции для местных судов парламент может издать постановление, по которому юрисдикция местных судов распространяется на обычные гражданские дела, вопросы обычного права и дела, отдельно описанные в акте парламента. Верховный судья назначается президентом с согласия Национальной ассамблеи большинством в 2/3 от общего числа членов. Все другие судьи назначаются президентом по представлению кандидатур Судебной комиссией. Конституция Малави закрепляет равенство всех граждан перед законом (ст. 21).

Территориально-государственное устройство. Мала¬ви по форме территориально-государственного устройства унитарное государство. Страна разделена на 27 районов, объединенных в 3 провинции — Северную, Центральную и Южную. Местное управление и самоуправление. Власть на местах осуществляют в соответствии со ст. 147 конституции местные правительственные учреждения, которые наделены данным правом конституцией или любым законодательным актом парламента. Они ответственны за представительство и социальное благополучие граждан, под их надзором решаются местные проблемы полиции и управления. В соответствии со ст. 148 члены муниципальных правительств избираются всеобщим, равным, тайным голосованием под надзором Избирательной комиссии. Ведомства на местах представлены главами муниципалитета и членами местного совета.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Республика Малави долгое время находилась под протекторатом Великобритании. Формирование современных политических институтов в Малави происходило в условиях кризиса жесткого авторитарного режима К. Банды, завершившегося референдумом о проведении демократизации в стране. Так, многие современные демократические принципы, такие как многопартийность, выборность, ограничение в сроках полномочий, разделение властей, были заимствованы Малави у стран Европы. Внутренние конфликты и расколы. По данным Института Гейдельберга на 2011 г., внутренних конфликтов и расколов в Малави не зафиксировано.

Показатель неравенства в доходах или потреблении, так называемый индекс Джини, для Малави составляет 39,0 (2011 г.), что свидетельствует о значительной разнице между доходами наиболее богатых и наиболее бедных граждан страны.

Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. В Малави отсутствует официальная идеология. В ст. 33 конституции провозглашена свобода совести, вероисповедания, убеждений, мнения, также закреплена недопустимость дискриминации по религиозным, философским или политическим убеждениям.

Религия и государство, роль религии в политике. Малави является светским государством, в котором реализуется принцип разделения религиозной и политической жизни общества. Ст. 21 конституции закрепляет недопустимость дискриминации граждан страны по их вероисповеданию, а ст. 23 закрепляет правого каждого на свободу вероисповедания. Особенности партийной системы. В Малави действует многопартийная система: наиболее известны 11 партий. Однако в процессе формирования Национальной ассамблеи участвуют, как правило, 4 крупнейшие партии и еще 2 — 3 менее крупные.

Последние выборы были проведены 19 мая 2009 г. По итогам выборов, 113 мест в парламенте получила Демократическая прогрессивная партия, 33 места — независимые кандидаты, 27 мест — Партия Конгресса Малави, 17 мест — Объединенный демократический фронт, 1 место — Партия народа Марави, 1 место — Альянс за демократию, 1 место — Форум Малави за единство и развитие.

Политическая роль военных/силовых структур. Вооруженные силы Малави были сформированы в 1964 г. на базе воинских национальных частей армии ЦАФ. В 2004 г. в их состав входили регулярные ВС (5,3 тыс. чел.), сухопутные войска (80тыс. чел.), военно-морские силы (15 тыс. чел.), авиация (15 тыс. чел.). Подразделения полувоенной полиции численностью 1,5 тыс. чел. (2004) отвечают за внутренний порядок в Малави.

С момента принятия конституции в Малави установлен гражданский режим. Военные расходы за 5 лет с 1999 по 2004 г. сократились на 16 млн долл. (с 27 до 11 млн долл.). Комплектование рядового и сержантского состава в Малави осуществляется на добровольной основе.

НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния. Правительство поддерживает право на свободу образования ассоциаций и собраний. Многие организации по правам человека и другие НПО действуют без вмешательства государства. В Малави нет законов, ограничивающих участие национальных меньшинств в политическом процессе. В 2000 г. в стране был издан Билль о неправительственных организациях, регулирующий их деятельность. Организации создаются в различных сферах общественной жизни: образовании, религии, юриспруденции, сельском хозяйстве, медицине и политике. Широко представлены организации, борющиеся за предоставление женщинам равных прав. По данным Freedom House, несмотря на то что по конституции закреплено равенство полов, де-факто частные случаи свидетельствуют о дискриминации женщин в образовании и на работе, ограничении их права на частную собственность, а также частом применении насилия к ним в повседневной жизни.

Конституция Малави предусматривает создание второй палаты в парламенте — Сената, который должен выполнять функции представления интересов различных групп: молодежи, женщин, инвалидов, местных лидеров и деятелей культуры. До настоящего момента Сенат не создан.

Первоначально на этапе борьбы за принятие конституции в качестве групп давления выступали ставшие позже партиями такие организации, как Альянс за демократию, Объединенный демократический фронт, Комитет по общественным делам.

В Малави татке присутствуют профсоюзные объединения. Конгресс профсоюзов Малави (КПМ (Trade Union Congress of Malavi, TUCM)}, создан в 1964 г. и включает 6,5 тыс. членов. Положение и роль СМИ. В Малави есть одна телевизионная вещательная станция. Печатные СМИ представлены широким спектром позиций. Из 8 ведущих газет 6 являются частными. Государственное радиовещание осуществляется на двух станциях, кроме того существуют 4 общественные и 3 коммерческие радиостанции.

Журналисты часто становятся в Малави объектами притеснений. По данным Freedom House, в последние годы было осуществлено несколько атак на прессу членами объединения «Молодые демократы», группы, связанной с партией Объединенный демократический фронт. В то время как ситуация слегка улучшилась, в 2004 г. правительство ограничило доступ оппозиции к принадлежащим государству СМИ на период до и после выборов.

Малави, по данным Freedom House, во Всемирном рейтинге свободы прессы входит в группу государств «частично свободных». В 2011 г. Малави получила 55 баллов, в 2005 г. — 54 балла, в 2004 г. — 52 балла, в 2003 г. — 57 баллов, в 2002 г. — 54 балла.

Гендерное равенство/неравенство. Несмотря на то что в конституции закреплено равенство полов, де-факто сохраняется дискриминация женщин в образовании и на работе, их праве на частную собственность, а также частом применении насилия к ним в повседневной жизни. В докладе малавийской Комиссии по правам человека в 2003 г. было заявлено о расцвете торговли девушками в отдаленных северных районах страны, которых продавали за долги родители.

Впервые женщины в Малави получили право голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборы в 1961 г., в 1964 г. женщина вошла в состав парламента. В 1990 г. женщины занимали 10% мест в парламенте, в 2004 г. — 13,99% (27 чел.). В 2005 г. количество женщин в кабинете министров составило 0,1%.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика